Смущает двойная растаможка, но вдохновляет ЧМ-2018: зачем шведам паром на Калининград

«NewsBalt» предлагает дискуссию бизнеса и власти Калининградской области и Южной Швеции о планируемом открытии прямого паромного сообщения между Карлскруной и Балтийском.

Во время недавнего визита делегации Калининградской области в Южную Швецию состоялась дискуссия между бизнесом и властью по поводу планируемого открытия прямого паромного сообщения между Карлскруной и Балтийском. Корреспондент «NewsBalt», присутствующий на мероприятии, представляет самые яркие моменты из выступлений.

Заместитель председателя исполнительного совета шведского региона Блекинге Леннарт Форберг:

— В рамках нашего сотрудничества мы достигли общего понимания значимости паромного сообщения между регионом Блекинге и Калининградской областью. Одной из важнейших причин для запуска такой линии является тот факт, что наши регионы представляют исходную точку для более протяжённой транспортной составляющей – до Китая и других азиатских стран. Мы начнём с грузоперевозок, которые потянут за собой такие сферы, как туризм и культурный обмен. Таким образом, развитие транспортного сообщения между Блекинге и Калининградской областью имеет принципиальное значения для развития социальной составляющей всего Балтийского региона.

Менеджер проектов инфраструктурного развития региона Блекинге Матиас Рус:

— Паромное сообщение между Блекинге и Калининградской областью интересно только в рамках ассоциации транспортного коридора «Восток-Запад», в котором сейчас работают две тысячи представителей из 12 стран. К прямому паромному сообщению в Калининград проявили интерес такие крупные компании, как IKEA и Volvo, построившая завод в Калуге. Таким образом европейские компании планируют через Калининград более эффективно выйти на российский рынок. К тому же не надо забывать о Чемпионате мира по футболу в 2018 году. В Калининграде пройдут матчи, и я уверен, что шведы обязательно приедут на пароме посмотреть на игру. Во всяком случае, это сделаю я.

Руководитель стратегического планирования порта Карлсхамн Андерс Виберг:

— В рамках работы ассоциации «Восток-Запад» мы уже посетили Украину, Белоруссию, Калининград и российскую границу с Китаем. И мы готовы открыть прямое паромное сообщение на Калининград. Уже сейчас мы активно сотрудничаем с Калининградской областью. Порядка 56 грузовых судов ходят между нами. В основном, из Швеции в Калининград идет щебень, а из России — древесина. Раньше Швеция ассоциировалась с родиной алкоголя (в частности, водки Absolut. — «NewsBalt»). Теперь мы хотим поменять этот символ на прямое понятие — груз. Но существуют проблемы технического и административного характера. Много есть административных вопросов. Мы надеемся решить эти проблемы.

Депутат Калининградской областной Думы, экс-мэр города Балтийска Александр Кузнецов:

— Дело в том, что предыдущие соглашение между Швецией и Калининградом упиралось в отсутствие инфраструктуры в Балтийске. Возможности военно-морской базы Балтийского флота не позволяли в полной мере решить задачи открытия паромной линии. А проблема пограничных переходов усугубляли эту проблему. Как вы помните, ещё с 1992 года в Балтийск осуществлялись пробные рейсы паромной линии Stena Line. Сегодня российская сторона решила эти вопросы. Потенциал и паромного терминала и пограничного перехода достаточно высок. Они способны обслуживать грузы.

Начальник коммерческого отдела калининградского филиала ФГУП «Росморпорт» Николай Маменко:

— Инфраструктура для осуществления паромного сообщения между Швецией и Калининградской создана на 100% как технически, так и организационно. Построенный в Балтийске терминал работает, у персонала есть опыт работы с паромами. Помимо этого созданы экономические условия для привлечения паромных операторов. В частности, «Росморпорт» установил понижающий коэффициент для паромных судов. До введения этих коэффициентов стоимость захода парома с тоннажем 20 тыс. тонн составляла 200 тысяч рублей. Теперь – 65 тысяч рублей. Созданы также технические условия для повышения безопасности. Есть современная система контроля движения судов. Мы готовы непосредственно вести переговоры с оператором паромной линии на тему скидок стивидорных ставок. Мы готовы к полному и конкретному диалогу.

Представитель шведской транспортно-экспедиционной компании Karlshamns Expressbyrå Пер-Гуннар Перссон, уже работающий в Калининграде:

— Наше предприятие около 20 лет работает в Восточной Европе: с прибалтийскими государствами и Калининградской областью. Мы отправляем из Швеции около 100 автопоездов в месяц. Главное препятствие при транспортировки грузов на паромной линии из Блекинге в Калининград с прицелом на остальную часть России — это двойная растаможка. Вначале груз, прибыв из Швеции в Балтийск, растамаживается, а когда его отправляют на Россию, то на границе с Литвой вновь работает таможня. В паромной доставки грузов в литовскую Клайпеду такого, естественно, не происходит.

Министр инфраструктуры Калининградской области Александр Рольбинов:

— Упрощённый таможенный контроль на границах с Литвой и Белоруссией возможен при возобновлении контейнерного поезда «Меркурий». На недавней российско-литовской встрече на уровне министра транспорта России литовская сторона поддержала идею восстановить движение «Меркурия». В первый раз совместный российско-белорусско-литовский проект контейнерного поезда стартовал в 2003 году. Плюс такого поезда — скорость (из Калининграда на подмосковную станцию Кунцево-2 грузы доставлялись за 52 часа — в два раза быстрее, чем по воде или по автомобильным дорогам. — «NewsBalt») и упрощённый таможенный контроль.

От автора. По итогам дискуссии был принят меморандум о сотрудничестве между Калининградской областью и регионом Блекинге в сфере развития транспортного комплекса. Первые результаты исполнения меморандума власти Калининградской области и региона Блекинге подведут через год — в октябре 2012 года.