Немецкий бизнесмен: Германия стала для моих денег машиной уничтожения; Россия, спасёшь ли мой капитал?

Немецкий бизнесмен Уве Нимайер ответил россиянам, где надёжнее хранить деньги.

Немецкий предприниматель Уве Нимайер, проживающий в России уже третий десяток лет, обратился в редакцию «NewsBalt» с просьбой опубликовать свою авторскую колонку о том, где немцу надёжнее хранить деньги? Мнение европейского бизнесмена, работающего в Калининграде, на наш взгляд, красноречиво характеризует центробежные процессы в Евросоюзе.

Россия, спасёшь ли мои деньги? Для русского это, наверно, несколько странный вопрос, если учесть всё происходящее на российском финансовом рынке, начиная с 1990 г., тем более, если этот вопрос задаёт иностранец. Но с другой стороны, что же всё-таки произошло на финансовом рынке России, страны с «вновь пробудившимся самосознанием», по сравнению, например, с США или Европой?

Свежее событие датируется 14 апреля 2013 года: в Германии была основана новая партия «Альтернатива для Германии», цель которой – упразднить евро. Инициаторы её создания – вполне известные личности, все они поименно представлены на главной странице партийного интернет-портала. Реакция немецкой общественности – бурная. Новую партию активно критикуют и СМИ, и другие партии. Ничего удивительного: в Германии грядут выборы, ситуация с партиями здесь довольно сложная, и «Альтернатива для Германии» может ещё смешать карты. Перед регистрацией, согласно опросам, 27% избирателей высказывали новой партии свою симпатию. И даже если на выборах она получит всего лишь 2% голосов, то этих 2% не хватит другим участвующим в выборах партиям, и положение будет критическим. Поэтому не надо удивляться, если новую партию будут поливать грязью, чтобы её как можно раньше дискредитировать. Впрочем, в Германии говорят не о «дискредитации», а о «высказывании мнений в демократической системе».

Задуматься заставили меня следующие слова на сайте «Альтернативы»: «Покончим с евро! Германия переживает тяжелейший за всю свою историю кризис. Решение о введении евро было фатальной ошибкой, которая ставит под угрозу благосостояние всех нас».

Это привело мои мысли о Германии, её солидности, её умных политиках, о дальновидности тех, кто стоит у штурвала её власти, в полный сумбур. Ведь такие авторитеты требуют ликвидации евро, не исключают они и возможности распада Европейского Союза, а в случае необходимости, готовы даже изгнать из него отдельные страны – это не сиюминутный полёт политфантазии каких-то воображал. За этим стоят люди с именем, и никто из них не заинтересован в личной дискредитации. Все переживают за судьбу Германии. И если эти люди переживают, то наверно, и мне, немцу, проживающему за границей, пора поразмыслить над этим.

Я не думаю, что мне лично нужен спасатель, потому что я чувствую себя в России в хороших руках. Но мои деньги, что будет с ними? Потеряю ли я их? Обесценятся ли они? Наступит ли время принудительных сборов, как на Кипре? Понятия не имею! Кто может дать гарантию, что завтра в Германии не будет введён налог «для спасения Европы», который лишит меня сбережений?

Канцлер Германии Ангела Меркель 8 октября 2008 года заявила: «Мы заверяем вкладчиков, что их сбережения вне опасности. Федеральное правительство ручается за это».

Но этому обещанию уже пять лет. Конечно же, я вижу «спокойную, осторожную руку» Меркель в этой непростой ситуации, я вижу «твёрдую руку» немецкого министра финансов Вольфганга Шойбле. Разделение задач между ними до сих пор было залогом того, что немцам всё ещё неплохо живётся. И именно эти обе руки вместе – являются, пусть даже не без скрежета зубов, гарантией признания авторитета Германии другими европейскими государствами. И хотя я и делаю ставку на сведущее в экономике нынешнее правительство, меня не покидают мысли – мысли о моих деньгах.

Иностранцы, и особенно немцы, с недоверием относятся к финансовым делам в России – к сожалению, это факт. Вот и я недоверчив – кому ж хочется потерять деньги? Где есть ещё надёжное место? В 2002 г. ввели евро, провозгласив это событие «судьбоносным для будущего Европы». Как же верны эти слова, ведь сегодня шекспировский вопрос «быть или не быть» актуален как для общей валюты «евро», так и для объединённых государств Европы.

И я начал думать: может, и Россия с её рублем тоже в опасности? Может, и здесь надо что-то спасать? Что касается спасения моих денег, то всё выглядит вовсе неплохо – как раз в России. Да, российская финансовая система долгие годы только и делает, что подтверждает свой плохой имидж, как и Россия в целом, что, собственно, не прибавляет ей чести за границей. Однако российская банковская система, как я мог в этом убедиться, не так страшна, как её малюют.

Работая над этой статьей, я искал информацию, задавая в строку ввода немецкоязычного поисковика такие понятия, как «вклады в России», «российская банковская система», «финансовые гарантии в России» и т.д. Нашёл я немного, и это немногое было не столь актуальным и интересным. Да и написано было для каких-то финансовых экспертов где-то в Брюсселе или на Франкфуртской бирже, а для простого человека – ни слова. Но ведь именно через деньги и денежные дела формируется доверие, не так ли? Не его ли добивается Россия на Западе, доверия, которое крупные западные политики не готовы оказать нам в России? Почему же мы тогда не обратимся к «немецкому Михелю», простому народу, и не расскажем ему, как ему спасти свои сбережения с помощью финансового центра под названием «Россия»?

В России подоходный налог составляет 13% – это факт. В Германии минимальная ставка налогообложения – 14, максимальная – 45%. В начале этого года Путин – не без соответствующей на то реакции публики – обратил внимание мировой общественности на размер российской налоговой ставки, к тому же, один «налоговый оптимизатор» из французов успел, между делом, получить российский паспорт. По Макиавелли – «цель оправдывает средства». Несколько недель эта тема была у всех на устах, а теперь снова – молчок. Почему? Что, к нам уже достаточно иностранцев приехало спасать свои деньги и экономить на налогах? Почему мы не продолжаем в том же духе? Ну уж если не сами иностранцы, то хоть их деньги. Почему мы ничего не предпринимаем для того, чтобы финансовый центр «Россия» (… чуть не написал «Калининград»!) загремел на всю Европу? Хуже всех мы, что ли, раз не решаемся заявить о себе?

Давайте посмотрим, насколько хороши или плохи другие – США, например (не всё же время клясть Европу). В 2008 г. США удалось развязать мировой финансовый кризис. А кто за это их ещё критикует? Никто! Так кто заслуживает доверия? Сравните:

bank.jpg

Пик банкротства банков США наступил в кризисном 2010 году, когда лопнуло 157 банков. В России обанкротилось всего 19 банков.

Что скажете? Сопоставление для России выглядит не так уж плохо. При этом речь идет не столько о количестве обанкротившихся банков, сколько о количестве граждан, потерявших свои сбережения, и тут сравнение будет тоже не в пользу Америки. Почему мы не популяризируем это для простого иностранного вкладчика, который боится за свои сбережения и ищет альтернативы?

Конечно, есть и такие страны, банки которых вообще не разорялись. Германия, например. Правительство предотвратило катастрофу, благодаря налогам. Но банки наказывают мелких вкладчиков своей «нелюбовью». Вот мой банк в Германии сделал мне отличное предложение: поскольку я уже более 10 лет являюсь его верным клиентом, мне было предложено 0,6% по моим вкладам – и это при официальной-то инфляции в 2,0%. Германия стала для моих денег машиной уничтожения – это я говорю, как рядовой мелкий вкладчик. Так кто теперь спасёт мои деньги и деньги других, таких же простых немецких вкладчиков?

Я решил, что это будет Россия. Да, признаюсь – я, всё-таки, немного побаиваюсь. Почему? Конечно, система страхования банковских депозитов в России получила хорошее развитие, однако, застрахованы лишь 700.000 рублей. Это примерно 17.000 евро – сумма для западного европейца, желающего «надёжно» вложить свои средства, не такая уж и большая.

Всего в России около 960 банков. Из них работают в Калининграде – более 60, и все они относятся к ведущей сотне российских банков. Собственно, неплохо, как полагаете? Тем более, что и предлагаемые ими проценты вполне разумны – по сравнению-то с моим банком в Германии. Да и искать долго не придётся, чтобы открыть депозит в евро под 5% годовых – мечта, а не доход для немца.

Но в каждой бочке мёда есть ложка дёгтя. Деготь здесь в немецком разумении – невысокая банковская гарантия. Конечно, поделил сбережения на все банки – и всё под контролем. Но уж слишком много беготни для иностранца: если он не постоянно проживает в России (Калининграде), то непривычен к таким манёврам.

Если Россия добивается признания на мировой финансовой арене и стремится завоевать к себе доверие, как к альтернативе всем тем ненадёжным западно-европейским финансовым рынкам, то государству российскому следовало бы всерьёз поразмыслить над увеличением банковской гарантии. Скажем, до 4 млн. рублей. Это направило бы «целые племена германские» на Восток (на этот раз – с мирными намерениями).

Ну, а чтобы держать госриски в узде, дать бы такие гарантии только тем российским банкам, которые пользуются у государства доверием. В этом нет ничего нового, ведь и сейчас российский госбанк отказывает десяти процентам российских банков в участии в системе банковских гарантий.

Мы, калининградцы, со времён губернатора Георгия Бооса говорим о разработке калининградских брендов. Чего мы достигли с 2005 г.? Сейчас у нас есть «План стратегического развития Калининградской области до 2020 г.». Много собрано в нём идей. А вот есть ли там идея бренда — финансовый центр «Калининград»?

Это не единственная проблема. Как добраться иностранцу до «финансового центра «Россия/Калининград»? Калининград, находясь под боком у немцев и других неуверенных граждан евровалютных государств, ведь так и напрашивается! Ан нет – виза нужна. Ещё один барьер, слишком высокий для недоверчивого немецкого вкладчика. Везде приходится присутствовать лично – и при открытии счёта, и при продлении депозита … сложно, как мне кажется. Да и для оперативной работы с депозитами российская банковская система пока ещё тяжеловата на подъём. С одной стороны, высокая степень административной надёжности работы банка, с другой – именно эта административная надёжность и есть препятствие для непривычных к банковской бюрократии иностранцев. Но может, здесь, в Калининграде, стоит подумать над банковским пилотным проектом для иностранцев?

Лично я нашёл свой «калининградский оптимум». Я доверяю России – и финансово, и материально, в Германии я бы и по сей день занимался напрасными поисками. Теперь я думаю о том, как мне убедить других немцев в доверии к финансовому центру под названием «Россия».


Справка «NewsBalt». Уве Нимайер, управляющий компанией «Калининград Domizil», специализирующейся на сдаче в аренду жилой недвижимости высокого класса. Работает в России с 1995 года. В 1977 году окончил в ГДР военное училище, став офицером тыловой службы. Затем учился в Ленинграде в Военной академии тыла и транспорта, служил в Министерстве обороны ГДР. После воссоединения Германии занялся бизнесом в России. Компания «Калининград Domizil» существует с 2001 года. Основной задачей компании является приобретение недвижимости, её ремонт, реконструкция и последующая сдача в аренду российским и иностранным предпринимателям, дипломатам, представителям как государственных, так и негосударственных структур, а так же частным лицам. Нимайер принципиально не пользуется автомобилем и мобильной связью.