Фото: коллаж «NewsBalt».

Скажется ли на сотрудничестве с Евросоюзом околополитический скандал в Калининграде?

Почему в Калининградской области выставлен за дверь опытный эксперт по европейским проектам Виктор Кошелев, выяснял «NewsBalt».

В Калининградской области разгорелся околополитический скандал, который может негативно сказаться на сотрудничестве с Европейским Союзом. Власти самого западного муниципалитета России — Балтийского района, расположенного на берегу Балтийского моря — ликвидировали отдел по внешнеэкономическим и внешнеполитическим связям, который возглавлял председатель российского секретариата еврорегиона «Балтика» Виктор Кошелев.

Конфликт вылился в публичную плоскость вчера, 10 сентября, когда общественный совет рассматривал кандидатуры на пост главы администрации города Балтийска. Кошелев был в числе претендентов на эту должность, однако его выступление оказалось в своём роде уникальным – ни одного из кандидатов не перебивали столь бесцеремонно, как экс-главу российского секретариата еврорегиона «Балтика». Корреспонденту «NewsBalt», как человеку со стороны, могло показаться, что здесь играют роль личные претензии друг к другу — как совета, так и кандидата. Кошелев, например, поинтересовался, почему его «уволили по сокращению численности одного-единственного, а после были приняты ещё четыре человека». На что сопредседатель совета Андрей Хорышев бросил:

— Обиды свои потом расскажете.

По мнению Кошелева, с ликвидацией отдела по внешэкономсвязям Балтийск, по сути, отказывается от плотного участия в европейских проектах и от команды, которая бы могла продвигать город на международном уровне. Виктор Кошелев проработал в администрации Балтийска почти 20 лет: был начальником отдела внешних связей, затем заместителем главы администрации Балтийска. Затем, после смены руководства муниципалитета, начались понижения: Кошелева перевели на должность начальника отдела перспективного развития и планирования. А теперь вообще выставили за дверь.

По словам Кошелева, участие Балтийска в программе создания международного транспортного коридора Запад-Восток стоит под вопросом, так как этим просто некому заниматься. В конце сентября в Балтийск должны были приехать шведы, которые намеревались сделать анализ потенциальных судоходных грузов и пассажиров. В случае положительного результата, началось бы создание транспортной морской линии между Карлскруной и Балтийском. Визит шведов отложен на неопределённый срок. Кроме того, Балтийск грозятся исключить из Союза балтийских городов за неуплату взносов в течение трёх лет:

— Президент союза написал письмо, в котором заявил, что если мы не оплатим взнос, то нас исключат из союза, — сказал в беседе с корреспондентом «NewsBalt» Кошелев. – Я думаю, условно нас уже исключили.

В свою очередь администрация района ссылается на федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому у райадминистраций нет полномочий вести подобную деятельность. Кошелев возражает, что существует европейская рамочная конвенция по приграничному сотрудничеству, согласно которой подобная деятельность необходима.

В личной беседе с «NewsBalt» глава администрации Балтийского района Татьяна Бондарчук отрицала личные разногласия между администрацией и возмутителем спокойствия.

— Знаете, ничего личного нет. Виктора Николаевича знают все, он уже много лет работает в городе Балтийске. У нас так говорят люди: мы не можем верить в сказки.

Глава говорит, что полтора года своего пребывания в должности она в состоянии отчитаться о своей работе. А вот отдел Кошелева «за пять лет не дал ни одного туристического продукта или продукта по внешнеэкономическим связям».

Бондарчук отмечает, что порт Балтийска находится в федеральном ведении, а Кошелев хочет тратить на него муниципальные деньги, которых не хватает даже на создание пресс-службы районной администрации. Что же касается принятых после Кошелева сотрудников, то они, по словам Бондарчук, не являются муниципальными служащими. Они были взяты по соглашениям и занимаются энергоменеджментом.

Также Бондарчук отметила, что Кошелеву после увольнения были предложены другие места. Например, должность в городской администрации Балтийска и в областном агентстве по туризму. Кошелев говорит, что ни одно из предложений не исходило от его бывшего руководителя, как того требует закон.

Бондарчук отдаёт должное Кошелеву, который «делает всё, чтобы в Балтийске начали строительство глубоководного порта». Напомним, федеральное агентство морского и речного транспорта объявило конкурс о строительстве такого порта. Однако, по мнению Бондарчук, порт и так будут строить в Балтийске, ведь «не может быть чтобы наши инженеры, замечательные мозги, вдруг приняли решение что порт должен быть в другом месте».

— Мне кажется что Балтийск – это тот город, который максимально для этого расположен, — говорит Бондарчук.

От редакции. Концепция Виктора Кошелева, которая, по его мнению, поможет Балтийску привлечь весомые деньги в бюджет, безусловно, отдаёт популизмом. Среди концептуальных направлений — интеграция в мировую и отечественную экономику, развитие мультимодального транспортного сообщения, развитие порта и инфраструктуры дорог, содействие жизнеобеспечению военно-морской базы Балтийского флота и многое другое  «нью-васюковское». 

Но в этой истории существенен, на наш взгляд, один момент: опытный международник Кошелев оказался за бортом именно тогда, когда Калининградская область вступает, может быть, в самый главный этап своей интеграции с Европой (это и предстоящее малое безвизовое движение с Польшей, и продвижение Москвой Калининграда, как российского центра в Европе (вспомним хотя бы мартовские переговоры в Калининграде глав МИД России и Норвегии Сергея Лаврова и Йонаса Стёре отнюдь не «калининградской тематике»), и подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, в котором Калининград, возможно, станет визитной карточкой России для иностранных болельщиков). 

Мы, что называется, разбрасываемся патронами при скудной кадровом резерве как в России, так и в Калининградской области.