«Назови Адамкус фамилию — стало бы понятно, принял ли условия шантажиста экс-президент Литвы или отверг их?»

«NewsBalt» анализирует, почему бывший глава Литвы Валдас Адамкус, признавшись о давлении на него, не решился обнародовать имя истинного «вождя литовской нации».

Литовский политикум — впрочем, и не только литовский и не только политикум — основательно встряхнуло очередное откровение Валдаса Адамкуса, более двух лет назад сдавшего полномочия президента Литвы: ничтоже сумняшеся он признался, что на него, главу государства, оказывалось устное и письменное давление, более того-ему угрожали, шантажировали. Был бы это какой-нибудь чиновник низшего или даже среднего звена — никто бы не удивился, коррупция, давление, подкуп стали обычным явлением в литовской действительности. Но вот, чтобы президента, гаранта конституции взять за, простите образ из биологии, жабры — это, если рассуждать цивилизованно, из ряда вон.

Впрочем, так ли? При импичменте президента Паксаса, пост которого наследовал Адамкус, ложь, подтасовки, наветы и прочее использовались в полный рост, что, собственно, и признал частично Европейский суд по правам человека, рассмотревший иск стёртого в порошок Паксаса. Кстати, отставной президент, а ныне европарламентарий, убежден, что это только первый шаг на пути полной его реабилитации как политика, восстановлении его прав, в том числе и на участие в выборах президента в качестве кандидата. Адамкус лично в обливании грязью Паксаса не принимал, эту работу отменно сделали подручные силы — консерваторы, национал-патриоты и радикалы всех мастей, поддерживающие Адамкуса с первых шагов в литовской политике.

Итак, бывший президент расписался в собственном бессилии, политической импотенции. А как иначе можно назвать давление, шантаж действующего главы государства? Если это было на самом деле и президент не предал его огласке и юридической (а может- уголовной?) оценке, что обязан был сделать — в любом случае это ложь. Ложь, подрывающая устои государства.

Тут самое время задать вопрос, заданный известным литературным героем: а был ли мальчик? То есть многие политологи и специалисты ставят под сомнение обнародованные Адамкусом откровения. Ведь кто такой по сути этот засланный из Америки казачок? Случайность в политике доказывается всей его жизненной карьерой, прич`м многие страницы остаются весьма туманными. Уроженец Каунаса действовал на стороне фашистской Германии, утверждает, что участия в карательных операциях против мирных граждан не принимал, однако посчитал за благо уйти вместе с фашистами на Запад, а затем перебрался в Америку. Сменил имя и фамилию (зачем, спрашивается?), активно участвовал в деятельности антисоветских организаций, что и сделало ему имя и благословение дядюшки Сэма. В Литве занимался (два президентских срока) тем же, чем и в рядах фашистской армии — боролся против России, которую считал, как и Советский Союз, с подачи Рональда Рейгана империей зла.

Ну, а ложь — куда же без неё? Показательна нашумевшая история с американскими тюрьмами. Предложение открыть такие воспитательно-карательные заведения получил ещё Паксас в бытность свою президентом, но решительно отверг.

Адамкус тоже утверждает, что добро на это не давал. Американские же масс-медиа — европейские тоже — убеждены, что тюрьма (тюрьмы?) всё же в Литве действовала, но следствие, проведённое на самом высоком уровне, дало нулевой результат: следственная комиссия не может утверждать, что такой тюрьмы не было, но и ручаться, что подобный застенок действовал, не берётся. Прежде всего, из-за отсутствия документальной базы. Хотя журналисты — и местные, и зарубежные — давали точный адрес в окрестностях Вильнюса, публиковали десятки фотографий, называли очевидцев. Действующий президент Грибаускайте постаралась притушить скандал, отправив в отставку называвшихся в ходе следствия лиц. Общественность до сих пор в растерянности: так были ли бесконтрольные посадки американских бортов на литовских аэродромах, доставляли ли к нам пленённых американцами граждан третьих стран и пытали ли их на земле Марии, как именуют Литву туристические проспекты? Не может быть, чтобы в серьёзном государстве с бюджетоёмкими системой контроля , службой госбезопасности, тотальной слежкой не смогли найти такие явные «концы». А ведь утаённая правда есть, простите за банальность, ложь.

Искушёные обозреватели пытаются ответить на ещё один вопрос: почему именно сейчас Адамкус выступил со своим откровением? Мнения тут разные. Одни считают, что скучающий пенсионер Соединенных Штатов решил напомнить о себе — давненько о нём не говорили, а быть в центре внимания лестно. Поэтому, думается, год назад экс-президент подверг довольно резкой критике внешнюю политику своей наследницы, которая делает неосторожные шаги на Восток, навстречу России и Белоруссии (в скобочках не могу не заметить, что Грибаускайте оказалась послушной наследницей, тон её в отношении восточных соседей заметно изменился, в нём чётко прослеживаются металлические нотки). Другие намекают на его претензии на, так сказать, духовное лидерство, даже на должность отца нации по типу Ден Сяопина. Третьи предполагают, что Адамкус ещё хоть куда и, несмотря на преклонный возраст (ему 85), подумывает о возврате в активную, реальную политику.

Мы же сойдёмся на том, что все суждения имеют право на жизнь, как и то, что все эти причины могут действовать в комплексе — две, три в одном флаконе. Вспомним, именно Адамкус стал главным архитектором антироссийского курса Литвы, заложенного клиническим русофобом Ландсбергисом, именно он привязал страну к крепко сидящей на мели американской супердержаве. И напрасно доказывать, что ставка сделана на несчастливый номер, на крепко больного на весь организм скакуна. Было бы лишне спрашивать, как ещё может думать выходец из-за океана, регулярно встречающийся с работниками госдепартамента и прочими чиновниками, смотрящими за своими подопечными. За океаном тоже не без интереса следят за тем, как активно действует балтийская сестра в рядах воителей за демократию и кто возглавляет эту борьбу. Адамкус, осмелюсь предположить, с его оголтелой россияфобией ей был бы весьма и весьма удобен.

На пресс-конференции, на которой Адамкус бросил свой камень, он дипломатично ушёл от явок, адресов и фамилий: мол, не время, ради спокойствия, будущего Литвы он может открыть это лет этак через пятьдесят, после своей смерти. Ну, альтруизм по определению не свойственен политикам. Не исключение, исходя из вышесказанного, и наш возмутитель спокойствия. Дотошные по профессии, попытаемся докопаться до истины методом известного сыщика Шерлока Холмса. Рассуждая логически дедуктивно, можно объяснить эту фигуру умолчания. Назови Адамкус явки и фамилии — тайное стало бы явным, стало бы понятно, принял ли условия шантажистов экс-президент или отверг их. В том и другом случае его действия заслуживали по меньшей мере общественного внимания, если не сказать — парламентского анализа. Если согласился играть по придуманным кем-то правилам — значит, нарушил конституцию, гарантом которой является согласно данной присяги.

В случае же отказа следовало обнародовать вопиющий факт шантажа и дать возможность оценить это прокурорам. Адамкус этого не сделал. Отсутствие конкретных имен и реальных фамилий сейчас означает одно – намерение экс-президента упрятать концы в воду. Через полвека многих фигурантов дела, в том числе и Адамкуса, скорее всего не будет в живых, обвинять тогда будет некого. Ещё одно существенное соображение: выложи экс-президент все карты на стол, сразу станет понятно, сколько здесь правды, а названные персоналии могут и притянуть в суд.

Вот мы и дошли до главного — до этих персоналий, которые, по словам нашего героя, звонили, писали, указывали, кого кем назначить, угрожали, шантажировали. Немного среди политиков смельчаков, которым по силам замахнуться на действующего главу государства. Называется несколько фамилий, чаще всего — Ландсбергиса и мэра столицы Зуокаса. Первый считает себя отцом литовской свободы, подчеркивает свою решающую роль в восстановлении независимости, первом по сути президентстве и постоянно всех учит — парламент, правительство, президента, Евросоюз, Россию, далёкую Америку и даже всё мировое сообщество, которое якобы живёт неправильно только потому, что не следует заветам музыковеда. Он вполне мог бросить свои пять копеек в копилку действующего президента, посоветовать, подсказать, нажать, предупредить о тяжких последствиях для страны и президента. Зуокас — политик яркий, молодой, с неуёмными амбициями, однако вряд ли он мог решиться на столь дерзкий вызов. Хотя чем чёрт не шутит, в литовской политике, которая по сути пребывает пока даже не в детских штанишках, а в пелёнках, может быть всё. Как и то, что с подобным афронтом выступил политик (а почему не какой-нибудь олигарх?), пока сидящий в кустах, но сильно болеющий за страну? Допустим, Озолас, сигнатор акта о независимости, философ, выступающий с остро национальных, граничащих с националистическими позиций, которому тоже всё не так и не эдак. Ранее он входил во власть, трудился в парламенте, но последнее время не в фаворе, чем, конечно, очень обижен…

Гадать, в том числе и раскладывая политический пасьянс, занятие, как известно, неблагодарное. Одно известно более или менее точно: круги от брошенного Адамкусом камня расходиться будут ещё долго. Парламентская оппозиция уже потребовала возбудить дело и провести следствие по обнародованным фактам. Уверен, дальше будет не менее интересно.


Также по теме:

Почему экс-президент Литвы Адамкус вспомнил о шантаже перед «гламурными» беллетристами?

Генпрокурора Литвы просят расследовать шантаж против экс-президента Адамкуса