Мстислав Русаков об отчёте КаПо: Единомышленников у эстонской охранки не так много, как им кажется

«NewsBalt» продолжает серию публикаций правозащитника из Эстонии Мстислава Русакова, проанализировавшего годовой отчёт за 2011 год Охранной полиции республики.

«NewsBalt» продолжает серию публикаций правозащитника из Эстонии Мстислава Русакова, проанализировавшего годовой отчёт за 2011 год Охранной полиции (КаПо) Эстонии. Сегодняшний материал посвещён вице-мэру Таллина Михаилу Кылварту, которого КаПо назвала «врагом народа» (первую часть статьи «Литературные изыски Охранной полиции Эстонии для невзыскательных "единомышленников"» читайте здесь).

…Далее отчёт повествует о том, что недовольные частичным переходом русских гимназий на эстонский язык обучения учителя и родители создали в 2010 году НКО Русская школа Эстонии. Однако она, дескать, не нашла поддержки у целевой аудитории.

В 2011 году при помощи организации российских соотечественников – Центра информации по правам человека вице-мэр Таллина по вопросам образования и культуры Яна Тоом подала ходатайства о сохранении в некоторых русских гимназиях Таллина обучения на русском языке. Аналогичные ходатайства от Нарвских гимназий подал председатель Нарвского горсобрания Михаил Стальнухин. После избрания Яны Тоом членом парламента вице-мэром Таллина по вопросам образования и культуры был назначен Михаил Кылварт, который продолжил эту «подрывную» деятельность.

Помимо публичной деятельности Кылварт ещё организовал кампанию якобы против эстонского языка (на самом деле за русский язык, а не против эстонского), участники которой должны были носить белые ленточки. Но эта кампания, по мнению автора отчёта, также не нашла поддержки в массах. Неуёмный вице-мэр якобы взял под свой контроль Совет русских школ и организовал сбор подписей в поддержку образования на русском языке. Несмотря на поддержку муниципальной газеты «Столица» и Первого Балтийского канала (ПБК), эта кампания-де тоже провалилась. Также Кылварт якобы при помощи «Ночного дозора» организовал несколько демонстраций в поддержку русских школ. Демонстрации, по мнению охранки, тоже практически провалились, так как не нашли поддержки у целевой группы и в ней участвовали, в основном, давно известные Охранной полиции лица. Ещё зловредный вице-мэр провёл Общереспубликанское родительское собрание, на котором были замечены прокремлёвские экстремисты.

Но это только видимая часть айсберга. Не мог же он, в самом деле, всё это сделать по собственному почину. Все дела в Эстонии, направленные против её суверенитета (т. е. против желания большинства напрочь игнорировать интересы меньшинства), делаются с подачи Кремля. И здесь, разумеется, без него не обошлось. Кремль неоднократно объявлял защиту русского образования своим приоритетом. Эту линию якобы проводит и Координационный совет российских соотечественников, который имеет тесные связи с Посольством России в Эстонии. От себя добавлю: Координационный совет действительно имеет тесные связи с Посольством России в Эстонии. Однако вовсе даже не задаётся целью защитить русское образование в Эстонии, а напротив того всячески этому противодействует, за что его лидеры неоднократно подвергались вполне заслуженной критике (прочтите, например, мнение члена правления объединения «Русская школа Эстонии» Алексея Хватова — «Сколько ещё будет продолжаться рейдерский захват Координационного совета российских соотечественников в Эстонии компанией нескольких случайных людей?»).

Далее в отчёте повествуется о том, что Кылварт имел как явные, так и скрытые контакты с российским дипломатом Юрием Цветковым. Это утверждение подкрепляется фотографией, на которой Кылвар передаёт Цветкову эстонский учебник истории за 5-й класс. Всё это происходит в спортивном зале по занятию тэквандо (Михаил Кылварт – глава Эстонской федерации тэквандо). Оба «заговорщика» в кимоно. Вот это и есть, по-видимому, скрытые контакты. Фото снабжено комментарием, что сама по себе передача учебника это конечно не преступление, но наводит на размышления.

В заключение описания «преступлений» вице-мэра автор отчёта скорбит о бедных русских детях, которые стали жертвами кремлёвских манипуляций.

Остаётся вопрос, возможно ли в другой стране подобное? Вице-мэр строго в рамках эстонского законодательства передаёт ходатайства о сохранении русского языка обучения в русских гимназиях в правительство Эстонии. Это не акция неповиновения, а прописанная в законе процедура, на которые власти не раз ссылались, дескать, Эстония страна свободная и школа сама выбирает язык обучения, только вот надо определённую процедуру пройти. Но ходатайств о сохранении русского языка обучения нет, значит это никому не надо. И нет вины правительства в том, что русские родители и дети в едином порыве жаждут эстонизации. Но вот наконец-то нашлись люди, которые попытались эту прописанную в законе норму использовать. После чего в одночасье оказались «пятой колонной, реализующей кремлёвские стратегические задачи». У меня и раньше было подозрение, что эта норма не для того придумана, чтобы её использовали, а просто, чтобы была. Эти подозрения полностью подтвердились.

Контакты с дипломатом, явные и «скрытые», являются нормальной практикой для высших муниципальных чиновников. И контакты Кылварта далеко не ограничиваются российским дипкорпусом. Получается, что сам факт общения с российскими дипломатами — это уже почти преступление и признак крайней неблагонадёжности. Закон здесь просто забыт. Всё, что не запрещено, разрешено. Запрет на контакт с иностранными представителями для вице-мэров нигде не прописан. Был бы Цветков, кстати сказать, крайне интеллигентный и дипломатичный человек, хотя бы шпионом, так ведь нет — просто дипломат. Помимо прочего, чего ради вдруг стали вести оперативную съёмку кылвартского спортзала? Сам факт этих фотографий косвенно подтверждает, что против Михаила возбуждено розыскное дело. Однако Закон об оперативно-розыскной деятельности устанавливает, что для этого нужно разрешение руководителя Охранной полиции, которое должно быть мотивированным. Чем оно мотивировано в данном случае остаётся загадкой. С точки зрения закона для вмешательства в частную жизнь нужны веские основания.

Другой и не менее важный вопрос — это причинение ущерба репутации. Если человека объявляют угрожающим конституционному строю, да ещё получающим какие-то инструкции от иностранного дипломата, то это слишком очевидно вредит его имиджу. И результат не заставил себя долго ждать: депутаты горсобрания Таллина от партий правящей коалиции (которые являются оппозиционными в столице) уже обратилось к мэру с требованием уволить строптивого вице-мэра.

Тем не менее, стоит отметить, что единомышленников у охранки не так много, как им кажется. Эстонское телевидение устроило обсуждение темы ежегодника Охранной полиции в контексте обвинений против Кылварта. В процессе передачи проводилось смс-голосование, в котором можно было ответить на вопрос: «Правильно ли Охранная полиция поступила с Кылвартом?». Передача шла на эстонском языке в прайм-тайм, т. о. смотрящая её аудитория была практически эстонская. Однако 55% телезрителей приняло сторону Михаила.

Помимо этого в Эстонии ещё осталась эстонская интеллигенция, которая также возмущена литературными упражнениями охранки. Этой интеллигенции не так много, но всё же она есть. Про русскую общину и говорить не приходится. Русскими в Эстонии это воспринимается как последний рубеж. К счастью, Кылварт уже объявил через местные СМИ, что планирует подать на Охранную полицию в суд. Это первый случай для русской общины. До этого «герои» отчёта предпочитали «не связываться». Как говорит лидер «Мира без нацизма» Борис Шпигель (кстати, неоднократный фигурант отчётов охранки), – «нацизм не начинается с газовых камер, он ими заканчивается».

Продолжение следует


Также по теме:

Мстислав Русаков: Литературные изыски Охранной полиции Эстонии для невзыскательных «единомышленников»