Фото:

Владимир Беспалов: Германия будет держать нейтралитет в вопросах присутствия России в арабских странах

Эксперт-германист Владимир Беспалов проанализировал для «NewsBalt» экономические связи России и Германии как основу политического диалога.

Эксперт-германист, аналитик Балтийского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований Владимир Беспалов проанализировал для «NewsBalt» экономические связи России и Германии как основу политического диалога.

Впечатляющая динамика 

Общее развитие мирового экономического процесса в последние два года заложило основу мотивации для немецкого истеблишмента на продолжение активного сотрудничества с Россией. В 2010-2011 гг. ФРГ столкнулась с серьёзными экономическими трудностями, связанными как с попытками сохранения европейской валюты, так и с сокращением экспортных заказов со стороны европейских партнёров, в частности, Греции и Португалии, что в определённой степени повлияло на загрузку значительного числа немецких предприятий.

Как следствие, основной повесткой дня правящей партии ХДС/ХСС является концентрация именно на внутренних хозяйственных проблемах, что в значительной степени осложняется борьбой правящей партии за сохранение единой европейской валюты. Данное обстоятельство обусловило и приоритеты во внешней политике руководства ФРГ – реформирование еврозоны, а также сохранение сотрудничества с Россией в сфере энергетики и увеличивающейся торговли.

В последние годы российско-германские экономические отношения отличает впечатляющая динамика. Несмотря на существенное сокращение под влиянием общего спада мировой экономики в 2008-2009 гг. взаимного товарооборота между Россией и Германией (по примерным оценкам, на 40% от уровня докризисного 2008 г.), ФРГ продолжает оставаться крупнейшим внешнеторговым партнёром России. 2010, 2011 и 2012 годы продемонстрировали уверенный поступательный рост взаимного товарооборота – в среднем на 26,5% – 35% в год. Общая доля Германии во внешнеторговом обороте России составляет 8,5%.

По данным Федеральной службы государственной статистики России, товарооборот с Германией составил в 2011 году 71,8 млрд. долларов, что на 37% выше показателя 2010 года (51,8 млрд. долларов). Подобный рост товарооборота дал немецким экспертам основание называть 2011 год рекордным. Несмотря на кризисные явления в Европе, торговый оборот между Россией и Германией продолжает расти, и есть все предпосылки к тому, что (по статистике) к концу 2012 года он достигнет порядка 100 млрд. дол. К сожалению, российская статистика пока не подсчитала окончательно эту сумму (данные буду лишь к концу 1-го квартала 2013 года), но за три квартала 2012 г. – 67 млрд. дол.

На конец 2011 г. в России работало около 6,5 тыс. фирм и предприятий с участием германского капитала, в т.ч. около 1400 — российско-германских смешанных предприятий и около 800 предприятий со 100% германским капиталом. Оборот этих компаний — свыше 40 млрд. евро. Немецкие компании создали более 100 000 рабочих мест.

Наиболее известные германские инвесторы в реальном секторе экономики: «E.ON» (электроэнергетика) – более 5 млрд. евро; «Knauf» (производство строительных материалов) – около 1 млрд. евро; компания «Metro», насчитывающая более 60 гипермаркетов в России – около 500 млн. евро; концерн «Volkswagen», запустивший в октябре 2009 года полный цикл производства автомобилей — 570 млн. евро. 

На 1 января 2012 года по объему накопленных в России иностранных инвестиций Германия (28,7 млрд. долл., в том числе прямые – 11,4 млрд. долл. и прочие – 17,3 млрд. долл.) остается одной из крупнейших стран-инвесторов, уступая, по известным причинам, Кипру, Нидерландам и Люксембургу. За этот же период в экономику ФРГ поступило порядка 2 млрд. долларов российских инвестиций.

Компания «BASF Societas Europaea» — крупнейший в Германии и в мире химический концерн, участие которого в хозяйственной деятельности РФ носит для ФРГ стратегический экономический характер. Объём продаж концерна на территории России и стран СНГ к началу 2012 г. достиг беспрецедентного для компании показателя в 1,1 млрд. евро с учетом нефтегазовых проектов.

Нефтегазовое направление является наиболее перспективным и прибыльным для концерна BASF и во многом, за счёт масштабности нефтегазовых проектов, влияющих в последние годы на внешнеполитическую мотивацию основных представителей германского политического бомонда. Для Германии газовая тема становится актуальной в связи с необходимостью восполнять в будущем потери в энергетике, связанные с постепенным выводом из эксплуатации атомных электростанций страны.

В марте 2011 г. BASF продолжил дальнейшую экспансию на рынок российских энергоресурсов — в присутствии председателя правительства РФ Владимира Путина. Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и председатель правления «BASF SE» Юрген Хамбрехт подписали меморандум о взаимопонимании в отношении проекта «Южный поток», предусматривающий присоединение «Wintershall Holding GmbH» к реализации морского участка проекта.

Документ определяет ключевые условия и принципы участия немецкой компании в морском участке проекта. В частности, в Меморандуме зафиксировано, что доля участия «Wintershall Holding GmbH» в компании «South Stream AG» составит 15% с сохранением за «Газпромом» 50% пакета. Меморандумом также предусмотрено заключение новых долгосрочных контрактов на поставку природного газа совместной компании «Wintershall Erd gas Handelshaus Zug AG». В декабре 2011 г. стороны подтвердили намерение реализовать проект в указанные сроки.

Угроза конкуренции со стороны Катара 

Стоит отметить, что в последний год этот совместный германо-российский проект столкнулся с потенциальной угрозой конкуренции со стороны Катара. Начавшиеся с 2008-2010 гг. крайне агрессивные интервенции Катара на газовом рынке Европы, временами граничащие с ценовым демпингом, его планы по строительству целого ряда заводов по регазификации сжиженного природного газа (СПГ) на юге Европы (Албания, Греция, Турция, Украина), несут угрозу проекту «Южный поток». Планируется, что заводы СПГ Катара будут расположены южнее российского «Южного потока», поэтому эмират сможет вбрасывать на рынки свой более дешёвый СПГ, превращать его в газ и заполнять трубопровод «Nabucco» (альтернативный «Южному потоку») или продавать на спотовых рынках.

Данное развитие событий может больно ударить по инвестициям, которые немецкие компании (BASF, Wintershall) уже вложили в российские газовые проекты. Можно предположить потенциальное блокирование России и Германии по вопросам, связанным с регулированием цен на газовом рынке и, по крайней мере, германский нейтралитет во внешнеполитических вопросах, связанных с присутствием России в ряде арабских стран.

Активное присутствие Германии в российском топливно-энергетическом комплексе имеет паритетную основу. Российский «Газпром» и «Wintershall» ещё с 1990 г. совместно занимаются торговлей газом в Германии и других европейских странах (в рамках совместного предприятия «WINGAS GmbH&Co KG»). С тех пор в создание и расширение газотранспортной инфраструктуры и строительство подземных газохранилищ было вложено примерно 3 млрд. евро. В декабре 2012 года «Газпром» и немецкий концерн BASF подписали юридически обязывающее соглашение об обмене активами. По условиям сделки, «Газпром» получит принадлежащие сейчас BASF доли в 50% в занимающихся торговлей газом и его хранением совместных предприятиях двух компаний — WINGAS, WIEH.

Общие поставки российского газа в Германию по линии «BASFAG», «E.ONAG» и «VerbundnetzGas AG» занимают более 40% всех газовых поставок в ФРГ. В 2011 г., по данным структуры «Газпром экспорт», Германия получила 34,02 млрд. кубометров, заняв первое место (2-е Норвегия (30 млрд. кубометров), 3-е Нидерланды (2 млрд. кубометров). 

Таким образом, заинтересованность Германии в продолжении выстраивания более тесных экономических отношений с Россией во многом обусловлена довольно прагматичным расчётом. Учитывая, что для Германии энергетическое партнёрство с РФ является стратегическим, а значительное число контрактов в Германии так или иначе увязано на «Газпром» и его дочерние структуры, то для ФРГ возвращение в 2012 г. Путина на президентский пост и продолжение прежней внешнеполитической линии рассматривается именно в контексте продолжения энергетической увязки ФРГ на Россию. 

Что будет после парламентских выборов 2013 года 

Продолжение активных межгосударственных контактов и прежнего внешнеполитического курса поддерживают в Германии те круги, которые ориентированы на «Газпром». В первую очередь, это лоббисты тех бизнесменов, которые имеют тесные контакты с ХДС (BASF)и СДПГ (автопром). Следует отметить, что и те компании, которые имеют крупные контракты в таких мощных инфраструктурных проектах как Сочи-2014, также поддержат сохранение прежнего внешнеполитического курса, который позволить снизить критичную риторику в адрес внутрироссийского политического процесса, с целью снижения возможных рисков, которые могут быть вызваны политической нестабильностью в случае роста протестных настроений. 

Весьма симптоматично, что крупнейший информационно-аналитический журнал Германии «Spiegel» в декабре 2011 г. отметил, что «Германия является вторым после Китая значимым торговым партнёром России. Страна представляет собой гигантский рынок — однако шансы на успех для иностранных компаний определяются, прежде всего, политическими рамочными условиями… в фокусе внимания немецкого бизнеса — всё-таки предстоящее возвращение нынешнего премьера Путина в Кремль. Оппозиция предпочла бы помешать планам Путина, однако иностранные инвесторы видят в политических турбулентностях скорее риск». 

Таким образом, сверхактивные темпы проникновения на российский рынок обуславливают тесную увязку широкого спектра немецких экономических элит на Россию, влияют на мнение ряда политических деятелей Германии, в частности даже на таких активных поборников внешне- и внутриполитических изменений в России, как СвДП.

Необходимо отметить, что в нефтехимической и газовой сфере концерн «E.ON», концерн «BASF» и его дочерние компании имеют наиболее крупные проекты в России и самые тесные связи с российским политическим бомондом, являющимся мощным лобби интересов «Газпрома». Учитывая, что представители концерна «BASF», реализующего самые крупные российско-германские энергетические проекты, тесно связаны с правящей партией ХДС/ХСС и почти в такой же степени с СДПГ, т.е. с двумя крупнейшими партиями Германии, можно говорить о постепенном снижении политических требований радикальных изменений в межгосударственном диалоге. 

Внешнеполитический спикер партии «Зелёные» Мари-Луиза Бек  летом 2011 г. заявила, что «Газпром» отличается от западных компаний, поскольку он представляет собой более чем просто связь политики и бизнеса: он помогает Москве претворять в жизнь внешнюю политику путем предоставления очень выгодных контрактов европейским энергетическим компаниям. Впоследствии высшие должностные лица в этих компаниях действуют как лоббисты Кремля, вынуждая их национальные власти ставить интересы своей страны выше интересов единой европейской стратегии по энергетике.

Необходимо отметить, что политическое лобби через те или иные партийные структуры имеют практически все крупные компании Германии. Представители СДПГ имеют тесные контакты с концерном «Volkswagen Group», реализующим сейчас в России крупнейшие проекты в автомобилестроении. 

Следовательно, при любом внутриполитическом раскладе в Германии после парламентских выборов 2013 г. (победа или проигрыш ХДС и приход к власти СДПГ) основная составляющая восточной внешнеполитической логики Германии не претерпит существенных изменений, а во многом даже усилит взаимопроникновение обеих экономик.


Другие статьи автора:

Владимир Беспалов: «Четвёртый рейх», или Почему европейцы боятся Германии

Эксперт «NewsBalt»: Почему ритейл Европы заинтересован в льготном передвижении жителей Калининграда и Польши