Владимир Абрамов: Для сдерживания натовских энтузиастов Россия и Белоруссия не смешивают порох с калием

Политолог Владимир Абрамов прокомментировал для «NewsBalt» встречу президентов России и Белоруссии на учениях «Запад-2013».

Доцент кафедры политологии и социологии Балтийского федерального университета им. Канта в Калининграде Владимир Абрамов прокомментировал для «NewsBalt» сегодняшнюю встречу президентов России и Белоруссии на масштабных учениях «Запад-2013» — первую после не менее масштабного конфликта с «Уралкалием». 

В разгар конфликта Белоруссии с «Уралкалием» раздавались утверждения пророков о том, что спор хозяйствующих субъектов в данном случае приведёт к неким демонстративным акциям в межгосударственных отношениях. В частности, к отмене запланированного загодя совместного посещения российским и белорусским главнокомандующими заключительной стадии совместных манёвров «Запад-2013». Подобные прогнозы демонстрируют исключительно привычку некоторых деятелей мешать котлеты с мухами, вопреки настоятельным рекомендациям не проводить эту изначально сомнительную операцию.

Убеждён, что вопросы военно-стратегического сотрудничества России и Белоруссии определяются не личными позициями конкретных политиков, а объективным раскладом сил и перспективами развития ситуации в Центральной Европе.

Чем дальше, тем очевиднее стремление НАТО не ограничивать, а наращивать свою военную инфраструктуру вдоль линии соприкосновения с границами двух постсоветских республик. Этот процесс затормозил мировой финансово-экономический кризис, но в принципиальном плане он не внёс никаких изменений в обстановку: Североатлантический альянс систематически пытается продвинуть рубежи своего влияния в восточной части Европейского континента.

Отсюда и регулярно возникающие разговоры о присоединению к НАТО Финляндии, и постоянно проводимые на границах России и Белоруссии военные игры. При всём желании их никак нельзя объяснить подготовкой к борьбе с непредсказуемыми режимами Северной Кореи или Ирана. Высадка десанта Корпуса стражей исламской революции в районе Балтийского или Баренцево моря выглядят бредом в тяжёлой формой даже для лиц с самой буйной геополитической фантазией. 

Остаётся единственный логический вывод: НАТО стремится стать доминирующей военно-политической силой в Западной Евразии. Естественно, только ради гарантий мира и стабильности в данной части планеты. А преобладание военного потенциала позволит обеспечить эту глобальную цель с максимальной эффективностью. Как там сказано: «Добрым словом и пистолетом можно достичь гораздо большего, чем просто добрым словом».

Опыт Сербии, Ирака и Ливии наглядно демонстрирует бессилие стран второго-третьего эшелонов мировой политики при столкновении с хорошо отлаженной военной машиной НАТО. 

На эту ситуацию можно реагировать по-разному. На постсоветском пространстве полно деятелей, готовых за умеренную плату не просто поднять лапки перед Североатлантическим альянсом, но и подвести под данное похабное мероприятие мощную идейно-пропагандистскую базу с обязательными упоминаниями о «возвращении в лоно европейской цивилизации», «приобщении к мировым стандартам демократии и социально-правового государства».

Есть ощущение, что в случае чего такие энтузиасты «евроинтеграции» с огромным удовольствием сыграют роль проводников, переводчиков и охранников лагерей военнопленных при своих старших партнёрах. Во всяком случае, военно-дипломатическая активность стран Прибалтики последнее десятилетие направлена исключительно на провоцирование обострение отношений с восточным соседом.

Сейчас по этой плоскости готова покатиться политическая элита незалежной Украины. Ибо как иначе можно понять реальное ограничение национального суверенитета под истерические вопли об окончательном освобождении от «ига клятых москалей»?

Существование в Европе избыточно мощной военной машины, руководство которой до сих пор не демонстрировало стремления к добровольному ограничению своей экспансии, является основным аргументом для военно-стратегического альянса России и Белоруссии. Его основная задача – сохранить оборонный потенциал, позволяющий нанести вероятному противнику урон такого масштаба, который заставит с особой осторожностью относиться к самой возможности проведения на востоке континента каких-либо «миротворческих бомбардировок», «силовых принуждений к демократии» и прочих подобных мероприятий.

Т.е. стратеги из Генштабов России и Белоруссии не ставят перед собой невыполнимой при сегодняшнем раскладе сил цели – победить НАТО. Задача стоит скромнее – поддерживать такой уровень боеготовности, чтобы любая военная операция на границах наших государств по своим первым последствиям на несколько порядков превышала потери от колонизаторско-демократизаторских экскурсий, предпринимаемых войсками Североатлантического альянса в страны третьего мира.

Очевидна и глобальная геополитическая цель сил сдерживания натовских энтузиастов: обеспечить условия для самостоятельного развития России и Белоруссии. Речь не идёт об апологетике некого «особого пути». В конце концов, СССР 70 лет пестовал свою особость, пока всё это не завершилось грандиозным крахом. Проблема состоит в том, что нельзя даже самые передовые и прогрессивные методы и институты навязывать обществу силком, под угрозой внешнего давления. Социум должен дозреть до необходимости соответствующих структурных преобразований и проводить их сам, без назойливых кураторов, торопящихся побыстрее загнать всех в очередное «всеобщее счастье». Если для соблюдения этого элементарного для любого независимого народа требования в современных условиях необходимо держать порох сухим и регулярно демонстрировать сопредельной стороне умение его использования – что ж, так тому и быть.

Что же касается скандала вокруг калия, для России данный вопрос по определению не может быть поводом для каких-то резких внешнеполитических движений. Александр Лукашенко в свойственной ему экспрессивной манере в очередной раз позволил себе наговорить слишком много лишнего. Ну, так это не в первой.

Белорусский батька регулярно упражняется в ораторском искусстве там, где лучше было бы помолчать. Но и он стратегические вопросы решает без истерик. Для белорусской экономики экспорт калия является бюджетообразующим сектором, сопоставимым разве что с реэкспортом нефтепродуктов в ЕС под видом «растворителей» и «очистителей». Поэтому понятна нервозность белорусской стороны, которая за месяц с начала событий потихоньку стала спадать. 

Уже к Новому году эксперты ожидают закрытия этой конфликтной страницы в непростых российско-белорусских экономических отношениях. А потребность в военно-стратегическом сдерживании на линии соприкосновения с НАТО сохранит свою актуальность ещё очень долго.