От Калининграда до Судетов: чем грозят информационные стенания по «утраченным территориям»?

Одним из дестабилизирующих факторов в Европе является возможный процесс послевоенного территориального переустройства, поскольку прежняя система соглашений, зафиксировавшая итоги Второй мировой войны, начинает терять силу. Допустить этого нельзя, считает независимый военный эксперт Александр Новик.

Соединённые Штаты и НАТО объявили, что Россия для них, якобы, «больше не противник». Благодаря этому открылись определённые возможности активизации евроатлантического сотрудничества России в различных сферах, включая и военную область. Обозначилась тенденция к сближению и усилению взаимозависимости с Россией у отдельных европейских стран. Скажем, в июле 2011 года завершена прокладка по дну Балтийского моря первой нитки газопровода «Северный поток», который напрямую связал Россию и Германию, и уже в четвёртом квартале с. г. вступит в эксплуатацию.

Но, отнюдь, это не означает, что Европа стала более стабильной и безопасной. В результате распада СССР, Югославии, Чехословакии в её границах увеличилось число независимых государств, характеризующихся различным уровнем социально-экономического и политического развития, особыми интересами во внешней политике. Военный блок НАТО после расширения приблизился к границам России. В силу сложившейся неоднородности европейских стран, дальнейшее развитие Европы может пойти различными путями и её будущее будет определяться многими, как стабилизирующими, так и дестабилизирующими факторами.

Одним из дестабилизирующих факторов может явиться процесс послевоенного территориального переустройства, так как прежняя система соглашений, зафиксировавшая итоги Второй мировой войны и длительное время служившая основой для поддержания европейской стабильности, начинает постепенно разрушаться и терять силу. Выход стран Балтии из СССР, распад Югославии, Чехословакии, объединение Германии – фактически означает начало этого процесса. В дальнейшем может встать вопрос о возврате к довоенным границам во многих районах Европы. Территориальные претензии при определённых условиях могут быть предъявлены: со стороны Германии к Польше (Силезия, часть Восточной Пруссии), к Чехии (Судеты), к России (Калининградская область), к Литве (Клайпеда); со стороны Польши к Белоруссии и Украине (Западные области), к Литве (Виленский край); со стороны Словакии и Венгрии к Украине (Закарпатье) и к Румынии (Трансильвания); со стороны Финляндии к России (Петсдамо, Печенга, Выборг) и т.д.

И хотя сейчас эти вопросы на государственном уровне пока не ставятся и послевоенные границы сохраняются, в случае развития деструктивных процессов в Европе, они неизбежно возникнут и тогда могут быть предприняты попытки путём политического, экономического и военного давления возвратить утраченные территории.

Информационное давление в этом направлении уже идёт полным ходом. Например, на пересмотр установленных после Второй мировой войны границ стали открыто посягать литовские националисты. Причем они не ведут речи о передаче Вильнюса Польше, а Клайпеды – Германии. По их мнению, нужно только оторвать от России Калининградскую область, «вернув её Европе». Лидер литовских националистов Ромуальдас Озолас 2 июля 2011 года на страницах центральной газеты «Lietuvos zinios» прямым текстом призвал бороться за провозглашение независимости Караляучюса – Калининграда. По мнению Озоласа, «неизменность границ» понятие устарелое», «пора всю послевоенную Европу перекроить заново, отказаться от границ, установленных после окончания Второй мировой войны».

Сегодня в Европе появляются и другие политики, которые считают Вторую мировую войну далёким событием, уже не связанным с настоящим. Говорят, будто ялтинско-потсдамская система международных отношений устарела, разрушена и ей на смену уже пришло нечто совершенно новое.

Это, конечно, сомнительная точка зрения, так как современное международное право, по-прежнему, во многом основывается на международно-договорной системе, возникшей в результате Второй мировой войны. Например, та же Организация Объединённых Наций, детище победы союзников над фашизмом, до сих пор является системообразующим элементом международных отношений и международного права, а принцип нерушимости границ как занимал, так занимает и сейчас особое место в европейской политике и его необходимо в любом случае сохранить.

Современные государственные границы в Европе исторически сложились в результате, как самоопределения наций, так и ответственности государств-агрессоров за нарушение международных договоров и развязывание Второй мировой войны. Международно-правовые основы послевоенных границ в Европе заложены Ялтинским — от 13 февраля 1945 года, и Потсдамским от 2 августа 1945 года соглашениями глав правительств трёх союзных держав — СССР, США и Великобритании, мирными договорами, подписанными 10 февраля 1947 года в Париже государствами от имени Объединённых Наций с каждой из стран — союзниц гитлеровской Германии. Отсутствие мирного договора с Германией, обусловленное образованием на её территории двух германских государств, было восполнено другими правовыми актами, в частности, Потсдамским соглашением. Гл. VI Соглашения предусматривала передачу «под управление Советского Союза» города Кёнигсберга и прилегающего к нему района.

Принцип нерушимости государственных границ в качестве основы системы коллективной безопасности впервые сформулирован государствами—участниками Варшавского Договора в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе от 5 июля 1966 года: «Незыблемость границ — основа прочного мира в Европе. Интересы нормализации обстановки в Европе требуют, чтобы все государства, расположенные как в Европе, так и вне европейского континента, исходили в своих внешнеполитических акциях из признания реально существующих границ между европейскими государствами, сложившихся после самой опустошительной войны в истории человечества, в том числе польской границы по линии Одер-Нейсе и границы между двумя германскими государствами». В ряде других документах 60-х годов также было подчеркнуто, что «основа прочного мира в Европе – это, прежде всего, нерушимость границ европейских государств».

Таким образом, к 70-м годам сложился принципиально новый подход к решению проблемы европейских границ — в масштабах всего континента, на основе их нерушимости и безопасности. На рубеже 60—70-х годов, когда европейская жизнь прочно встала на рельсы разрядки, принцип нерушимости границ получает международное признание и договорное закрепление. Первоначально это было зафиксировано в двусторонних договорах о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключённых рядом европейских стран. Первыми из действующих договоров, закрепивших принцип нерушимости границ, как важного условия обеспечения общеевропейской безопасности, стали Договор о дружбе и взаимной помощи между СССР и Болгарией от 12 мая 1967 года, а также договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные СССР с Чехословакией — от 6 мая 1970 года и Румынией — от 7 июля 1970 года.

Решающий поворот в международно-правовом закреплении принципа нерушимости европейских границ означало заключение Московского договора между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 года, последовавших за ним договоров других европейских государств с Федеративной Республикой Германии, а также четырёхстороннего Соглашения по Западному Берлину от 3 сентября 1971 года, в котором СССР, США, Франция и Англия подтвердили самостоятельный правовой статус Западного Берлина. Определяющими с точки зрения формирования принципа нерушимости государственных границ на общеевропейской основе служат положения ст. 3 Договора между СССР и ФРГ, в которой говорится: «Союз Советских Социалистических Республик и Федеративная Республика Германии едины в признании ими того, что мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы. Они рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе, как они проходят на день подписания настоящего Договора, в том числе линию Одер-Нейсе, которая является западной границей Польской Народной Республики, и границу между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой».

Аналогичны, применительно к границам конкретных государств, положения договоров ФРГ об основах нормализации и взаимных отношений: с Польшей от 7 декабря 1970 года; Чехословакией от 11 декабря 1973 года. Указанные договоры подвели итог послевоенного европейского развития, ознаменовавшийся отказом ФРГ от территориальных притязаний, признанием западных границ СССР, Польши и Чехословакии.

Таким образом, к середине 70-х годов сложился комплекс двусторонних договоров, закреплявших принцип нерушимости границ в применении к границам конкретных государств и были созданы необходимые предпосылки для общего признания нерушимости границ всеми государствами Европы.

Завершением процесса формирования принципа нерушимости границ стало его закрепление на многосторонней основе в Заключительном акте Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в системе принципов взаимоотношений государств — участников Совещания.

В чём же сущность и содержание этого принципа? В Заключительном акте Совещания принцип нерушимости послевоенных границ сформулирован следующим образом: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут соответственно воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Необходимость сохранения и действия данного принципа обусловлена различными факторами — географическим положением, экономическим и людским потенциалом Европы, её местом в мировой истории и политике и др. Центральной для европейского континента была и остается проблема обеспечения мира и безопасности, ибо в бесконечных конфликтах и войнах, включая обе мировые, развязанные именно на её земле, Европа понесла наибольшие потери.

Не вызывает сомнений и правовая квалификация данного принципа, так как он обладает всеми чертами общепризнанных принципов современного международного права и имеет юридическую силу для государств-участников и налагает на них конкретные обязательства по территориальным и пограничным вопросам. На этом основании можно считать, что юридическое содержание принципа нерушимости границ и сегодня составляет взаимное признание государствами—участниками Совещания всех существующих в Европе границ, нерушимыми, утверждение их стабильности и неприкосновенности в настоящем и будущем, всеобщую обязанность воздерживаться от любых посягательств на эти границы. В силу того, что под Заключительным актом Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе стоят подписи представителей и двух неевропейских государств – США и Канады, принцип нерушимости границ имеет более широкое значение и составляет основу для мира в любых районах земного шара.

Один из путей сохранения действия заключенных в послевоенное время соглашений о границах, как залога стабильности Европы в новых условиях, является заключение нового Договора о европейской безопасности, проект которого предложила Россия и который базируется на пяти основных принципах.

Первое – приверженность всех стран добросовестному выполнению международных обязательств; уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств и всех других принципов, закреплённых в Уставе ООН.

Второе – недопустимость применения силы или угрозы её применения в международных отношениях…

Третье – гарантии обеспечения равной безопасности, никто не должен обеспечивать свою безопасность за счёт безопасности других…

Четвёртое – ни одно государство или международная организация (блок) не могут иметь эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Европе.

Пятое – установление базовых параметров контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве с целью создания надлежащего уровня предсказуемости, доверия и безопасности на континенте.

В целом, главная идея договора заключается в том, чтобы создать в Европе такую систему безопасности, которая сделала бы невозможным военный конфликт на континенте, в том числе и по причине несогласия с послевоенными границами.

Заключение предложенного Россией Договора будет не только способствовать снижению международной напряженности в европейском регионе в новых условиях, но и создаст благоприятные предпосылки для формирования новой, более эффективной системы безопасности в Европе.


* На фото: дворец Цецилиенхоф, где состоялась Потсдамская конференция. Клумба с пятиконечной звездой, которую первыми выложили советские солдаты в 1945 году, до сих пор остаётся неизменной.