В Литве вновь бросают на стол миф об угрозе русского Ивана национальной энергобезопасности

Послесловие к празднику – Дню государственности Литвы – в материале собкора «NewsBalt» в Литве Валерия Мокрушина.

Вчера, 6 июля, Литва в очередной раз торжественно отметила День коронации Великого князя Литовского Миндаугаса. Звучали приветственные речи, на официальных раутах рекой лилось шампанское, ещё раз смаковалась историческая миссия владетельного монарха, сумевшего значительно — в несколько раз — расширить свои владения за счёт ослабленной татаро-монгольским нашествием Киевской Руси.

Властитель языческого государства принял крещение и учредил епархию, напрямую подчинявшуюся Римскому папе, а в благодарность за это и в знак примирения (а ведь до этого из Рима раздавались призывы к крестовому походу против последнего европейского государства не во Христе) католический первосвященник наградил князя короной. Произошло это в первой половине тринадцатого века.

Ну что ж, у каждого народа свои праздники, свои герои, однако дотошные исследователи настаивают на том, что в этой истории много неясного, а порой даже сомнительного. Корона, как правило, сопровождалась повышением формального звания: князья становились королями, а княжества, соответственно, королевствами. И корона, и звание передаются по наследству. 

В случае с Литвой этого не произошло, как не оставило это событие формального следа ни на географических картах Европы, ни в памяти деятелей того века. А ведь Литва в то время, хотя и не достигла ещё пика своего могущества, по праву считалась одним из сильнейших государств Европы. То есть если коронация и состоялась, то носила какой-то неакадемический, случайный характер.

То ли Римский папа обладал даром предвидения, то ли вполне осознанно, но впоследствии этакая усечённая, нетрадиционная индульгенция оправдалась: Миндаугас вернулся в язычество, закрыл епархию и выслал ксёндзов из страны, а впоследствии бесславно погиб от рук своих же родичей.

Эти наводящие на глубокие размышления факты тем не менее не мешают отдельным ультрапатриотическим горячим головам говорить о древней Литве, как о состоявшемся королевстве, о её почётном месте в ряду просвещённых государств Европы.

Один из мудрецов тонко подметил: у каждого времени своя история, потому понятно стремление исторической науки независимой Литвы заново осмыслить известные факты и события. Подобное происходит, по свидетельству масс-медиа, на всём постсоветском пространстве, в том числе и в России.

Татарские археологи установили, что Казань, столица Татарстана, едва ли не ровесница Рима, грузинские антропологи нашли прародину человечества в горах Сванетии, президент Азербайджана Алиев настаивает на том, что это они, азербайджанцы, пригласили армян на их нынешние земли…в гости.

У серьёзных учёных и просто думающих людей подобные исторические откровения вызывают лишь улыбку: чем бы дитя не тешилось… Ну разве можно без иронии воспринимать вывод одного из ведущих историков независимой Литвы Зигмаса Зинкявичюса о том, что только Литва остановила татаро-монгольские орды на их пути на запад. Легла, образно выражаясь, на амбразуру и этим спасла европейскую цивилизацию от краха.

Как будто не Киевская Русь приняла на себя первый и самый страшный удар азиатских кочевников, как будто не было двух веков жесточайшей борьбы русских земель за право жить по своему закону, как будто не пали в этой борьбе тысячи и тысячи русичей — значительно, без всякого сомнения, больше, чем литовцев.

И как тут забыть, что нередко по ту сторону баррикад на стороне татар воевали литовские полки, выполняющие благородную, по замыслу Великих князей, задачу по ослаблению главного противника — Московского княжества. Как грузины нашли прачеловека (ему более полутора миллионов лет) в своих горах, так и литовские борцы за великую и могущественную спасительницу Европы пытаются найти отечественные корни на западе страны и за её пределами.

Вот Клайпеда, ныне один из крупнейших портов на Балтике. Стоит почитать не только прессу, но и учебную литературу, чтобы убедиться — Клайпеда основана литовцами и в древние времена принадлежала им. До сих пор в ходу легенда, что здесь на рубеже тысячелетий существовала одноимённая деревушка, населённая рыбаками и морскими разбойниками, именно от неё ведёт свой род нынешний порт.

Однако археологи перекопали всё побережье, но мифического литовского форпоста так и не могут найти. Раскопали несколько селений куршей, как подозревают линвисты, само название имеет куршские (курши, одно из могущественных балтских племён, занимали всё юго-восточное побережье Балтийского моря — от Вислы до Рижского залива) корни и значит «едящие хлеб». Нашли следы ещё одного балтского племени пруссов, уничтоженного и частично ассимилированного германскими крестоносцами…

А вот следов литовцев как не было, так и нет. Но археологи не отчаиваются, продолжают копать, денег на благие цели государство не жалеет. В центре Клайпеды этаким символом одновременно печали и оптимизма высится монумент, называемый в народе вешалкой: полированная гранитная перекладина на полированных же столбах. Один край, смотрящий на юг, надломлен. По краю перекладины надпись — одна земля, один народ, одна культура. Без толмача понять, что к чему, трудно.

Инициаторы и авторы монумента объясняют: отколовшаяся часть — это Малая Литва (термин, принятый как в общественных, так и государственных институциях), находящаяся ныне под Россией, а Калининград на самом деле – литовский Караляучюс (калька с немецкого Кёнигсберг). Аппетит приходит во время еды — недавно в центральной прессе появилась статья видного политолога, одного из организаторов Саюдиса и сигнатора (подписанта) Акта о независимости Озолоса, в которой тот вполне серьёзно обосновывает важность мирного воссоединения Малой Литвы с матерью-родиной.

Между строк можно прочитать: сейчас удобный момент, Россия слаба, у ней вряд ли хватит сил долго сопротивляться давлению Литвы при поддержке мощного союзника и напарника в лице Евросоюза.

Нового в этом немного, порабощение Киевской Руси и значительной части Московского княжества нынешние историки объясняют высшей справедливостью — в давние времена на этих обширных территориях якобы жили племена древних балтов. Что любопытно: мифотворчеством занимается прежде всего элита, решающая с его помощью свой зачастую корыстный интерес: получить доступ к кормушке, то есть к государственному пирогу.

Министр обороны Юкнявичене стращает народ российской угрозой, танковыми колоннами, ядерными ракетами, которые вмиг раздавят гордую независимую Литву. Под эти страшилки наращивается военный бюджет, покупается оружие (пусть БУ, пусть устаревшее), верстаются планы по отражению агрессии соседа, кружат над Балтией военные самолеты стран НАТО, базирующиеся на бывшем советском военном аэродроме в Шяуляй (и это при том, что Запад клятвенно заверял Горбачева, что военный блок никогда не примет в свои ряды бывшие советские республики), активно обсуждаются варианты размещения в прибалтийских странах военных баз НАТО…

За иными мифами-страшилками торчат уши ястребов из Вашингтона, помогающих своим промышленникам освоить литовскую целину. Приватизация «Мажейку нафта», единственного нефтеперерабатывающего завода в странах Балтии, развивалась как захватывающий триллер под интригующим лозунгом — «Не пустим Ивана к трубе». Завод попал в руки американской компании, которая в течение короткого времени сняла сливки и слиняла.

Жизнь в умирающее предприятие вдохнул ЮКОС, известная российская компания не только вложила миллионы долларов в реконструкцию производства, но и построила морской терминал для приема сырья и отгрузки продукции. Теперь заводом владеет польский концерн Орлен, и опять он приносит хозяевам убытки, и снова идут разговоры о его продаже.

И тут, как джокер из рукава, вновь выбрасывается на стол миф об угрозе русского Ивана национальной энергобезопасности. Паны шельмуют, а у холопов чубы трещат.

В итоге: стоимость бензина в Литве достигла двух долларов и это заметно выше, чем в соседних странах (не говоря о России и Белоруссии), жизненный уровень резко упал. Те самые холопы, которым всё труднее сводить концы с концами, всё меньше верят мифам-страшилкам.

Последний опрос показал: более 40% считает, что раньше жилось лучше. Тех, кто не согласен с ними, более чем в два раза меньше. Простая, но убедительная арифметика.