Литва учит Россию демократии, сидя в окопах

Стоило Бараку Обаме одобрительно-покровительственно похлопать литовского президента по плечу, как у Дали Грибаускайте открылась острая необходимость учить Россию правилам хорошего тона.

Недавно в Вильнюсе состоялась международная конференция по демократии, которую почтила своим высоким присутствием госсекретарь Соединённых Штатов Америки госпожа Хиллари Клинтон (в скобочках заметим: ну какая демократия без США, военные операции которых за последние десять лет привели к гибели по меньшей мере 225 тысяч и ранению 365 тысяч человек, сообщает агентство Франс-пресс со ссылкой на исследования американского же университета Брауна). Речей на саммите защитников народа (кто-то определил его как шабаш) произнесено много, разного рода и направленности, однако в выступлениях литовских записных демократов — едва удержался, чтобы не взять этот термин в кавычки — пробивалась, как чертополох средь озими, настойчивая мысль — Литва светоч и оплот европейской демократии, её историческая миссия – осчастливить ею стонущие от гнета авторитаризма и диктатуры народы России и Белоруссии.

Совершенной власти нет и, наверное, никогда не будет, далеко не всё хорошо в этом плане и у наших больших соседей. Однако не будем отнимать хлеб у профессиональных праволюбов и филантропов типа Ландсбергиса, литовского премьера Кубилюса и иже с ними — по части политической демагогии соревноваться с ними трудно. Да и стоит ли? Как говаривал поэт: «И не оспаривай…» Хотелось бы о другом — о соринке в чужом глазу и о бревне в собственном.

Логика, элементарная порядочность(а тут можно вспомнить и античных мудрецов, которые учили: поступай так, как говоришь, и наоборот) предполагают некое право (моральное, юридическое, историческое) на роль наставника. Согласимся, по меньшей мере было бы странно, если бы учить взрослых жить взялся ребёнок. Не уверен, что демократию можно утвердить законодательным актом, это процесс длительный и подчас болезненный, Великобритания тому яркий пример. Ну, а Литва — может ли она считаться лидером, учителем в этом деликатном далеко не риторическом вопросе?

Меняются в стране политики, а претензии на лидерство остаются. При прежнем президенте, американском гражданине Адамкусе, местные политики назначали Литву региональным лидером, причем этот «регион» даже превосходил государство Витаутаса Великого от моря и до моря и доходил аж до Грузии (опять же в скобочках заметим: мантры литовских государственных мужей о лидерстве соседями воспринимались с снисходительной усмешкой: чем бы дитя ни тешилось…) Учёные всерьёз заговорили о ментальной предрасположенности литовцев к справедливости, напрочь забыв о тех лихих временах, когда князья литовские в сговоре с татаро-монгольскими ханами раздирали на части ослабевшую Русь, о том, что именно в межвоенной Литве в результате путча пришёл к власти один из первых в Европе полуфашистский режим Сметоны. Новый президент Грибаускайте несколько сбавила накал риторики, но об исторической миссии не забыла, и устами премьера Кубилюса неоднократно озвучила неумное стремление учить русских уму-разуму (внешняя политика – это поле исключительно главы государства, и если президентура не дезавуировала заявление премьера, значит, полностью согласна).

Итак, какими же ценности намерена осчастливить варварскую Россию просветлённая Евросоюзом и НАТО балтийская сестра? На сей счёт любопытно заглянуть в последний отчёт Еврокомиссии (кабинет министров Евросоюза), который бьёт тревогу по поводу нарушения прав человека в Литве. Только один красноречивый факт: за каждым 35-м человеком в стране ведётся тотальная слежка — и это в среднем, включая младенцев и немощных старцев. Прослушкой телефонных разговоров — частных, служебных — в Литве «балуются» более чем в двести раз чаще, чем в Германии, во многие десятки раз, чем в Греции, Испании, Франции и прочих европейских странах.

Кто держит на крючке граждан свободной Литвы? Спецслужбы, объясняющие это интересами безопасности. Не раз их ловили, что называется, за руку на месте преступления, в том числе и журналисты, но национальные интересы всегда оказывались выше права личности на частную жизнь. Парламентская комиссия, созванная по этому поводу, так и не пришла ни к каким выводам. И как тут не сравнить это почившее в бозе дело с ураганом, поднявшимся в Англии по аналогичному поводу и заставившее парламент прервать (неслыханное дело!) летние каникулы, вызвать на ковёр совершающего официальный визит в ЮАР премьера Камерона, отправить в отставку двух важнейших чинов полиции и прочее!?

Громкий резонанс в обществе вызвал процесс над бывшим депутатом Сейма, ныне лидером Социалистического народного фронта Альгирдасом Палецкисом. Потомок одного из руководителей советской Литвы, он обвиняется в покушении на национальные символы, коим является штурм советскими войсками столичной телевизионной башни двадцать лет назад. В официальной версии много тёмных пятен, нестыковок, откровенного навета, что даёт основание аналитикам говорить о спланированной провокации, когда свои стреляли в своих. За стремление к истине, в конечном счёте — исторической справедливости — политик может схлопотать немалый срок. Как были упрятаны в своё время несогласные с режимом Иванов и Бурокявичюс, как подвергаются преследованию и сейчас острые критики крайне непопулярной власти лидеры крупнейших партий Успасских и Паксас, бывший премьер-министр Прунскене.

И что общего с демократией могут иметь законоположения, запрещающие советскую символику, но разрешающие фашистскую свастику как культовый символ древних литовцев?! А песня, с экранов телевизоров и по радио призывающая чистых литовцев убивать русских, поляков и евреев? Германский журналист, вникший в суть дела, взялся за голову: нормальному немцу подобное может присниться только в страшном сне. Уж не этим ли ценностям литовские культуртрегеры собираются учить неразумных русских?

Нет-нет, в литовском социуме достаточно знающих, образованных людей, в совершенстве владеющих либерально-демократической риторикой, их выступления и статьи ласкают наши органы чувств настолько, что порой в душевном порыве хочется воскликнуть: вери гуд, ребята, продолжайте в том же духе. При ближайшем рассмотрении слово и дело оказываются, как говорят в Одессе, двумя большими разницами. Держать человека без суда и следствия в тюрьме – вопиющее беззаконие, это скажет любой уважающий себя политик и даже просто гражданин, но тем не менее американцы не только доставляли в Литву задержанных якобы террористов, но и держали их в устроенной ими в независимой (!) стране тюрьме, скорее всего, применяли, как всегда и везде, изощренные пытки.

Новый президент поначалу отмежевалась от проамериканского курса своего предшественника, приказала разобраться с американскими тюрьмами, но минуло много месяцев, а воз, как говорится, и ныне там. Были это американские застенки или комфортабельные спа-отели, пытали ли арестованных американцы или кормили шоколадом и пели на ночь колыбельную — покрыто мраком неизвестности. Может, это и есть демократия: хочу — расследую, не хочу — не расследую? Даю больше половины за то, что не расследуют, потому что открыть истину — осложнить отношения с американским стратегическим союзником, который взял под своё крыло защиту балтийской свободолюбивой сестры от жестокого российского – да нет, не брата — агрессора.

Стоило американскому президенту одобрительно-покровительственно похлопать Грибаускайте по плечу, как у литовского президента открылась острая необходимость учить Россию правилам хорошего тона: и цена за получаемый из России газ оказалась политической, и строительство собственной атомной станции Литва будет вести в пику российским интригам и диктату. Политологи квалифицируют: налицо окопный синдром, и задаются вопросом: насколько возможна в окопах демократия? И какова ей цена на мировом рынке?