Фото:

Аркадий Рябиченко: Швеция и НАТО — единство против России?

Историк Аркадий Рябиченко проанализировал для «NewsBalt» усиление военной активности Швеции.

«Швеция выбрасывает нейтралитет на свалку истории», — так, если верить «Wikileaks», охарактеризовали в секретной переписке американские дипломаты в Стокгольме шведскую внешнюю политику. Вполне вероятно, что всё было именно так. Ведь после краха Советского Союза Швеция осознанно отказалась от упоминания принципа нейтралитета в своей внешнеполитической доктрине – заменив его «свободой от участия в военных альянсах».

Между тем, канувший в Лету шведский нейтралитет и так носил весьма специфический характер – традиционная прагматичность шведов стала причиной не самых лучших страниц истории Швеции. В годы Второй мировой войны королевство фактически предало своих соседей по Скандинавии, оставив их один на один с Гитлером. В угоду Германии шведы отказались предоставить убежище изгнанному норвежскому королю и совсем не торопились вступаться за оккупированные Данию и Норвегию. Причина тому была одна: на протяжении войны рейх покупал у шведов железную руду. Пресловутое «государство благоденствия», которым стала Швеция после войны, было куплено дорогой ценой. Кстати говоря, в период Первой мировой войны нейтралитет Швеция также носил ярко выраженный «прогерманский» оттенок.

После войны Швеция не стала членом НАТО, но в «холодной войне» явно заняла сторону США. Так, в 1952 году советскими истребителями был сбит шведский разведывательный самолёт, собиравший данные для американцев, обещавших, в свою очередь, предоставить вооружённым силам Швеции новое электронное оборудование. Упомянутая выше замена «принципа нейтралитета» на «принцип свободы от участия в военных альянсах» произошёл только после того как стало ясно, что Швеции больше не нужно бояться «соседа с Востока». Оказалось возможным сотрудничать с НАТО, формально оставаясь за пределами альянса.

Переломным моментом для шведского невмешательства стало участие авиации Швеции в военном вторжении в Ливию весной 2011 года. Тогда Швеция выслала истребители «ЙАС 39 Грипен» (JAS Gripen) для участия в военной операции против Каддафи. Впервые за последние 50 лет самолёты шведских ВВС наносили боевые удары.

Такое решение властей Швеции вызвало недовольство оппозиционной Социал-демократической рабочей партии Швеции. Тогдашний лидер СДРПШ Хокан Юхольт (Håkan Juholt) сказал в телеэфире, что Швеция должна отозвать самолёты обратно. Споукмен по вопросам обороны правящей Народной партии – Либералы и депутат шведского риксдага Аллан Видман (Allan Widman) также заявил о том, что бомбы, сброшенные с «Грипенов», могут привести к жертвам среди мирного населения. Почему же для шведских властей стало возможным участие в ливийской операции в новой для себя роли? Как отметил Видман, причиной случившемуся стало сильное лобби, любой ценой стремившееся продемонстрировать потенциал самолёта «Грипен» его возможным покупателям. Чтобы расставить всё по своим местам, Видман напомнил журналисту «Dagens Nyheter», что сегодняшняя Швеция не является нейтральной, но придерживается свободы от участия в военных альянсах. Вновь, как и в годы Второй мировой войны, возможные выгоды от экспорта оружия перевесили традиционное миролюбие скандинавов.

Вместе с дебатами по поводу высылки шведских истребителей в Ливию на повестку дня вновь встал вопрос участия Швеции в НАТО. И хотя политики были готовы перейти к более тесным отношениям с Североатлантическим альянсом, рядовые шведы, по-прежнему, относятся к вступлению в НАТО отрицательно – также как и к дальнейшему участию в афганской операции. В период с 1994 по 2010 годы социологи из Гётеборгского университета проводили исследование общественного мнения, в ходе которого предложили оценить возможность участия Швеции в альянсе. Хорошим предложение назвали только 24% опрошенных. Такой результат был получен только в 1997, 2000 и 2008 годах. Наименьшей популярностью утверждение о том, что членство в НАТО «это хорошее предложение» пользовалось в 1994 и 1995 годах (15% и 17% соответственно).

«Плохое предложение» — так оценивало большинство опрошенных все эти годы членство Швеции в НАТО. В 1994 и 2001 годах такой ответ дали 48% и 49% респондентов соответственно. В остальное время (помимо 1997 года) плохим предложением участие в НАТО считали не меньше 40% респондентов. От 29% (2001 г.) до 31% (1998 г.) опрошенных шведов не были согласны ни с первым, ни со вторым утверждением.

Профессор политологии из Гётеборгского университета Ульф Бьерельд (Ulf Bjereld), принимавший участие в исследовании, отмечает: отрицательное отношение к членству в альянсе чаще высказывают шведы в возрасте от 30 до 61 года, причём партийная принадлежность при этом ни играет особой роли. Противодействие НАТО наиболее сильно среди членов Левой партии (бывшие коммунисты), Партии защиты окружающей среды. Их отношение к альянсу также разделяют члены СДРПШ и Партии центра. В меньшей степени противодействие НАТО развито у членов правящих партий «Христианские демократы», Народная партия — либералы и Умеренная коалиционная партия. Среди членов правопопулистской партии «Шведские демократы» также доминируют противники вступления Швеции в альянс.

Как относятся обычные жители королевства к участию страны в миротворческой операции в Афганистане? Если в 2007 году против участия Швеции в операции выступили 32% респондентов, то в 2010 году этот показатель составил уже 49%. Против высказались, прежде всего, сторонники партий левой части политического спектра — Левой партии, и СДРПШ, а также Партии защиты окружающей среды – «Зелёные».

Находящиеся у власти правоцентристы также не имеют особых иллюзий по поводу шведских перспектив в Афганистане. После того как весной 2010 года там были убиты два шведских солдата, правящее правоцентристское объединение «Альянс» вместе с СДРПШ и Партией защиты окружающей среды – «Зелёные» приняли решение о выходе Швеции из операции в Афганистане в 2014 году.

После того как весной 2011 года ливийские события поставили на повестку дня возможное вступление Швеции в НАТО, в стране развернулась реформа вооруженных сил. Реформа началась 1 июля 2011 года: намереваясь полностью перейти на контрактную армию, Швеция отказалась от системы призыва. Важным элементом реформы стало т.н. «заявление о солидарности», означающее, что Швеция не останется в стороне при нападении на одну из стран ЕС или Северной Европы (имеется в виду не входящая в ЕС Норвегия).

Ожидается, что соседи также помогут Швеции в беде. Тогдашний министр обороны Стен Толгфорс (Sten Tolgfors) заметил на страницах газет «Dagens Nyheter» и «Svenska Dagbladet», что соседние Финляндия и Дания планируют сократить расходы на оборону на 2 миллиарда шведских крон каждая, и военные реформы происходят также во многих европейских странах. В качестве примера перехода на контрактную форму военной службы была названа также Россия.

Шведскую военную реформу сопровождала серьёзная «обработка» общественного мнения. В апреле 2011 года на страницах «Upsala Nya Tidning» депутат риксдага от партии Христианских демократов Микаель Оскарссон (Mikael Oscarsson) и военный эксперт и бывший ректор Высшей школы обороны, генерал-майор Карлис Неретниекс (Karlis Neretnieks) обозначили, «против кого» собирается дружить с НАТО Швеция. «Оборонный бюджет России вырастет на 65% в ближайшие три года», — так начинают свою статью эксперты. Далее утверждается, что постройка французами по заказу РФ военных кораблей класса «Мистраль» угрожает безопасности стран Прибалтики и Польши. Оскарссона и Неретниекса тревожат военные учения на российском Северо-Западе, а также перспектива появления комплексов «Искандер» в Калининградской области.

Неретниекс и Оскарссон предлагают в ходе военной реформы опередить русских и начать милитаризацию шведского острова Готланд. Здесь, по замыслу экспертов, должны быть развёрнуты сухопутные войска – с перспективой переброски дополнительного контингента в случае необходимости. Кроме того, Швеции необходимо модернизировать систему противовоздушной обороны и заручиться уверенностью в том, что воевать ей помогут иностранные соединения. «Военно-политическое сотрудничество» вокруг Балтийского моря предложено укрепить.

Речь вовсе не идёт о вторжении вражеских войск в Швецию – заявил год спустя, в апреле 2012 года, Карлис Неретниекс в эфире шведского телевидения SVT. С этим утверждением никак не стыкуются его же слова о том, что в возможном конфликте первым должен пасть шведский остров Готланд. Неретниекс даже назвал точное время, которое придётся потратить врагу, для того чтобы захватить остров — на это, по мнению отставного военного, понадобиться шесть часов. Противник захочет разместить на Готланде свои противовоздушные и противокорабельные ракеты, для того, чтобы контролировать всё Балтийское море, уверен Неретниекс.

Так или иначе, устами Неретниекса (и не его одного) Швеция в очередной раз заявляет о том, что усиление военной активности против «врага с Востока» связано в первую очередь с намерением защитить прибалтийские государства. И, тем самым, сохранить своё влияние в этих странах.

Между прочим, ещё в 1993 году правительство Швеции провело военную игру, согласно сценарию которой, Россия захватывает прибалтийские государства. В этой военной игре шведы впервые отказались от своего нейтралитета: по сценарию правительства стран Прибалтики получали убежище в Швеции. Следует также напомнить, что в ноябре того же года в своей «имперской» Прибалтийской речи министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт заявил о том, что королевство не намерено сохранять нейтралитет в случае нападения на государства Прибалтики. Потому рассуждения Неретникса ничем не выбиваются из общего негласного правила шведской внешней политики, согласно которому, Швеция должна сохранить «колонии» в Прибалтике в сфере своего влияния.

Между тем, к выпуску уже готовится новое поколение истребителя «ЙАС 39 Грипен» (т.н. E и F-версии). США и НАТО позитивно оценили этот шаг – опять же, с точки зрения «безопасности прибалтийских стран». Шведские политики также довольны: новая модель будет достойным противником новейших российских самолётов.

В сложившейся ситуации возможное членство в НАТО становится для Швеции всего лишь констатацией факта. И даже отсутствие одобрения такого шага со стороны «низов» не может стать помехой присоединения к альянсу. Тем не менее, нельзя до конца исключить вероятность того, что в ближайшие годы королевство де-юре, по-прежнему, будет оставаться за пределами НАТО. Ведь прагматичные шведы могут и перестраховаться.


Об авторе. Аркадий Рябиченко, младший научный сотрудник, руководитель группы исследований стран Северной Европы НОЦ «Балтийский регион» Института Балтийских исследований БФУ им. И.Канта. Авторский блог: «Europeannorth.blogspot.ru».