Эксперт по Германии о Дне Победы над фашизмом: Сегодня большинство немцев не замечает этот день

Директор Центра германских исследований БФУ им. Канта Андрей Левченков проанализировал для «NewsBalt» традиции празднования в Германии Дня Победы.

Директор Центра германских исследований Балтийского федерального университета им. Канта Андрей Левченков публикует на портале «NewsBalt» исторический очерк традиций празднования в Германии Дня Победы над фашизмом, который отмечается не девятого, как в России, а восьмого мая.

ГДР: Избавление от бесконечной войны принёс «великий Советский Союз»

Послевоенная история двух немецких государств — Германской демократической республики и Федеративной республики Германия — демонстрирует нам две традиции празднования 8 мая. В ГДР это был День освобождения немецкого народа от фашизма. Отмечался с 1950 по 1966 год как официальный праздничный, то есть выходной, день (ещё раз на государственном уровне праздновался в 1985 году в связи с 40-летием памятной даты). В 1967 году в виду реорганизации он был исключен из числа праздничных и стал обычным рабочим днём.

Первый государственный акт в честь 10-летия освобождения от фашизма газета «Neues Deutschland» (официальный орган Социалистической единой партии Германии — правящей в ГДР) в номере от 8 мая 1955 года описывала как «проявление международной значимости, добрых и дружественных отношений Германской Демократической Республики со всеми миролюбивыми государствами и особенно с великим Советским Союзом». То есть ГДР считала себя союзником Советского Союза во Второй мировой войне.

В своей речи президент Вильгельм Пик выдвинул тезис, отделяющий немецкий народ от «империалистов» и «милитаристов», которые привели его к катастрофе: «Только победа Советского Союза в грандиозной битве за Берлин положила конец преступлениям германских милитаристов. Таким образом, 8 мая принесло нашему немецкому народу избавление от бесконечной войны и ужасных разрушений».

И если сразу после войны, когда память о ней и поражении была свежа, ещё было необходимо обосновывать идею освобождения, то в последующие годы интерпретация окончания войны считалась очевидной истиной, не требующей каких-либо разъяснений.

Как и в СССР, день Восьмого мая как праздник походил больше на организованное мероприятие, в котором все обязаны были принимать участие. Одновременно 9 мая немецкие активисты уже вместе с советскими гражданами отмечали День Победы возложением венков на советские мемориальные кладбища и памятники (как правило, там, где были расквартированы советские войска).

Основная деятельность приходилась на Общество германо-советской дружбы (Gesellschaft für Deutsch-Sowjetische Freundschaft, DSF), членами которого числилось до 6 млн человек. Как вспоминают сами жители ГДР, 8 мая люди выезжали на дачи, радовались солнечному дню, наслаждались царившим в ГДР в этот день праздничным настроением и думали каждый о своём. Согласитесь, чем-то напоминает наши традиции.

На государственном уровне каждую годовщину проводились официальные мероприятия. Собственно 9 мая относилось в ГДР к числу т.н. памятных дней как День победы народов СССР над фашизмом. А в 1975 году, на 30-ю годовщину окончания войны, 9 мая даже было объявлено праздничным днём.

Как ни странно, но такой великий праздник (с нашей точки зрения) обошёлся в ГДР без зачительной мифологизации. Во многом это связано с тем, что немцам по понятной причине не было необходимости в выработке символов и мифов: достаточное количество поступало из СССР. Стоит только назвать киноэпопею «Освобождение» Юрия Озерова, хорошо известную в ГДР (заключительный фильм киноэпопеи, рассказывающий о последних днях войны, снимался в 1971 году непосредственно в столице ГДР). Из собственного восточногерманского производства примечателен фильм Йоахима Кунерта (Joachim Kunert) «Приключения Вернера Хольта» (Die Abenteuer des Werner Holt) (1965) о судьбе 17-летнего юноши, призванного в нацистскую армию.

ФРГ: День военного поражения или освобождения от национал-социализма?

В ФРГ день 8 мая никогда не был официальным праздничным днём и ситуация с его восприятием западногерманского общества всегда была очень неоднозначной и противоречивой. Только на большие юбилеи окончания войны в Бонне проводились некие официальные мероприятия.

В отношении и оценке дня 8 мая на протяжении послевоенного времени в западногерманском обществе боролись между собой две точки зрения: это день военного поражения страны или всё же день освобождения от национал-социализма. Если сразу после окончания войны в период «холодной войны», когда Советский Союз был противником ФРГ, преобладала теория о поражении, то начиная с 1980-х годов, постепенно стала преобладать точка зрения об освобождении страны.

Это понимание, что свержение национал-социализма есть освобождение, пришло не сразу и не для всего общества. Безусловно прорыв в изменении сознания и восприятия этого дня связан с речью «К 40-й годовщине окончания войны в Европе и национал-социалистской диктатуры» тогдашнего президента ФРГ христианского демократа Рихарда фон Вайцзекера (Richard von Weizsäcker).

Глава государства, чей отец Эрнст фон Вайцзеккер (Ernst von Weizsäcker) был при нацистах статс-секретарем в Министерстве иностранных дел, морским офицером и бригаденфюрером СС, заявил, выступая в бундестаге, что «для немцев 8 мая не является днём празднования».

— Мы увидели из нашей собственной истории, на что способен человек, — заявил 27 лет назад Рихард фон Вайцзекер. — Но мы не имеем права на основе наших знаний и опыта считать, что мы стали другими, лучшими людьми. Речь не идёт о том, чтобы преодолеть прошлое. Это абсолютно невозможно. Прошлое не позволяет себя изменить или сделать не существовавшим. Тот, однако, кто закрывает глаза на прошлое, тот окажется в результате слепым в настоящем. Тот, кто не хочет вспоминать о бесчеловечности, тот снова может оказаться беззащитным перед лицом новой чумы.

Человек, который не воевал, имел Железный крест 1-го класса, был легко ранен в марте 1945 г. в Восточной Пруссии и эвакуирован морем через Кёнигсберг, назвал вещи своими именами, а именно капитуляцию гитлеровский войск «актом освобождения».

В фильмографии тема войны, восприятию её западными немцами было посвящено только несколько фильмов. Это «Мост» (Die Brücke) (1959, ремейк 2008), «Штайнер: Железный крест» (Steiner – Das Eiserne Kreuz) (1977), «Лодка» (Das Boot) (1983), «Сталинград» (1993).

Актуальность темы войны в Германии давно отошла на второй план

Сегодня немцы едины в том, что 8 мая 1945 года для них было днём освобождения. Актуальность темы войны в стране давно уже отошла на второй план. Сложившуюся ситуацию хорошо иллюстрирует опрос, проведённый в 2010 году еженедельником «Stern». Почти половина опрошенных (45%) не смогли правильно ответить на вопрос, какое событие произошло в Германии 8 мая 1945 г.

Среди молодёжи (от 18 до 29 лет) ситуация ещё более наглядная – 68% ничего не слышали о капитуляции нацистской Германии и окончании войны в Европе. Лучший общий результат показали жители Восточной Германии – только 28% дали неправильный ответ.

Также плохо германское общество информировано о количестве жертв советской стороны. Только 18% правильно назвали число более 20 миллионов человек.

Поэтому в настоящее время приближение дня 8 мая вы не почувствуете в нормальной обыденной жизни Германии. Газеты, телевидение уделяют внимание больше злободневным материалам. Приметами 8 мая выступают памятные выставки или мероприятия отдельных обществ или организаций. Но и это не носит массового и официального характера. Последнее такого рода официальное событие – празднование 8 мая как День демократии в 2005 году на 60-ю годовщину Победы над фашизмом.

Сейчас 8 мая на государственном уровне отмечается только в земле Мекленбург-Передняя Померания как памятный день под названием День освобождения от национал-социализма и окончания Второй мировой войны. Можно сказать, что 8 мая в Германии сегодня – это в большей степени день скорби, когда вспоминают всех погибших на войне. На бытовом уровне, в семьях, вспоминают своих погибших родных и знаковых, на государственном уровне преобладает уклон в память жертв Холокоста.  

Современные мнения немецких экспертов на эту тему

В настоящее время интеллектуальной элитой Германии происходит осмысление на новом уровне происшедших событий. Появляются новые фильмы, книги, в частности с оценкой действий Красной Армии, часто неприглядных, сразу после окончания войны на территории Германии.

Например, история с известной фотографией Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом», в отношении которой журнал «Spiegel» провёл целое исследование: как автор сначала ретушировал трофейные часы на руке советского солдата, потом для драматизма увеличил задымление и, наконец, знамя Победы стало развиваться намного красивее, чем на первоначальной версии.

Из новых фильмов определённый интерес вызывают два: «Бункер» (Der Untergang) (2004) Оливера Хиршбигеля (Oliver Hirschbiegel) и «Безымянная – одна женщина в Берлине» (Anonyma – Eine Frau in Berlin) (2008) Макса Фёрбербёка (Max Förberböck). Если первый концентрируется на последних днях Гитлера, где мнение совпадает с российской историографией, то второй затрагивает такую табуизированную в нашей стране тему как изнасилования и мародёрство советских солдат. В основе сценария – автобиографичная книга Марты Хиллерс (Marta Hillers), опубликованная в 1950-е годы на английском языке и переизданная в Германии в 2003 году. Отчуждение и неприятие эта книга вызвала ещё в 1959 году, когда одна женщина-журналистка писала, что эту «мерзостную» книжку читать не стоит, так как автор позорит имя немецкой женщины.

Как полагается вести себя немцам, когда подходит День Победы? По традиции День освобождения больше отмечается на Востоке страны (пример земли Мекленбург-Передняя Померания говорит сам за себя), так как тут историческая память ещё не уничтожена окончательно.

Большинство же среднестатистических немцев не замечает этот день. Про войну забыли. Это не актуально. Согласно тому же опросу журнала «Stern», Вторая мировая война в большинстве семей больше не является темой для разговоров. Так, 26%, в первую очередь молодые люди, вообще не разговаривают на эту тему в семье или в кругу знакомых; 31% разговаривает «редко», 26% «иногда» и только в 17% семей «часто».

Поэтому, скорее всего, большинство немцев при хорошей весенней погоде проведёт День Победы на природе.