Фото:

Мнение: Националистическая риторика в Прибалтике уже не выполняет объединительной роли

Белорусский политолог Юрий Павловец проанализировал для «NewsBalt» последние спекуляции на тему «советской оккупации» в Литве, Латвии и Эстонии.

Разговоры о «советской оккупации», которые не прекращаются уже которое десятилетие среди националистически настроенных литовцев, латышей и эстонцев, представляют собой своеобразный симбиоз национализма, страха, неуверенности и стремления заработать на этом как можно больше политических и экономических выгод. Несмотря на то, что сегодня практически все прибалтийские республики бывшего СССР находятся на грани серьёзных экономических и, возможно, политических потрясений, политики этих стран упорно не замечают реальных проблем, продолжая требовать от России денежной компенсации, спекулируя выдернутыми из исторического контекста фактами. При этом всё, что не укладывается в созданную где-то в глубоких недрах сознания латышских, эстонских и литовских политиков картину мира, воспринимается как национальное оскорбление и взывает массу недовольства, как со стороны государства, так и со стороны всевозможных средств массовой информации.

Недавним примером подобной истерии можно считать реакцию латвийского Министерства иностранных дел на открывшуюся в Государственном центральном музее современной истории России выставку «Угнанное детство: Судьбы детей, угнанных на территорию Латвии, 1943 – 1944 гг.». По мнению официальной Риги, выставка не только является «злостной фальсификацией истории и дезинформирующим мероприятием», но и «препятствовует нормализации латвийско-российских отношений». Подобная позиция могла бы остаться незамеченной, так как за последние годы для многих своеобразное видение латвийского руководства событий Второй мировой войны уже стало привычным, если бы не одно «но»: степень исторического цинизма в этот раз перешла все мыслимые границы.

Как известно, в выставке, организованной общественным фондом «Историческая память», представлены сведения о судьбах детей, пострадавших в результате картельных операций в 1943-1944 годах в северо-западной части СССР. В их результате в Латвию были угнаны тысячи несовершеннолетних детей, которые в последствие «в тяжелейших условиях содержались в концлагере Саласпилс и работали на латышских сельских хозяев». При этом напоминается, что «ударной силой этих операций, как правило, становились латвийские коллаборационистские формирования». Конечно, столь резкие обвинения не могли пройти мимо латвийских политиков, для которых понятие советская власть и нацизм уже давно стали синонимами. Однако утверждать то, что подобного никогда не было, а выставка и деятельность директора фонда Александра Дюкова «не имеют ничего общего с исторической наукой», по меньшей мере, бестактно. Тем более что рижский «Музей оккупации» всё ещё продолжает «радовать» своих посетителей извращёнными фактами из истории советской Латвии. Чего только стоит выпячиваемый на всеобщее обозрение плакат «Гитлер – Освободитель», который выглядит куда «привлекательнее», чем вся советская атрибутика, представленная в музее.

Лицемерие, которое в последние годы возведено в ранг нормы в латвийской политики, не может не пугать, так как в подобных условиях у нынешнего молодого поколения Латвии может сформироваться весьма своеобразное мироощущение, в центре которого будет находиться книга одного небезызвестного автора под названием «Mein Kampf». Это будет означать то, что все те зверства, которые совершили пособники фашистского режима, будут окончательно стёрты из памяти простых граждан. А ведь если примерить не себя роль жертвы, которую так долго играют латыши, литовцы и эстонцы, то у белорусов и русских окажется тоже немало претензий к прибалтийским странам.

Можно напомнить, что в годы Второй мировой войны в различных немецких формированиях служило 115 тысяч латышей, более 13 тысяч литовцев и несколько тысяч эстонцев. Конечно, практически на всех оккупированных территориях были созданы различного рода коллаборационистские подразделения, однако никто из них (за исключением, пожалуй, украинской «Галичины») не проявил столько рвения в истреблении мирных граждан. Литовские и латвийские батальоны совместно участвовали в карательных акциях на территории Литвы, Белоруссии и Украины. Например, акции «Болотная лихорадка» и «Зимнее волшебство», когда было уничтожено несколько десятков тысяч партизан и мирных граждан, которых зачастую, как это было в Хатыни, заживо сжигали в домах. Или уничтожение литовским батальоном «Шума» в Минске около девяти тысяч советских военнопленных, а в Слуцке пяти тысяч евреев. Или уничтожение латвийской вспомогательной полицией в концлагерях и тюрьмах на территории самой Латвии более 25 тысяч евреев. Или участие 658-го эстонского батальона в карательных операциях против мирного населения в районе Кингисеппа и Керстово, а 36-го полицейского батальона в расстрелах примерно тысячи евреев под Новогрудком.

И это всего лишь малая часть того, за что нынешнее руководство прибалтийских стран, исходя из своего подхода к истории, должно принести извинения белорусам и русским. Вместо этого мы слышим только одно – «оккупация», «тоталитаризм», «имперские амбиции Кремля» и т.п. Более того, сегодня ряд общественных деятелей и России готовы признать вину своей страны за «годы насилия над латышами». Так, совсем недавно российский тележурналист Владимир Познер в интервью порталу «TVNet» заявил, что Россия должна признать оккупацию Балтийских стран Советским союзом, обосновав это необходимостью «проявлять больше гибкости в отношениях со своими маленькими соседями». Правда, господин Познер не уточнил, готов ли он в таком случае из своего кармана помочь возместить «ущерб» всем «пострадавшим» республикам? Ответ, по-видимому, очевиден.

Использование нынешними латвийским, литовскими и эстонскими политиками темы советской оккупации на сегодняшний день подчёркивает тот факт, что в этих республиках до сих пор не сформировалась новая политическая элита, для которой куда важнее заботится о своих гражданах, нежели о повышении своего политического рейтинга любыми способами. Более того, националистическая риторика, которая, надо сказать, уже порядком надоела не только за пределами этих республик, но и внутри них, уже не выполняет той объединительной роли, которую всё ещё пытаются ей навязать.

Молодёжь, которая должна быть главным носителем национальной идеи, сегодня решает для себя лишь один вопрос – куда и как скоро можно уехать на заработки из страны. Остальное же население, порядком уставшее от националистических лозунгов, эсэсовских маршей и фальсификации истории, куда больше интересует проблема экономической стабильности, которую, в силу своей специфики, нынешняя политическая элита прибалтийских республик дать не может. Попытки же и далее прикрывать социально-экономические и политические ошибки национализмом в надежде на то, что рано или поздно Россия будет вынуждена признать «оккупацию» и выплатить многомиллиардную компенсацию, которая решит все финансовые проблемы, сегодня выглядят абсолютно бессмысленными.

Поэтому приходится признать, что при таком внутри- и внешнеполитическом курсе ни у Латвии, ни у Литвы, ни у Эстонии, как самодостаточных независимых государств, будущего, по всей видимости, нет.


Об авторe. Юрий Павловец, 33 года. В 2002 году окончил исторический факультет Белорусского государственного университета по специальности история. В 2003 году получил диплом магистра социально-гуманитарных дисциплин. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Югославско-албанские отношения в условиях формирования советской сферы влияния в Восточной Европе (ноябрь 1944 — ноябрь 1948 гг.)» по специальности «Всеобщая история». В настоящее время является доцентом кафедры гуманитарных дисциплин Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, где преподаёт курс «Политология». Является одним из авторов интернет-проекта «Западная Русь».