Сельскохозяйственная Польша может стать примером для Калининградской области

Отдел содействия торговли и инвестициям Генерального консульства Республики Польша в Калининграде проанализировал опыт развития польского сельского хозяйства, как одного из возможных элементов польско-российского экономического сотрудничества.

Анализируя в настоящее время ситуацию, сложившуюся в польском сельском хозяйстве и перерабатывающем секторе, сначала необходимо сослаться на работу «Польская деревня и сельское хозяйство. 2011», подготовленную Министерством сельского хозяйства и развития села Польши, где представлены результаты исследований, которые отображают текущее состояние польского сельского хозяйства.

Мы видим, что благодаря европейским фондам, польское сельское хозяйство становится динамичным и современным. С полным удовлетворением мы можем сказать, что плавное прохождение кризиса в Польше является заслугой, в частности, сельскохозяйственного сектора экономики. Именно этот сектор на протяжении многих лет производит положительное сальдо во внешней торговле. В прошлом году оно достигло, по данным Центрального статистического управления, 2,8 миллиардов евро. Всё говорит о том, что динамика экспорта приведёт к тому, что баланс за 2011 год будет ещё выше. Это показывает, что сельское хозяйство, которое составляет 11% от общей стоимости польского экспорта, является способом решения экономических проблем. Оно создаёт около 120 тысяч рабочих мест в польской перерабатывающей сельскохозяйственной и пищевой промышленности и является источником средств к существованию многих польских семей. Польская деревня изменилась, и об этом свидетельствуют цифры.

Тем не менее, первый опыт, связанный с системной трансформацией в польском сельском хозяйстве и деревне, был очень трудным. После либерализации цен на продовольственные товары и ликвидации карточной регламентации этих продуктов, введённой правительством в первой половине 1989 года, доходы работников сельского хозяйства резко возросли. Достигли уровня, превышающего в пересчёте на одного полностью занятого в сельском хозяйстве, средний уровень доходов работников вне сельского хозяйства. В первый раз (и пока последний) в 1989 году работники сельского хозяйства достигли и даже превысили так называемый паритет доходов. В том же году, в зависимости от оценок, соотношение доходов от сельскохозяйственной деятельности составило 104-112%. У многих фермеров возникли неоправданные, как позднее оказалось, надежды, что свободный рынок будет полезным для них, и даже более полезным, чем для других профессиональных групп. К сожалению, уже в 1990 году паритет доходов от сельского хозяйства снизился до 69%, а в 1991 — до 63%. Первые два года системных преобразований были для работников сельского хозяйства более болезненными, чем для большинства других больших социальных групп, хотя для многих это был худший период преобразований. Стоит напомнить, что 1990-1991 годы — это период преобразовательной рецессии; ВВП сократился в то время в Польше более чем на 10%.

Почему эти первые два года были для сельского хозяйства такими чувствительными? Это было связано с несколькими причинами. Наиважнейшими из них являются: существенное сокращение спроса на внутреннем рынке в связи с сокращением покупательной способности населения; неограниченный приток иностранных товаров в Польшу, в том числе продуктов питания; отсутствие сельскохозяйственной политики, поддерживающей и защищающей сельское хозяйство и быстрый упадок государственных сельских хозяйств.

В 1992 году начался экономический подъём в Польше — темпы роста ВВП выросли, доходы населения выросли, а инфляция уменьшилась. Постепенно эти процессы также отразились на рыночной ситуации в сельском хозяйстве, выражением чего был, кроме прочего, рост паритета доходов сельхозпроизводителей с 69% в 1990 году до 86,8% в 1996 году. Тем не менее, с 1998 года отчетливо ухудшалась конъюнктура в сельском хозяйстве, на что, главным образом, повлияла следующая волна роста безработицы и замедление роста ВВП с 6,2% в 1997 году до 1% в 2001 году. Хуже того, ослабевание экономической динамики, ощущаемое сильно в сельском хозяйстве, совпало и с сокращением доли поддержки сельского хозяйства в государственном бюджете. Доля расходов на эти цели в государственном бюджете снизилась с 2,89% в 1996 году до 2,10% в 1999 году. Возобновление роста произошло только после присоединения Польши к ЕС.

Таким образом, мы можем выделить следующие этапы развития сельского хозяйства в переходный период: 1990-1991 годы — период, так называемой переходной рецессии, сильное снижение сельскохозяйственных доходов и декапитализация производственных фондов в сельском хозяйстве, 1992-1997 годы — улучшение макроэкономической ситуации, повышение доходов от сельского хозяйства и восстановление сельскохозяйственной политики, 1998-2003 годы — экономический спад, рост безработицы, ухудшение паритета доходов сельского населения и низкая доля сельского хозяйства в ВВП страны, 2004-2009 годы — улучшение экономического роста, значительное увеличение расходов на сельскохозяйственную политику, как из ЕС, так и из национальных источников, заметное увеличение доходов сельского населения и улучшение соотношения доходов, снижение уровня безработицы в экономике. Как видим, из четырёх вышеуказанных периодов два относительно благоприятны для сельского хозяйства, и два явно неблагоприятны. На самом деле, однако, только присоединение Польши к ЕС в 2004 году явилось решительно положительным качественным изменением ситуации в сельском хозяйстве.

В Польше у нас сейчас меньше фермерских хозяйств (2.278 млн.), но зато увеличилась их средняя площадь. Более чем на четверть сократилось число ферм до 5 га, в то время как примерно также увеличилось число крупных хозяйств (более 30 га). Для развития польского сельского хозяйства, которое на протяжении многих лет сильно дробилось, это, безусловно, позитивная тенденция, хотя всё ещё преобладают в нём мелкие хозяйства — 1,578 млн. Очевидно, ощущается также влияние субсидий ЕС. Во многих случаях хозяева сделали ставку на производство экологически чистых и традиционных продуктов, что позволило обеспечить содержание менее прибыльных сельскохозяйственных культур и выращивание животных; или фермеры решили начать дополнительную деятельность, не связанную с сельским хозяйством. Поддержка модернизации привела к тому, что большинство из них использует современную технику и методы производства. Благодаря агроэкологическим субсидиям, увеличилась на 1,3% площадь лесов. Значительно охотнее, чем зерно, картофель или сахарную свеклу, польские фермеры сажают рапс, возделывание которого выросло в среднем на 115,5%, а также кукурузу и кормовые культуры (рост соответственно на 90% и 60%). Многие люди также решил посадить сады. Вместо овец, лошадей, коз, птиц сегодня выращивается больше крупно рогатого скота, которого приходится на одно хозяйство в среднем 2,5 единицы. В то же время меньше молочных коров, что связано с тем, что производство говядины стало после вступления в ЕС гораздо выгоднее, чем производство молочных продуктов.

В отношении польско-российских связей в аграрном секторе следует с удовлетворением принять факт отмены 20 июля 2011 года эмбарго на польские овощи, экспортируемые в Россию, связанное с угрозой, которую вызвала на европейских рынках бактерия E.coli, и факт нормализации отношений между нашими странами в сельскохозяйственном сегменте экономики. В целях дальнейшего улучшения отношений по линии Польша — Россия Министерство сельского хозяйства и развития села Польши планирует изменить систему экспорта овощей и фруктов на Восток. Речь идет о введении так называемой интегрированной сертификации продукции (ИСП), которая должна заменить существующую систему сертификатов безопасности.

Польские сельскохозяйственные эксперты считают, что нынешняя система ненадёжна, так как каждая испытываемая в лаборатории партия товара, поставляется экспортёром, а не производителем или владельцем сельскохозяйственного предприятия. Таким образом, сельскохозяйственное ведомство хочет предложить решение, в котором контроль качества фруктов и овощей будет осуществляться уже на уровне производителя. Будет оцениваться не только товар, но и также само хозяйство в отношении способа возделывания сельскохозяйственных культур, гигиены и агрономических методов. Благодаря этому овощи и фрукты будут подлежать контролю уже с момента цветения. Это изменение позволит расширить перечень лабораторий, которые могли бы выдавать так называемые интегрированные сертификаты продукции. Это решение является результатом анализа прежнего уровня и развития экспортных контактов с Россией и направлено на укрепление экономических отношений в сельскохозяйственном сегменте.

Экономические контакты в сельскохозяйственном секторе между нашими странами — это также участие представителей Калининградской области и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в конференциях, симпозиумах и сельскохозяйственных ярмарках, проводимых в Польше; визиты представителей польских властей и фермеров на ярмарки в России.

В контексте экономических связей между Калининградской областью и Польшей следует упомянуть о симпозиуме в Бранево 18 апреля 2011 года, который почтил своим присутствием министр сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области Владимир Зарудный вместе с группой специалистов и сельскохозяйственных инвесторов из области, а также о его визите в Министерство сельского хозяйства и развития села Польши в Варшаву 27-28 апреля 2-11 года, в ходе которого министр посетил оптовый агропродуктовый рынок в Бронишах, мясоперерабатывающий завод в Лукове и завод по переработке сельскохозяйственной продукции «Урбанек» в Ловиче. Кроме того, сельскохозяйственный симпозиум в населённом пункте Шидлак около Оструды и станции выращивания картофеля, в котором приняли участие представители фермеров и администрации Калининградской области. Следует подчеркнуть, что все эти мероприятия сельскохозяйственного характера организовал и проводил Отдел содействия торговли и инвестициям генерального консульства Республики Польша в Калининграде — Российская Федерация, а их целью было усиление сотрудничества между Польшей и Россией в контексте использования новых технологий и разработок в области сельского хозяйства и животноводства.

Из приведённого выше анализа вытекает, что Польша в сегменте сельского хозяйства и животноводства может быть для Калининградской области и всей России, примером положительного опыта и изменений, которые, основываясь на современных технологических решениях и системах поддержки сельскохозяйственного и животноводческого секторов, используются в современной Европе. Таким образом, без совершения «ошибок», которые произошли в прошлом на сельскохозяйственном рынке в Польше, и на основе партнёрских отношений между странами соседями, Калининградская область, с её потенциалом и земельными площадями, может стать в ближайшем будущем значимым партнёром на европейском аграрном рынке и «житницей» для вводимого Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Осознают это также и фермеры из стран ЕС и Польши, которые всё более охотно посещают Калининградскую область с целью начала сельскохозяйственного производства и инвестирования, отмечая потенциал этого региона России.