Два английских моряка памятней, чем сотня русских воинов

Конечно, легче рвать на груди рубаху, декларируя защиту прав этнических русских, труднее пойти и сделать что-то конкретное - покрасить ограду, убрать мусор с братского захоронения…

В каждом городе есть памятные места. Таким для клайпедчан является мемориал воинам, павших в боях Второй Мировой войны. Раньше тут горел Вечный огонь, теперь в День Победы он утопает в цветах, которые приносят тысячи горожан. Но далеко не все даже старожилы знают, что в городе есть ещё один подобный памятник. Находится он в северной части, неподалёку от центрального стадиона и посвящён памяти ста с лишним русским воинов, погибших на полях сражений Первой мировой. Об этом говорит выбитая на русском надпись на сером граните, дублирована на немецком и литовском.

Скоро век, как воздвигнут этот памятник, но немецкая основательность, надёжность чувствуется до сих пор. Только вот неухоженность мемориала навевает грустные размышления: красивая кованая оградка поржавела, калитка покосилась и каким-то сердобольным прохожим подвязана верёвочкой, зелёные насаждения не одно десятилетие не подстригали, сам обелиск покрыт многолетней грязью.

И ни цветочка.

Контрастом смотрится захоронение двух неизвестно откуда взявшихся английских моряков, расположенное в десяти метрах от братской могилы русских воинов: гранитные плиты блестят как новые, территория вокруг аккуратно прибрана и засыпана мелким гравием, у каждой плиты свежий венок. Сравнение не в нашу пользу: где англичане и где русские…

Можно много разглагольствовать о великой русской культуре, о широкой и загадочной русской душе, но достаточно одного этого сравнения, чтобы начать сомневаться в этом. Конечно, легче рвать на груди рубаху, декларируя защиту прав этнических русских, труднее пойти и сделать что-то конкретное — покрасить ограду, убрать мусор с братского захоронения…

Неужели для этого надо уродиться на туманном Альбионе?!

Автору довелось много поездить по Европе, около трёх лет прожить в Соединённых Штатах, и везде зримо присутствие чужого этноэлемента. Впрочем, чужого для Западной Европы и Америки сейчас нет, миллионы выходцев из Африки и Азии здесь становятся своими, везде активно действуют культурные центры с библиотеками, кинотеатрами, сценическими площадками, где играют местные коллективы эмигрантов и посланцы с родины. Этнокультурный элемент органично входит в культурную жизнь города, в конечном счёте страны.

Чего не скажешь о Клайпеде, где ещё тридцать лет назад русскоязычные состояли в большинстве и ныне их более четверти горожан. Отнюдь не риторический вопрос: чем же занимаются десятки политических, общественных, культурных и иных формирований? Неужели все сводится к простой формуле, выраженной в известном произведении Джерома: амбиции, сэр, одни амбиции?