Виталий Цебрий: Заброшенные форты Российской Империи как чемодан без ручки у Литвы

«NewsBalt» представляет очерк журналиста Виталия Цебрия о судьбе фортов в Литве, входивших в оборонительную систему России в XIX-XX веках.

Накануне в литовском городе Каунасе прошла историческая реконструкция в честь 130-летия знаменитого в Литве 7-го форта оборонительной системы «Брест – Ковно – Ивангород». По проекту, разработанному в то время лучшими фортификаторами Российской Империи, Ковно (Каунас) должны были охватить два оборонительных кольца. Первое, включавшее восемь фортов, восемь батарей и два центральных укрепления (бастионы с батареями), построили к 1915 году. Во втором кольце из-за нехватки средств был возведён только девятый форт.

— Начавшееся 130 лет назад строительство продолжалось более 25 лет и имело целью не допустить кайзеровские войска на территорию Российской Империи, – рассказал менеджер каунасского Военно-исторического центра, историк Владимир Орлов, – эта крепость для защиты империи, а именно – важного железнодорожного моста через Неман – была сооружена как урок российских военачальников, извлечённый из наполеоновского похода в Россию в 1812 году.

Немцам же удалось сломать и этот оборонительный рубеж России только потому, что они за десятилетия строительства фортов преуспели в разработке и создании передовых «военных технологий» и удивительно мощных для своего времени артиллерийских орудий.

Каждый из девяти каунасских фортов имеет свою историю. Что же касается 7-го форта, который предназначался для расположения российской пехоты и артиллерии, то после Второй Мировой войны долгое время он выполнял, в основном, складские функции. В 2009 году форт был приватизирован и в 2011 году превращён в музей.

Я не могу пока причислить себя к старожилам «1-й литовской столицы» (Каунас был таковой в период с 1918 по 1949 г.г.) И вообще: проживши в Каунасе год всего, можно иметь лишь приблизительное впечатление о достопримечательностях, архитектурных ценностях и прочих удивительных местах этого уникального европейского города. Но у меня, как у человека с «незатёршимся» взглядом на вещи, есть и свои преимущества. Однажды вот почувствовал, что пришла пора «собирать камни». То есть, неким образом систематизировать свои новые урбанистически впечатления.

64caa628221d4bdd2bf7eac6bbdcb6d5.JPG

Фрагмент реконструкции на 7-м форте в Каунасе. Фото Виталия Цебрия.

…Когда шёл коридорами одного их бетонных казематов и в лицо дохнуло затхлым воздухом старого подземелья, то невольно подумал: вот те на! Кинорежиссёр Тарковский, поспешил, возможно, с выбором «натуры» для съёмок своего «Сталкера»! Фильм ведь этот снимали тоже в Прибалтике, но под Таллином, на заброшенной электростанции… Хотя и каунасский форт №8, в котором я оказался недавно, подошёл бы для этих полумистических и вполне легендарных съёмок! И вот почему.

…Ей, Богу, холод пробежал у меня по спине, когда я вступил в один из залитых водами коридоров форта. За спиной вдруг отчётливо зазвучали чьи-то шаги. Я обернулся – и никого не обнаружил. Странно. Это было, похоже, эхо от моих собственных шагов. Но ведь шёл я по твердому, промерзшему песку, который не мог давать такое гулкое эхо, да и помещение было довольно небольшое. Подобную акустику могут иметь (по моему скромному «пещерному опыту») только большие замкнутые пространства. Здесь же как-то злобно даже не гудел, а шипел, отзывался на каждое движение очень небольшой подвальчик. Вход в самый низ его залило целое озеро воды…

Я остановился. Прислушался. И в этот момент в подвальчике стали раздаваться вовсе непонятные звуки. Это уж точно было не эхо. За стеной кто-то скрёбся, громко ёрзал и даже постанывал. Я бы мог подумать, что это какой-нибудь бомж просыпается в холоде этого мерзкого подвала, или бывший чей-то, а ныне бродячий пёс лазит и скулит в темной норе… Но! Я ведь точно знал, что толщина бетонно-кирпичных стен превышает в данном месте форта полтора метра, да плюс ещё за ними четырёх-пятиметровая толща земли над головой. Тут раньше был пороховой погреб. Поэтому: какие уж там могли быть бродячие люди или звери «за стенкой»?

Вот так, немного даже мистически, с примесью полтергейста, началось моё знакомство с укреплениями старой Ковенской крепости – последнего такого рода фортификационного сооружения на территории бывшей Российской империи. Но тоже вот, что именно интересно! В бывшие пороховые погреба форта №8 ведут несколько, почти совершенно одинаковых ходов. Но только в одном из них наблюдается такая странная акустика и такие загадочные звуковые «глюки»! Феномен ещё ждёт своего дотошного исследователя.

История же всей крепости такова.

В конце XIX века Каунас, до этого имевший статус губернского города, обрёл дополнительно имидж грандиозного «укрепрайона»: императором Александром II было объявлено о строительстве мощной военной крепости на западных рубежах России…Историки некоторые считают, что решение сие было немного запоздалым. То есть, лет на двадцать, если не больше. Потому что назревала новая техническая революция в тогдашней «гонке вооружений». Немцы, например, к концу века начали производить мощные артиллерийские орудия, перед которыми даже стены такой крепости были бессильны… Но императорский указ – это императорский указ! На западном рубеже страны, по линии Кёнигсберг (ныне Калининград), Ковно (ныне Каунас) и Брест началось грандиозное строительство.

Двадцать пять лет строились величественные укрепления Каунаса. Появились форты и артиллерийские батареи, пороховые погреба и казарменные городки, в крепость прибывали войска и доставлялась артиллерия. Город и на данный момент окружают девять разной степени сохранности фортов…

В годы же Первой мировой под их стенами разыгрался один из наиболее драматических эпизодов истории войн в Европе. Рассказывает каунасский историк Нейрюс Кесеряускас:

– Баталии продолжались недолго. Российские солдаты и офицеры оборонялись от германских войск упорно, но не выдержали мощного удара крупнокалиберной артиллерии. Русские отступили. Потом крепость использовали как складские помещения. А в годы Второй мировой войны немцы тут даже пытали и уничтожали евреев.

История геноцида еврейского населения Каунаса в годы фашистской оккупации – ещё один драматический эпизод. О нём несколько позже. Сейчас же лишь вскользь замечу, что Ковенская крепость ныне превратилась в культурно-исторический объект и туристическая гордость Каунаса. Не вся, правда…Для гостей города «укрепрайон» времён Первой мировой представлен реконструированным 7-м фортом, одним из бывших девяти укреплений. Фактически это последний кирпичный форт Российской Империи, расположен он в трёх километрах от Старого города. 7-й форт отреставрировали недавно, его город передал в частные руки.

Но также широко известен в туристических справочниках 9-й форт – именно здесь происходили в прошлую войну экзекуции, массовые расстрелы евреев, потом здесь же трупы сжигали в наспех устроенных крематориях. И 9-й, и 7-й форты представляют собой хорошо сохранившееся и частично отреставрированное укрепление общей площадью свыше 7 гектаров каждый.

Восьмой форт, который расположен рядом с моим домом и где никто никогда экскурсий не проводил представляет собой чуть поменьше площадью …заброшенный пустырь. Он огорожен проволокой. Но туда можно свободно проникнуть. Говорят, тут развлекаются местные экстремалы. Так же, говорят, тут (да и на других заброшенных фортах) иногда устраиваются «бои местного значения» – встречаются в поединках любители игры в пентболл. 

Всё же, наиболее интересна история 9-го форта. Подготовленная для туристического посещения, эта крепость-музей позволяет окунуться в военное наследие империи. Но также – и прочувствовать ещё одну, действительно ужасную страницу истории. В 1940-м и в1941-м годах 9-й форт использовали для временного размещения политзаключённых по пути в лагеря ГУЛАГа. Во времена нацистской оккупации старая крепость превратилась в место массовых расстрелов. Около пяти тысяч человек (по другим подсчётам – вдесятеро больше), главным образом каунасских евреев, были убиты. Сюда же нацисты привозили и подвергали экзекуции евреев из соседних европейских стран. При отступлении фашистов из города концлагерь 9-го форта перестал существовать, однако немцы предприняли попытку уничтожения следов своих преступлений. Останки расстрелянных людей сжигали. С тех пор 9-й форт известен в Каунасе как «Форт смерти». После Второй мировой войны старую крепость ещё использовали и как место заключения, и как склады. Только в 1958 году в девятом форте начали реконструкцию с целью создания музея…

Возвращаясь и к истории, и к современному статусу форта №8, мне остаётся сказать следующее. И эта величественная подземная крепость, и ещё другие шесть потихоньку разваливаются (невзирая, на всю свою вековую мощь). В ней большинство ходов, коридоров и вентиляционных колодцев заложены кирпичами. Чтобы меньше лазила детвора и меньше себе приключений смогли находить экстремалы. На территории этих земляных редутов и фортификационных каменных лабиринтов практичные литовцы из близлежащих домов устроили … теплицы. Земля-то ничейная. Точнее, земля принадлежит городу, но городские власти не спешат продавать эти, вовсе неплохие, в черте Каунаса, участки под застройку.

Начальник отдела архитектуры городского самоуправления Наталья Даниэлиене косвенно подтвердила эти досужие разговоры:

– Действительно, власти не хотят продавать эти земли за бесценок. Места для застройки выгодные. А практика последних десятилетий показывает: предприниматели, выкупая землю на льготных, даже суперльготных условиях, не держат часто слова, и для города так и не выполняют обещанных и необходимых всем каунасцам реновационных работ. Поэтому земли под семью фортами «гуляют» до лучших времён.

форт 3.jpg

Вход в форт № 3 в Каунасе.

То есть, иными словами, эти козырные участки земли для городских властей как чемодан без ручки: нести (читай, привести в порядок как памятник архитектуры) невозможно, а продать (отдать по дешевке) – жалко…

Чтобы не оканчивать на сей минорной ноте, еще несколько строк для любителей истории.

Большая часть оборонительных построек на территории 7-го форта всё-таки сегодня открыты для туристов. Тут также проводят военно-исторические «инсценизации», или как ещё их называют, «реконструкции». То есть, располагая оружейной коллекцией – от кремниевого мушкета и до скорострельной зенитной пушки, – музей предоставляет посетителям возможность ознакомиться с историей войн «на ощупь». Ведь почти все эти винтовки, автоматы и пулемёты, несмотря на «старость», находятся в действующем состоянии. Поэтому группам туристов предоставляют возможность пострелять холостыми из двадцати видов ружей. По предварительному заказу тут даже возможна экскурсия по форту на бронетранспортёре времён Второй мировой войны…