Юрий Павловец: Похоже, шведский МИД готов поступиться принципами и вернуться в Минск

Готова ли Белоруссия и Швеция пойти на компромисс после шести месяцев дипломатической «холодной войны», разбирался политолог, эксперт «NewsBalt» Юрий Павловец.

Белорусско-шведский дипломатический конфликт, который в прошлом году многие поспешили назвать началом новой цепочки внешнеполитических проблем Белоруссии, сегодня представляет собой весьма вялотекущий процесс, когда ни одна из сторон не считает нужным предпринимать какие-либо серьезные шаги навстречу друг другу.

Хотелось бы напомнить, что сложности в двухсторонних отношениях возникли после того, как 3 августа 2012 года бывший глава посольства в Минске Стефан Эрикссон был вынужден покинуть страну из-за непродления ему посольской аккредитации. В ответ МИД Швеции обвинило официальный Минск в несоблюдения в республике прав человека, за которые так ратуют в Стокгольме, и отказалось принять белорусского посла, предложив двум старшим белорусским дипломатам покинуть Швецию. 8 августа 2012 года белорусский МИД сам отозвал свое посольство, предложив сотрудникам шведского посольства в Минске до 30 августа покинуть страну.

По мнению белорусской стороны, именно Стокгольм виноват в развернувшемся конфликте, так как до его начала две страны договорились об обмене новыми послами в рабочем порядке. Однако шведы решили оставить Эрикссона, фигура которого уже не один год раздражала официальные власти Белоруссии, долго терпевших его политическую деятельность. Дипломат, запомнился не в сфере развития отношений между двумя странами, а раздающим комментарии на митингах оппозиции, выступающим за изменение действующей политической системы республики, организующим финансирование оппонентов власти и т.п. В действительности же, за годы работы Эрикссона Минск и Стокгольм не стали ближе друг к другу ни в экономическом, ни, тем более, политическом плане.

Скорее, наоборот. С 2007 года у Белоруссии сугубо отрицательное сальдо торговли со Швецией, а товарооборот никогда не превышал рекордных 500 млн. долларов США 2006 года. И это притом, что для Белоруссии Швеция более чем выгодна в плане расширения экспорта на скандинавский рынок, например, в Норвегию и Финляндию. А для Швеции, по мнению ряда экспертов, Белоруссия могла бы стать площадкой для расширения присутствия шведских компаний на рынках Таможенного союза и смежных государств, например, Украины. К сожалению, за последние годы ничего подобного создано не было, и кроме политической демагогии ни белорусская, ни шведская экономики от двухстороннего сотрудничества практически ничего не приобрели.

Конечно, ожидать резкого роста взаимовыгодной торговли и тесного политического сотрудничества после очередного дипломатического скандала в настоящее время не приходится. Однако сложившаяся с августа прошлого года ситуация естественным образом не может длиться вечно, так как не устраивает ни Минск, ни Стокгольм. Поэтому уже с начала 2013 года появились первые намеки на стремление двух стран разрешить существующую проблему и, как ни странно, в первую очередь со стороны Швеции и ЕС.

Первым подобным событием стало обращение Генеральной прокуратуры Литвы 16 января к Швеции с просьбой перенять уголовное дело по факту незаконного пересечения литовско-белорусской границы шведским самолетом. Как известно, 4 июля 2012 года легкий самолет Jodel со шведскими регистрационными номерами и управляемый двумя гражданами Швеции без разрешения и необходимых документов, нарушив летные правила, пересек государственную границу Литвы и сбросил на территории Белоруссии плюшевых мишек. Этот случай наделал довольно много шума в белорусских СМИ и, по мнению ряда наблюдателей, стал одной из причин выдворения Эрикссона.  

Тот факт, что литовская сторона не только взялась за расследование дела о полетах шведского самолета, но и фактически представила обвинения Стокгольму, говорит о многом.

Во-первых, об отсутствии страха в позиции Вильнюса, который сегодня оказался между двух огней: с одной стороны, идеи демократизации Белоруссии, которых обязаны придерживаться все члены ЕС, вне зависимости от их желания, а с другой – стремление сохранить как можно более дружественные отношения с Минском, от экономического сотрудничества с которым зависит треть бюджета страны. Литва, не взирая на кризис в белорусско-шведских отношениях, решилась довести дело о нарушении государственных границ до его логического завершения, не побоявшись разделить ответственность со Швецией. И подобная позиция Вильнюса вряд ли была бы возможна без какого-либо одобрения со стороны еврочиновников.

Во-вторых, несмотря на то, что в настоящий момент реакция Стокгольма на предложение Вильнюса все еще не ясна, отсутствие резких возражений со стороны, как прокуратуры, так и МИД Швеции косвенно свидетельствует о пересмотре политики скандинавов в отношении Минска, сформировавшейся в первые месяцы после отъезда Эрикссона.

Сегодня шведскому руководству следует серьезно подумать, прежде чем давать какую либо оценку произошедшему, так как, с одной стороны, факт нарушения закона был, и не наказать виновных значит подвергнуть сомнению всю нормативно-правовую систему Евросоюза, а значит и те принципы демократии, за которые борется Стокгольм. А с другой стороны, наказание людей, которые формально следуют в русле политики демократизации Белоруссии, принятой в ЕС и, в том числе и в Швеции, будет выглядеть весьма нелогично. Подобный дуализм уже начал проявлять себя во внешнеполитической позиции Стокгольма в отношении несговорчивого Минска. И об этом свидетельствует еще одно событие, о котором в Швеции не любят говорить.

В начале года шведские власти отказали в получении вида на жительство белорусской журналистке Ольге Класковской и приняли решение о её депортации без права обжалования. Более того, в марте Класковской и вовсе было запрещено три месяца видеться с сыном ( в случае нарушения постановления суда, ей грозит год тюремного заключения). С первого взгляда, шведская сторона действует строго в соответствии с существующими законами: Класковская не имеет права на политическое убежище, так как ранее она уже получала подобный статус, но в 2011 году во время суда над братом Александром отказалась от международной защиты и вернулась в Минск, а через некоторое время снова вернулась в Европу. 

Однако стоит заметить, что когда дело касается соблюдения прав человека в Белоруссии, практически все страны ЕС готовы найти лазейки в законах, чтобы как можно больше насолить Минску. В данном ключе ситуация с Класковской выглядит довольно странно, если учитывать тот факт, что практически все, кто просит политического убежища и предоставляет для этого достаточно весомые документы, получает его в ЕС без особых проблем. Вероятным объяснением нынешней ситуации может служить стремление Стокгольма дать определенный сигнал Минску о возможности начать новый переговорный процесс для решения назревших дипломатических вопросов. И Класковская как один из представителей оппозиции в виде жертвы подходит как нельзя лучше. Она выгодна и Стокгольму, так как не представляет собой крупную политическую фигуру, и Минску, который на сегодняшний день вовсю использует её проблему для идеологической пропаганды. 

Однако наиболее серьёзным подтверждением изменения шведско-белорусских отношений стала встреча 22 января замминистра МИД РБ Елены Купчиной с делегацией МИД Швеции во главе с заместителем гендиректора, директором департамента Восточной Европы и Центральной Азии МИД Маленой Морд. Правда, белорусский МИД ограничился лишь небольшой информацией об итогах встречи, отметив, что в её ходе «были обсуждены состояние и перспективы развития белорусско-шведских отношений, а также другие актуальные для обеих сторон вопросы», но факт остаётся фактом – Белоруссия и Швеция после шести месяцев своеобразной дипломатической «холодной войны» готовы пойти на компромисс. 

Сегодня говорить о том, как скоро вернется шведское представительство в Белоруссию относительно сложно, так как до сих пор не ясна позиция Стокгольма касательно фигуры Эрикссона. Если еще в августе прошлого он рассматривался в качестве единственно возможного шведского представителя в Минске, то сегодня его имя все меньше и меньше звучит при упоминании Белоруссии. Похоже, что шведский МИД готов поступиться своими принципами ради более серьёзных целей, в том числе, и общеевропейских, и вернуться в Минск в обновленном составе.

Конечно, сделать это будет достаточно непросто, так как потеря лица будет грозить очередным поражение всей европейской дипломатии в отношении Белоруссии. Однако то, что шведское представительство вернётся в Минск уже в этом году, сомневаться не приходится. Как сложится его дальнейшая судьба, покажет время, но вряд ли Швеция и Белоруссия не вынесут уроки из событий 2012 года.  

P.S. 19 марта, Генеральная прокуратура Швеции инициировала расследование инцидента с десантом плюшевых мишек над столицей Белоруссии с лозунгами за свободу слова, сообщила «Svenska Dagbladet».