«Абсолютное большинство литовцев не знает, что же на самом деле произошло 13 января»

Председатель Социалистического народного фронта Литвы Альгирдас Палецкис, против которого расследуется дело в связи с его высказываниями о событиях января 1991 года, высказал «NewsBalt» свою точку зрения на становление литовской независимости.

В 1-м апилинковом суде г. Вильнюса продолжается рассмотрение дела против председателя Социалистического народного фронта Литвы, члена президиума международного правозащитного движения «Мир без нацизма» Альгирдаса Палецкиса. Литовская прокуратура утверждает, что Палецкис «извращает факты и оскорбляет память тех, кто ценою своих жизней отстоял литовскую независимость в 1991 году». Поводом для возбуждения дела послужили слова Палецкиса в радиоэфире о том, что «свои стреляли в своих». Политические оппоненты усмотрели в этих словах попытку оправдать «советскую военную агрессию против независимой Литвы» и «насмешку над погибшими у стен телебашни». Сам Палецкис утверждает, что не совершал никакого преступления, а просто указал, что «пока ещё остается много вопросов о событиях 13 января, на которые многолетнее следствие не дало ответов».

Альгирдас Палецкис в интервью «NewsBalt» высказал свою точку зрения на события 13 января 1991 года в Вильнюсе.

— Альгирдас, какова была цель открытой дискуссии по событиям 13 января 1991 года, после которой против вас возбудили уголовное дело?

— Цель одна – раздвинуть завесу умалчивания, которая до сих пор покрывает эти события. Обнародовать вопросы, которые до сих пор никто не поднимал. Начать поиск и помочь найти всю правду, какой бы неприятной она для кого-либо не была. Мы сталкивается с такой ситуацией – абсолютное большинство жителей Литвы, по существу, не знает, что же на самом деле произошло ночью 13 января. Не знают, поскольку двадцать лет им об этом не говорили. Поэтому для многих то, что мы сказали, стало очень неожиданной информацией, к которой им ещё предстоит привыкнуть. Мало кто читал книги писателя Витаутаса Петкявичуса, ещё меньше людей слышали про интервью экс-министра охраны края Аудрюса Буткявичуса, а с самим судебным делом по тем трагически событиям и вынесенном решением знакомы вообще единицы.

— Вы считаете, что эта тема, по-прежнему, актуальна в литовском обществе?

— Бурная реакция на нашу позицию, которую продемонстрировали некоторые силы, только подтверждает то обстоятельство, что тема событий 13 января является весьма актуальной. Это напомнило о том, что ещё не установлены и не наказаны все истинные виновники-провокаторы тех событий. Настоящие патриоты Литвы – это не те люди, которые бьют себя в грудь и вопят о своей любви к отечеству. Это псевдопатриоты. Настоящие патриоты это те, стремятся выяснить всю правду и не боятся в связи с этим ставить неприятные вопросы. Достаточно большое количество безоружных жертв в Литве — по сравнению с Латвией, где погибли 5 человек и Эстонией, где никто не погиб — заставляет задуматься – почему в Вильнюсе было так много жертв, можно ли было их избежать? Не планировалось и не провоцировалось ли пролитие крови, кто были эти возможные провокаторы? Этих жертв можно было и нужно было избежать!

В то же время в Литве кое-какие «шахматисты» просчитывали по-другому, или, как позже хвалился другой деятель Буткявичус, — « играли в другую игру». Буткявичус в интервью газете «Обзор» в 2000 году на вопрос журналиста Альгирдаса Плукиса о том, случайны ли были те январские жертвы, или они планировались литовской стороной, кратко ответил: «Да!», т.е. планировались. Журналист продолжал: «То есть вы сознательно шли на эти жертвы? Вы их просто спровоцировали?» И Буткявичюс снова ответил: «Да». «И вы не чувствуете угрызения совести, ну… за то, что вы людей, в общем-то, подставили?» — продолжал расспрашивать журналист. «Я просто играл, ясно сознавая, что произойдет. Но хочу сказать, что по сравнению с тем, что происходило в других местах Союза, это были очень маленькие жертвы. Я могу сказать и другое – эти жертвы нанесли такой мощный удар двум столпам советской власти – армии и КГБ, что произошла их компрометация. Я не могу оправдать себя перед родными погибших. Я прямо скажу – да, я планировал это. Я работал долгое время с профессором Джоном Шарпом, который занимался, что называется гражданской обороной. Или психологической войной». Таким образом, Буткявичус сам во всём признался.

В конце концов, имеется свидетельство Ромуалдаса Озоласа, тогдашнего заместителя премьер-министра Литвы, которое приведено в его недавно изданной книге дневников «Аушрос раудоняй». На 171-й странице Озолас пишет: «Цинизм Ландсбергиса (Витаутас Ландсбергис — тогдашний руководитель Литвы. — «NewsBalt») не знает границ. Хотя бы подождал (прежде чем награждать погибших) пока выяснится окончательное количество жертв, пока не станет ясно, как это случилось и произошло. Кто были этими трусами, обманщиками. Которые не сказали, что созываются люди. Тогда бы они погибли бы свободными людьми. Теперь же –обманутыми». И на 199-й странице: «Было известно и о планируемых ночных событиях. И люди были призваны намеренно. Организаторы прекрасно знали, что на американцев действует лишь один аргумент – гибель невоюющих. Вот и были брошены под танки безоружные люди».

Буткявичус в другом своём интервью признал, что они планировали поджечь дом печати. Как он заявил, «ради информационного фарса». А ведь там работали ничего об этом не знавшие люди! Так почему же это не расследуется? Ведь это очевидная провокация! Люди сгорели бы заживо, как в башнях – близнецах 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Есть свидетели, которые видели, как с крыш окрестных домов стреляли трассирующими пулями и именно от этих пуль люди падали на землю…

— По вашему мнению, как могло случится, что кто-то стрелял сверху? Кто были эти люди? Кто отдал такой приказ?

— На эти вопросы власти не дали ответов. В своём анализе я опираюсь на высказывание писателя Петкевичюса, председателя комитета национальной безопасности и обороны Сейма Литвы (1992-1996 гг.), которое он сформулировал в изданной в 2003 году книге «Корабль дураков»: «На совести Ландсбергиса и Буткявичюса – кровь тринадцати жертв. Это по их воле несколько переодетых пограничников были размещены в Вильнюсской телебашне. Они стреляли сверху вниз по толпе боевыми патронами». После таких слов председателя парламентского комитета по национальной безопасности и обороны – мёртвая тишина со стороны Ландсбергиса и Буткявичуса…Со стороны прокуратуры…У меня возникает естественный вопрос – почему?…

Эта знаменитая книга Петкявичуса вышла в 2003 году, т.е. после судебного разбирательства дела 13 января в 1999 году. Петкявичус с презентацией своей книги объездил множество районов Литвы, где люди нарасхват приобретали его книгу как глоток чистого воздуха. Книга не была запрещена, она и сейчас наверняка продаётся в книжных магазинах, лежит на библиотечных полках. Почему же её не запрещают? Пойдём дальше. Как понять, что в телах нескольких погибших людей обнаружены пули малого калибра, охотничьи пули? (Судебное решение по делу 13 января, 122-я стр.). Как понять, что траектория выстрелов в несколько жертв шла сверху вниз под углом в 40-60 градусов, т.е., как раз с крыш (судебное решение по делу 13 января, 110-я стр.)?

На странице № 117 написано: «Проведя криминалистическую экспертизу установлено, что представленная на исследование пуля, извлечённой из тела одного из погибших во время вскрытия была 7,62 калибра, образца 1908 года и предназначенная для винтовок, карабинов и пулемётов Мосина образца 1891/1930 гг.». Кто мог быть тогда вооружён таким допотопным оружием? В этом же документе на странице № 122 написано: «Ранения потерпевшего /……/ – огнестрельные, сделанные двумя снарядами малого калибра, которыми могли быть и малокалиберные пули, выпущенные в одном направлении, очень быстро одна за другой». Пойдём дальше: «В деле есть показания свидетелей, что стреляли из небольшого леса. Стреляли не оттуда, где бежали солдаты, а со стороны улицы Архитекту, с крыши дома № 182. Из-за кустов из автомата. Через окна. Наверняка было не сложно установить, кто там жил? Почему не расследованы обстоятельства одной смерти у телевизионной башни, когда человека сбила легковая машина? Что это был за автомобиль? Кому он принадлежал? Вопрос за вопросом. Как объяснить множество свидетельств, что в толпе были подстрекатели, которые призывали людей подходить поближе к танкам, поближе к советским солдатам, по которым вёлся огонь сверху? «Вы идите туда, идите к танкам». Многие шли, а у остальных возникал вопрос – что здесь происходит? Возле комитета по радио и телевещанию один человек погиб, как это описывается на 189-й странице судебного решения, от взрывного устройства. Почему этот факт не расследован до конца?

Поэтому я и спрашиваю, как и Озолас, почему не были идентифицированы конкретные виновники, почему так поспешно были захоронены жертвы, не проведя надлежащих баллистических и трасологических исследований и скрыв от общественности вышеприведённые факты? Мы осуждаем Горбачёва, который послал танки против людей. Но кто были те провокаторы, которые играли людскими судьбами и жизнями, которые подстрекали, прикрывались живыми людьми, ничего не говоря обо всей опасности?

В судебном деле 13 января, в 298-м томе, на страницах № 64-67 приводится документ тогдашнего председателя департамента госбезопасности Мечиса Лауринкуса, который он в 1991 году передал премьер-министру Гедиминасу Вагнорюсу. Это запись разговора по рации между советскими солдатами. Конкретные солдаты между собой говорят, что по ним стреляют из домов, с улицы, с крыш, и они советуются как им реагировать. Почему это не расследовано? Почему об этом умалчивается? Между тем Совет обороны, как утверждает Буткявичус, высказался только за мирную защиту. Оружие было приказано применять только при защите парламента и правительства, если эти объекты подвергнуться штурму. Так кто же нарушил этот приказ? В деле есть документы о том, что советские солдаты в ту ночь конфисковали у жителей 5 автоматов Калашникова, пистолет ПМ, взрывные устройства. Почему это не было расследовано до конца?

И наконец. Почему не были досконально расследованы обстоятельства гибели каждого отдельного человека: кто конкретно убил, каким образом, в какое время? Все эти вопросы без ответов висят дамокловым мечом над нашим обществом. Они, так или иначе, обсуждаются на кухнях, в комментариях на интернет-порталах. Люди хотят знать правду. Они её достойны. Мы все скорбим по жертвам 13 января. Кровь невинных людей, независимо от того кто её пролил, — это всегда трагедия. Но правду рано или поздно надо сказать, какая бы неприятная она не была.


Также по теме:

Неожиданное признание члена «Саюдис»: «О выстрелах в своих решено молчать»