Ирина Литвинович: Калининградцев, как животных, загнали в польскую кормушку

В интервью «NewsBalt» практик в сфере туризма Ирина Литвинович высказала своё мнение о туристическом потенциале Калининградской области.

Своё мнение о туристическом потенциале Калининградской области в интервью информационно-аналитическому порталу «NewsBalt» высказала практик в сфере туризма, руководитель компании «Времена года» Ирина Литвинович.

«Главное сейчас — доехать до кормушки»

— Ирина, на недавнем польском туристическом воркшопе в Калининграде прозвучала цифра о резком снижении в регионе – до 80% – организованного группового туризма. Прогнозируете ли вы закат такого вида бизнеса? 

— В этом году для автобусных туров он полностью провален. И не только потому, что люди стали самостоятельно бронировать билеты, гостиницы и выбирать маршруты путешествий. Также сыграла свою роль лояльность консульских служб. При правильной подаче документов, при правильном использовании визы дипломаты оформляют мультивизы. Например, немцы дают сразу на 5 лет. Картину снижения группового туризма я продемонстрирую такими цифрами: если раньше мы относили в польское консульство по 30-40 документов на оформление визы, то сейчас в среднем 5-7. Где все остальные люди? Либо сделали шенген самостоятельно, либо получили карточку приграничного передвижения. Кстати, знаете, как она уже зовётся в народе?

— Нет.

— «Продуктовая карточка». Когда я впервые услышала такое название, мне стало грустно от того, что мы превратились в общество потребителей – пожирателей колбасы и йогуртов. Всё-таки турфирмы занимались именно путешествием, а не отовариванием. Да, у нас были заезды в польские магазины как лёгкий комплимент в конце поездки. Чтобы не только турист попробовал вкусненького, но и привёз родным. Сейчас же на шоптуры нацелена не только многочисленная реклама, но и логистическая система, построенная на доставку людей из Калининграда до «Ашана» в Гданьске. Туристической составляющей нет вообще. Часто даже нет сопровождающего, что всегда было обязательным в туристических поездках.

В итоге в этом году мы стали свидетелями разрушения турпрограмм. Многие турфирмы сняли рекламу, потому что элементарно невыгодно – на туры набирается по 5-6 человек. А рентабельность группы – хотя бы человек пятнадцать. 

— Но индивидуальный туризм, как правило, дешевле.

— Я здесь поспорю. Приеду свежий пример. В августе в Польше проходило авиашоу, на которое прибыли как туристические группы, так и индивидуалы. Я поспрашивала у людей, они забронировали номера за 270 злотых, мы же – благодаря групповому размещению – жили за 170 злотых. Далее — после шоу я повезла свою группу в «Волчье логово» (ставка нацистского командования, где было совершено покушение на Гитлера.«NewsBalt»), а туристы-одиночки даже не знали, что рядом есть такой памятник истории. Но главное – повторюсь – индивидуальный туризм стал всё больше превращаться в низко интеллектуальный, потребительский туризм.

— И толчком этому стала «продуктовая карточка»?

— Калининградцам показалось, что её наличие – это свобода. Но это иллюзия свободы. Вместо полноценного отдыха – мы стоим по четыре часа российско-польской границе, затем радостно затариваемся в магазине и вновь стоим четыре часа теперь уже польско-российской границе. Я не считаю это ни отдыхом, ни повышением интеллектуального багажа. Автобусы, к слову, давно не стоят в очередях. Для них польская таможня ввела электронную очередь.

Понимаете, нас опустили на уровень унитазов. И не случайно в комплекте среднестатистического калининградца, когда он открывает багажник на границе, лежат колбаса, йогурты, пиво и туалетная бумага. Это уже даже не смешно. Я бы на месте поляков бесплатно по рулону выдавала. Нас приучают быть обществом потребителей, а не любознательных людей. По шенгенской визы мы могли ездить, куда хотели. Сейчас же, когда нас загнали в приграничную зону, нам сознательно угробили мотивационную часть. Главная потребность стала – доехать до кормушки. Как животным. 

— А вам не кажется, что всё это связано с изолированностью Калининградской области?

— Безусловно. У нас обострённое чувство клетки и поэтому мы использует каждую лазейку, чтобы вырваться на свободу. У нас по-другому формируется внутреннее самосознание. И мы, покупая визу, покупаем, прежде всего, свободу. И даже, если не ездим никуда за границу, всё равно психологически ощущаем свободу, зная, что у тебя в паспорте стоит мультивиза.

Калининградский турпродукт хиреет 

— Давайте коснёмся перспектив развития туризма уже внутри Калининградской области.

— Начну с того, что туроператоров в регионе осталось мало, поскольку, помимо фингарантии, надо ежегодно платить турпомощь. Это безвозвратные 100 тысяч рублей. То есть для того, чтобы остаться в реестре туроператоров, мы должны были тупо – я подчеркну это слово – тупо отдать сто тысяч. При низком сезоне это абсолютно нерентабельно.

Получается, что мне невыгодно оставаться туроператором и проще уйти в статус агентства. Тогда я буду продавать продукт, созданный другими операторами и не нести ни за что ответственность. Только кнопочки на клавиатуре нажимать. Сейчас на калининградский рынок пришли московские туроператоры, соответственно, налоги уходят в столицу, а калининградский турбизнес со своими уникальными для России традициями откровенно хиреет. Поэтому я прогнозирую, что чисто калининградского турпродукта, прежде всего, в Польшу, Чехию станет ещё меньше. 

— Помимо москвичей, сейчас, например, идёт массированная реклама польской турфирмы «Итака». Вы ощущаете её ценовой демпинг?

— Это чисто польский бизнес, направленный на предоставление туристических услуг среднего и дешёвого класса. Это надёжный оператор, но с дешёвым продуктом. Она сильно подрывает рынок, потому что предложений из Калининграда нет ни на Канары, ни в Доминикану, ни в Мексику. «Итака» предлагает такие туры из аэропортов Варшавы и Гданьска.

Только люди, покупая такой продукты, должны учитывать нюансы, что никто с ними не будет говорить на русском языке, должны учитывать существенные ограничения по весу багажа. В договоре также сказано, что ни за перенос рейса, ни за его отмену «Итака» не несет ответственность. Очевидно, что они пришли завоёвывать калининградский рынок. Например, они уже практически отработали новогоднее направление, поскольку у поляков в это время нулевой сезон, а у россиян – самая пора для отдыха.

— Будет ли расти подобная польская экспансия?

— Однозначно. Например, я знаю, что Гданьский аэропорт увеличивает число рейсов по турнаправлениям. Это в угоду нам, калининградцам. Как известно, Поморское воеводство (со столицей Гданьск) проводит активную рекламную кампанию в Калининграде. Сейчас к этому подключается и Ольштын (столица Варьминско-Мазурское воеводство). Знаю, что Ольштын не так давно подписал договор на кругленькую сумму для проведения рекламной кампании в Калининграде. Мне бы очень хотелось узнать суммы, которые мы запланировали для рекламы нашего региона на севере Польши.

Больше информации!

— Вы согласны с мнением польской стороны, что поляки не едут в Калининград в качестве туристов только из-за того, что не имеют информации?

— На мой взгляд, существует целый комплекс проблем, почему к нам не едет европейский турист. Во-первых, это виза. Стоимость российской визы составляет порядка 70 евро. Это стоимость двух суток в номере в соседней стране. При этом туристической мультивизы наша страна не оформляет. Хорошо, визу либо приграничную карточку получили, приехали. Что они видят. Поляки, избалованные вылизанными средневековыми замками, думаете, станут бродить по руинам кирх, которые были разрушены в советское время? 

Хорошо, поляки любят дикую природу и им, наверняка, понравится заповедная Куршская коса. На косе хочу остановиться подробней (пару минут назад наш разговор как раз был прерван звонком от гида, сопровождающего автобус с детьми на Куршской косе.«NewsBalt»). Вот сейчас группа школьников – 50 человек – едет на экскурсию. Хороший гид, хороший автобус, прекрасная погода, идёт перелёт птиц и детям интересно побывать на орнитологической станции. Родители спрашивают, а где дети будут посещать туалет? Отвечаю – ни одного общественного туалета на всём протяжении Куршской косы нет. В трёх местах стоят кабинки биотуалетов, которые класс будет посещать приблизительно 50 минут. Дальше родители спрашивают – где дети смогут перекусить взятым с собой ланчем. Нет таких мест. Где смогут помыть руки? Нет таких мест. В результате появляется статья расходов – влажные салфетки. А как кульминация этой зарисовки – водитель автобуса не смог развернуться на парковке, специально обустроенной, в итоге крепко забуксовал.

Возвращаясь к полякам, стендов – чего посмотреть на Куршской косе – на польском языке нет. Есть на английском, как будто к нам британцы, американцы и продвинутые европейцы ездят. Зато экологический сбор за право въехать на косу есть, и для иностранцев он иной, чем для россиян.

— Ирина, не соглашусь с вами в такой пессимистической зарисовке ситуации. Изменения же происходят…

— Шажки есть, но они так не успевают за спросом. Надо отдать должное среднему бизнесу – в регионе как грибы растут кафе, рестораны, отельчики. Но я уже много лет предлагала – почему бы во всех польских магазинах, столь любимыми не только калининградцами, но и поляками (изначально они же для поляков строились) не установить информационные доски о достопримечательностях Калининграда. На польском языке с адресом Калининградского информационного центра, который есть в том же Ольштыне. Это бы мозолило глаза полякам и в конечном счёте он сам себя не спросил бы – а почему бы не съездить. В Калининграде на высочайшем уровне проходят культурные мероприятия – «Балтийские сезоны», фестивали органной музыки. У поляков же скучно и делать нечего в межсезонье!

Что для иностранцев — недосягаемая мечта 

— Выскажите ваше мнение об обсуждаемом ныне экзотическом виде туризма в Калининградской области — милитаристском. Я общался с поляками, и они не прочь посмотреть на брошенные объекты Балтийского флота, которыми в советское время их пугали…

— Я очень не люблю, когда пугают или напоминают историю, которая была связана с гибелью людей. Я сопровождала однажды шведских, польских журналистов на такого рода объекты. И потом читала, что они написали.

— Негатив?

— Да. Как всё плохо выглядит. Какой оплот милитаризма. Всё в чёрных тонах. В этом плане есть куда более оригинальная идея.

— Какая?

— Речь идёт о посещении действующих полигонов, где можно реально пострелять. Проводить для иностранных туристов нечто вроде учений. Помните, раз в год чиновники из областного правительства и облдумы наряжаются в военную форму и потом позируют перед фотожурналистами в танках и с автоматом в руках? Для них это пиар, а для иностранцев это недосягаемая мечта. Конечно, такого рода игрища должны проводить специалисты и нужен договор с командованием Балтфлота, но уверяю вас, это будет изумительное шоу. Ведь мы, как говорится, убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, зарабатываем на туристах, а это будет дорогостоящее мероприятие, во-вторых, демонстрируем иностранцам наше великолепное оружие, нашу технику. 

— А потянут ли те же поляки такую аттракцию? Навскидку, это дорогое удовольствие.

— Потянут. Поляки – активны, они любят такие штучки. А если им ещё выдадут удостоверение, что они управляли танком, это станет приманкой для новых туристов. Давайте гордится тем, что мы создали. А не тем, что у нас заброшено и рухнуло давно. Мы не угрожаем, мы просто хватаемся. 

Не хватает «русскости» и «немецкости»

— Как заманивать в Калининграде наших соотечественников из «большой России»?

— Когда сюда приезжали ностальгирующие немцы, то вопросов не было. Цель была одна – повысить качество обслуживания в отелях и ресторанах. Ну и парковки привести в божеский вид. Сейчас ситуация изменилась. Россияне и иностранцы вкладывают порой диаметрально противоположное мнение о Калининграде, как объекте туризма. Иностранцам не хватает «русскости», а россияне — «немецкости». Наши соотечественники желают здесь видеть Европу, до которой также далеко. 

Поделюсь моими наблюдениями о туристах из России. На мой взгляд, в самой России не хватает опять же информации о нашем городе. И прежде всего, элементарных сведений, как сюда добраться. Надо написать на каждом вокзале в России, что в Калининград можно приехать без шенгенской визы. Вам смешно, а масса людей об этом не знает и только это порой останавливает их от планов приехать летом к нам на море. Да, нужен загранпаспорт, но виза не нужна. Недавно в Калининграде проходил семинар туристских информационных центров со всей России, и некоторые его участники узнали о том, что виза не нужна, только во время дискуссии. Так это специалисты приехали. Что же говорить о простых россиянах.

Далее — против посещения россиянами Калининграда играют цены на авиа и ж/д билеты. Проще слетать в Турцию. У нас нет двух-трёхзвёздочных отелей с ценовой политикой – 1-2 тысячи рублей, как у поляков.

Теперь о том, на чём можно сыграть. Все россияне, приезжавшие к нам, говорят, что мы не совсем Россия. Качество дорог, чистота на улицах, визуальная картинка, которая выхватывает кусочки немецкой старины, которую мы стараемся разрушить, как только можем. Только не надо строить новый замок на месте старого, разрушенного! Дом советов уже принимает винтажную форму. Надо только правильно подать. Мы не сохранили замок, так давайте сохраним то, что ещё осталось – даже вдоль Литовского вала. 

— А иностранцев другие предпочтения?

Для иностранцев же надо пропагандировать, что в Калининграде, например, ключом бьёт ночная жизнь. В Европе такое уже мало где встретишь. Поляки в полном восторге, когда узнают, что у нас есть дискотека от понедельника до понедельника, когда у них только в пятницу и субботу.

И, конечно, повторюсь, что иностранцам не хватает «русскости» в Калининграде. Знаете, некоторые мечтают откушать в калининградском ресторане под аккомпанемент балалайки. Нравится им и храм Христа Спасителя в центре города, как элемент «русскости». Вспомнила в связи с этим случай, произошедший года два назад. Я проводила экскурсию для группы шведов. Дело была на острове Канта, я рассказывала о русской составляющей в истории города и бросила фразу, что сейчас только медведи не ходят по улицам.

И вдруг мы видим, как на лужайке играют медвежата. Оказалось, это дрессированные мишки из цирка по соседству. Но шведы были в шоке! Наверняка, они рассказали на родине, что, как и предупреждали, в России по центру города бродят медведи.