Фронтальное противостояние Польши и Литвы – от местечкового бурчания до «страстных» писем в ЕС

«NewsBalt» анализирует, куда приведёт наступление на польскую идентичность в прибалтийской республике.

На необъятных просторах Евросоюза идёт война, пока, слава Богу, тихая. Без танковых рейдов и ковровых бомбёжек. Трансильванские венгры, испокон веку проживающие в центре Карпат и оказавшиеся теперь на территории искусственно созданной Румынии (в количестве около двух миллионов человек), сделали ещё один шаг на пути к автономии (независимости?) — открыли в Брюсселе, в штаб-квартире Евросоюза, своё представительство, чем вызвали серьёзную пикировку Румынии и Венгрии. Недавно канцлер Германии Меркель собралась навестить Музей изгнанных народов, в экспозиции которого достойно представлены чешские ныне Судеты, польско-российская Восточная Пруссия, польское Поморье, Эльзас и Лотарингия, не раз переходившие из германских рук во французские… И только поднявшийся в связи с этим шум в собственных, а также зарубежных масс-медиа остановил фрау Ангеле от опрометчивого — поляки квалифицировали его как провокационный — шага.

Но это всё цветочки по сравнению с фронтальным противостоянием Литвы и Польши. Семена его посеяны ещё более шести веков назад, когда литовский князь Ягайла взял в жены польскую королевну на условиях принятия языческой Литвой католичества. С этих времен началась тихая экспансия поляков в литовские пределы, и теперь они по численности составляют более 6% — около двухсот тысяч человек — всего населения страны и опередили по этому показателю русских. В Вильнюсском крае они составляют абсолютное большинство и справедливо настаивают на том, что являются коренным населением и потому имеют право на свой язык, культуру и образование. 

Борьба против «шляхетской гордыни» началась сразу после восстановления независимости, когда ряд академических историков и ведущих политиков открыл истину: местные поляки вовсе никакие не поляки, а по сути те же литовцы, только подвергшиеся за века коренной ассимиляции. То есть для них настал момент счастья, когда можно – и нужно – отряхнуться от ненавистного полонизма и зажить истинной литовской правдой, верой, культурой и языком.

Двадцатилетие независимости стало годами реализации этой идеи-фикс: шло планомерное наступление на польскую идентичность. Вначале запретили писать фамилии на польский лад, затем отменили польские названия улиц и городов, обязали местных чиновников пользоваться государственным языком…  

Поляки выражали несогласие, но дальше местечкового бурчания протест не шёл. Настоящую бурю негодования вызвали недавние поправки в закон об образовании, согласно которому преподавание в школах повсеместно переводится на литовский. Независимо от того, кто сидит за партами — поляки, русские, литовцы, и требования к ним по языку, истории, основам этнокультуры – одинаковы, что, по мнению парламентариев и одобрившего законопроект правительства, должно повысить конкурентоспособность представителей национальных общин на рынке труда.  

Мудро подмечено: благими намерениями выстлана дорога в ад. Группа европарламентариев – среди них Вольдемар Томашевски, лидер протестного движения литовских поляков — направила в органы Евросоюза тревожное письмо, в котором обвинила власти Литвы в сознательной политике ассимиляции польского меньшинства, отступлении от демократических норм, принятых в европейском сообществе, нарушении подписанных конвенций по правам человека.  

Литва не замедлила с ответным ударом: в таком же по накалу страстей письме, адресованном также руководителям Евросоюза, группа депутатов Сейма во главе с известным ястребом-русофобом Ландсбергисом уличила авторов предыдущего обращения в разжигании национальной розни, подрыве межэтнического согласия, которого, свидетельствую как прямой объект и субъект этих событий, никогда не существовало. Позиция литовских властей открыла дверь радикалам: на телевидении под овации националистов показан сюжет о срывании и уничтожении уличных табличек с литовскими названиями, но писаными польскими буквами, в эфире прозвучала песня, в которой истинный литовец празднует победу среди трупов уничтоженных поляков, русских и евреев. Марши фашиствующих молодчиков под лозунгами «Литва для литовцев» и нацистскими свастиками стали обыденным явлением.  

А в Польше ширится движение в защиту дискриминируемых в соседнем государстве соплеменников, премьер Туск, отмечая ухудшившиеся отношения, возлагает вину на литовскую сторону и призывает проявить государственную мудрость…  

Резонный вопрос: куда дальше?  

Особого разговора в связи с этим заслуживает позиция русской и русскоязычных общин, которых курс властей на ассимиляцию касается ничуть не меньше, чем поляков. В целом они поддерживают польский протест, было даже одобрительное заявление российских госчиновников. Однако по готовности активно защищать свои интересы, идти, образно выражаясь, на баррикады, русские явно проигрывают полякам.  

Лидер Русского альянса, партии, зародившейся в Клайпеде, Тамара Лоханкина ограничилась словесной поддержкой протеста, а Виктор Успасских, местный олигарх родом из Архангельской области, европарламентарий и руководитель одной из крупнейших партий, вообще занял нейтральную позицию.  

Педалировать тему национальных корней, автономности культуры меньшинств — напрасный труд, политика, как известно, — искусство компромисса. Но подобная позиция, по меньшей мере, недальновидна: разве может быть согласие, примирение с теми, кто держит свой сапог на твоём горле, кто принял курс на то, чтобы стереть твой народ с этнографической карты страны?  

История учит: это может быть только началом.


Также по теме:

Польский МИД возмущён заявлениями литовского посла о поляках Литвы