Виталий Яковлев: Соотечественник, готовый переселиться в Россию, получит гражданство за 3-4 месяца

Начальник Управления по организации работы с соотечественниками ФМС России Виталий Яковлев рассказал «NewsBalt» о программе переселения соотечественников на историческую Родину.

Начальник Управления по организации работы с соотечественниками Федеральной миграционной службы России Виталий Яковлев в интервью информационно-аналитическому порталу «NewsBalt» дал ответы на многие вопросы, волнующие соотечественников.

— Виталий Александрович, многих наших читателей интересует вопрос получения российского гражданства в упрощённом порядке в рамках Госпрограммы поддержки соотечественников. Скажите, есть у соотечественников такая возможность?

— Да, одна из основных преференций, которую получают участники Государственной программы переселения соотечественников – это возможность получения гражданства в упрощённом порядке. Срок оформления свидетельства участника Государственной программы составляет 60 дней с момента подачи соответствующего заявления. Одновременно такому соотечественнику оформляется разрешение на временное проживание (РВП) в Российской Федерации. Хочу подчеркнуть, что участники Государственной программы и члены их семей получают РВП без учёта квот, установленных Правительством Российской Федерации. После приезда в Россию переселенец обращается в территориальный орган Федеральной миграционной службы, где его ставят на учёт в качестве участника Государственной программы и в паспорте делают отметку о разрешении временного проживания. 

Получив разрешение на временное проживание, участник Государственной программы может фактически в тот же день подать заявление на приобретение российского гражданства. При рассмотрении заявлений требований по сроку проживания в стране на основании РВП к таким лицам не предъявляется, также им нет необходимости оформлять вид на жительство в России.

Таким образом, соотечественники, изъявившие желание вступить в число участников Государственной программы, имеют возможность стать полноправными российскими гражданами за четыре-пять месяцев. 

— Всего за четыре-пять месяцев?

— Да.

— А каков срок действия разрешения на временное проживание?

— Решение о его предоставлении принимается в течение двух месяцев. По разрешению на временное проживание человек может жить в России в течение трёх лет. В течение этого времени он, конечно, может принимать решения, наиболее выгодные и удобные ему. Либо сразу оформлять гражданство, либо чуть позже. Отдельные участники Программы (главным образом, из числа жителей стран Евросоюза) предпочитают оформлять вид на жительство в России, желая сохранить имеющееся гражданство, позволяющее в безвизовом режиме въезжать в европейские страны. Такой вариант переселения тоже возможен. 

— А двойное гражданство у нас возможно? Допустим, одной из стран Евросоюза и России?

— Ну, по российскому законодательству, двойное гражданство возможно только в случае заключения соответствующего международного договора. В случае если такой договор не заключён, а человек имеет одновременно несколько паспортов, это не будет рассматриваться, как двойное гражданство. Такого человека российская сторона рассматривает исключительно, как гражданина России. В данном случае наличие гражданства других государств во внимание не принимается. 

— Скажите, если эта программа упрощённого получения российского гражданства реально работает, то приблизительно какому количеству наших соотечественников за два-три последних года удалось ей воспользоваться?

— Ну, прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что это не программа получения российского гражданства, а программа переселения. Т.е. её целью является переселение соотечественников на постоянное место жительства в Россию с тем, чтобы люди включались в трудовые, экономические отношения, модернизацию субъектов и т.д.

Приобретение гражданства в упрощённом порядке – одна из преференций, которых участники программы имеют, кстати, немало, это и получение подъёмных, компенсация проезда, отсутствие таможенных платежей за перевоз имущества и ряд других, которые предоставляются, как из средств федерального бюджета, так и из средств бюджета регионов. Хотя мы считаем, что предоставляемая участникам Государственной программы и членам их семей возможность приобрести российское гражданство по упрощённой схеме — одна из основных преференций, поскольку не секрет, что процедура получения гражданства в общем порядке является не простой, многоэтапной и достаточно длительной.

Что касается цифровых показателей, должен сказать следующее, программа начала реализовываться с середины 2007-го года. На сегодняшний день в рамках программы в Российскую Федерацию переехало 150 тыс. человек.

— С 2007-го года?

— С 2007-го года. Хотелось бы подчеркнуть, что в последние годы динамика переселения существенно возросла. Если в первый год действия программы переехало меньше тысячи человек, то в 2011-м году – 32 тыс., в 2012-м – 63 тыс. человек.

В этом году прогнозируемое нами количество переселенцев составит около 30 тыс. человек. Такое снижение имеет объективные причины: в сентябре прошлого года Президентом Российской Федерации утверждена новая редакция Государственной программы, существенно упрощающая процесс переселения. При этом возникла необходимость скорректировать акты Правительства России, регулирующие процесс переселения, субъекты страны должны были утвердить новые региональные программы приёма соотечественников. Всё это заняло определённое время и, конечно, сказалось на количестве переехавших людей. На сегодня вся юридическая работа завершена, и мы с лета выдаем свидетельства участника Госпрограммы уже по новым правилам. 

По состоянию на ноябрь текущего года к работе по приёму соотечественников уже подключилось 39 субъектов России.

Судя по динамике переселения, по количеству поданных заявлений на участие в Государственной программе (а именно на основе этого показателя мы делаем прогнозы), думаю, что в следующем году в Россию переселится не менее 50 тыс. человек.

Если говорить о странах, откуда едет наибольшее количество соотечественников, то около 95% — это страны СНГ. На первом месте у нас стоит Узбекистан, Казахстан, Молдавия, Украина, это четыре лидирующих государства. Вообще же география переселения достаточно широка. Здесь и страны Евросоюза, в первую очередь, Германия, куда в своё время уезжали люди, жившие в Казахстане, Сибири. Не скажу, что страны Прибалтики дают значительное количество переселенцев, но, тем не менее, ежегодно по две-три сотни человек из каждой из этих стран возвращаются в Россию. 

Должен сказать, что люди едут из Америки. Из Соединённых Штатов есть прецеденты возвращений.

— Я правильно вас понимаю, что в случае с Соединёнными Штатами речь идёт о тех, кто когда-то из Советского Союза переселился туда, а теперь возвращается?

— Да, конечно. В основном, это такие люди.

Интересный проект был по переселению староверов из Боливии. Речь идёт о людях, исторически живших в районах Дальнего Востока, которые до революции уехали в Латинскую Америку: в Боливию, Уругвай. Занимались там сельским хозяйством, выразили интерес вернуться. В частности, в Приморский край и Калужскую область переехало несколько больших семей, по 20-30 человек. Т.е. около 70 человек вернулось. Это только начало процесса, поскольку люди хотят осмотреться, выяснить, какие условия им предлагают. По имеющейся информации, до тысячи староверов сейчас рассматривают возможность возвращения в Россию. 

— Вы совершенно справедливо отметили, что речь идёт не об упрощённой процедуре получения гражданства, а о программе переселения на историческую Родину. Часто ли участники программы действительно переезжают в Россию? Нам известны случаи, когда соотечественники пенсионного возраста получают российское гражданство и остаются жить в той же Латвии, потому что по их меркам российская пенсия – это очень серьёзные деньги.

— По программе такая ситуация сложиться не может, потому что гражданство люди могут приобрести, только переехав в Россию.

— Но можно же переехать формально, где-нибудь прописавшись?

— Мы постоянно проводим анализ вопросов, связанных с выездом людей из субъектов, их переездом в другие субъекты и выездом за рубеж, потому что программа устанавливает обязательство соотечественника в течение двух лет прожить в том субъекте, который он для себя избрал.

В том случае, когда соотечественник ранее двух лет покидает этот субъект, он обязан вернуть в казну те средства, которые ему были выплачены в качестве подъёмных по старой программе, а по новой – в т.ч. и расходы, которые государство понесло на его переезд, перевоз его багажа и т.д.

По нашим данным, бывают ситуации, когда люди стремятся сменить субъект, потому что климат не подходит, с работой что-то не так, кто-то женился и т.д. И таких людей мы насчитали 0,85%. Что касается тех, кто выехал за рубеж, то их можно пересчитать по пальцам. В принципе, такая практика не распространена.

— А как же тогда люди умудряются получить российское гражданство и остаться, к примеру, в Латвии, если не в рамках программы?

— Ну, здесь я затрудняюсь сказать, какими путями они приобретают (гражданство). Может, у кого-то родители, может быть, кто-то женился… Закон предусматривает различные варианты, но в рамках программы такое в принципе невозможно. Кроме того, практика показывает, что если человек два года прожил в конкретном субъекте России, он, как правило, интегрируется в общество, работает, обустраивается жилищно, и смысла уезжать ему нет. В основном, люди остаются.

— Хорошо, давайте остановимся на таких вопросах, как подъёмные, деньги на переезд и т.д. Могли бы вы рассказать о них подробнее?

— Да, конечно. Мы уже говорили, что в прошлом году была утверждена новая редакция Государственной программы и одной из новаций, которые она привнесла, было изменение категорийности территорий вселения. Известно, что в прошлой программе имелось три категории территорий вселения: А, Б и В. При этом, А делилась ещё на две, т.е. такая достаточно сложная система, в которой люди путались, и всегда было очень много вопросов.

Сейчас мы упростили эту схему, т.е. есть территории приоритетного заселения и, скажем так, обычные территории. К приоритетным отнесены территории Дальнего Востока, т.е. это субъекты Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона: Иркутская область, Бурятия, Забайкальский край. Естественно, эти субъекты являются для России стратегически важными и характеризующимися низкими демографическими показателями.

Поэтому мы стремимся, в первую очередь, людей привлекать туда, и в этих субъектах установлены наиболее высокие размеры подъёмного пособия, которое получают соотечественники. В частности, если человек перебирается туда, то он получает 240 тыс. рублей. Члены его семьи по 120 тыс. руб.

В обычных территориях вселения ситуация другая. Здесь подъёмные чисто символические, порядка 20 тыс. рублей на какие-то мелкие первоначальные расходы.

— Что ещё получает соотечественник?

– Как мы уже сказали, это оплата проезда, и его, и всех членов семьи.

— А каким транспортом?

— Подразумевается железнодорожный, авиационный и морской транспорт. Понятно, что бизнес-класс мы не гарантируем, а вот эконом-класс, пожалуйста. 

— А в случае с железнодорожным транспортом?

— Купейный вагон.

— Т.е. не плацкарт?

— Нет, не плацкарт.

— Что ж, уже приятно слышать. 

— Да, это гарантируется. Естественно, оплачивается провоз багажа в определённом количестве. Например, на семью до трёх человек – 5-тонный контейнер. Перевозится железнодорожным и морским транспортом. Авиационный для багажа не применяется – дороговато. Повторюсь, соотечественники освобождаются от уплаты таможенных сборов, в том числе на ввозимый автомобиль, им компенсируются расходы на оформление правового статуса, т.е. госпошлины на оформление разрешения на временное проживание, паспортов, гражданства. Освобождаем от визового сбора, если это страна с визовым режимом взаимных поездок. Это основные гарантии. 

Если человек на территории приоритетного заселения по каким-либо причинам оказался безработным, то ему выплачивается пособие по безработице в срок до шести месяцев, но до получения гражданства. Как только он гражданство получает, то становится на учёт, как российский гражданин, и получает такое пособие на общих основаниях.

Предусмотрена серьёзная льгота по подоходному налогу для участников Госпрограммы. Первые шесть месяцев они являются налоговыми нерезидентами России. Соответственно, должны платить подоходный налог по ставке 30%.

Понятно, что люди как раз в этот период должны обустраиваться, решать жилищные вопросы и т.д. Поэтому по инициативе ФМС России в Налоговый кодекс внесены изменения, предусматривающие, что участники Госпрограммы и члены их семей с первого дня прибытия в Россию уплачивают налог по ставке 13%.

Что ещё… Естественно, участники госпрограммы могут осуществлять трудовую деятельность с первого дня пребывания в России без получения каких-либо разрешительных документов. Хотя формально они являются иностранными гражданами, им не требуется ни получать разрешение на работу, также работодатель не должен получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Это очень важно, потому что мы с вами знаем, что процесс оформления таких документов требует определенного времени и усилий.

— А какой документ должен предоставить соотечественник, чтобы его приняли на работу в том же порядке, что и гражданина России?

— Свидетельство участника Госпрограммы.

— И этого достаточно?

— Да, конечно, это подтверждает его право на работу. Плюс, мы постоянно взаимодействуем с уполномоченными органами субъектов, которыми являются, как правило, региональные службы занятости, и всегда просим их доводить до работодателя эту информацию, чтобы у людей не возникали проблемы. Но если кто-то вдруг обратится с тем, что его не принимают на работу, то включается трудовая инспекция, и все эти вопросы решаются.

— А есть ли какая-нибудь программа помощи с приобретением жилья? Могут ли, допустим, соотечественники рассчитывать на жильё соцнайма?

— Поясню. Здесь ситуация следующая. Решение жилищного вопроса осуществляется в рамках региональной программы, т.е. это обязательство субъекта, и разные субъекты подходят по-разному к решению этой проблемы. Где-то строятся центры временного размещения (как в Калининградской области и ряде других субъектов), где-то людям выплачивают компенсацию за аренду жилья, где-то работодатель обеспечивает служебным жильём. Например, Тюменская область проявляет интерес к приёму врачей и учителей, т.е. есть проблема с этими профессиями. И каждый соотечественник, принятый на работу по этим специальностям, обеспечивается служебным жильём. Нет ни одного, кто оказался бы в воздухе.

Не секрет, что была проблема и, к сожалению, на сегодняшний день она не до конца решена. Это вопрос регистрации по месту жительства, потому что, хотя регистрация у нас носит характер уведомительный и вроде бы не должна влиять на какие-либо права граждан, к сожалению, люди, не имеющие регистрации, не могут сегодня оформить ипотечный кредит.

Вопрос регистрации участников Государственной программы по месту жительства является предметом особого внимания Межведомственной комиссии по реализации Госпрограммы — главного координирующего органа программы. Руководит Межведомственной комиссией Константин Олегович Ромодановский, глава ФМС. И по его поручению разработан законопроект о внесении изменений в закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», где для участников программы, граждан России, предусмотрена возможность регистрации по адресу муниципалитета. Принятие такого закона позволит дать возможность участникам Госпрограммы, не имеющим жилья в собственности, обратиться за кредитом, встать на очередь по улучшению жилищных условий и т.д. 

Обращаясь к потенциальным переселенцам, хотел бы подчеркнуть, что программа не предусматривает жилищного обеспечения за государственный счёт людей, переезжающих в Россию. Люди должны понимать, что государство готово оказать им помощь на первых порах во временном размещении, но в дальнейшем они должны рассчитывать на собственные силы. Очень важно, чтобы переселенцы это понимали и правильно рассчитывали свои возможности.

— Рискнём предположить, что если человек продаст жильё в тех же республиках Прибалтики, то в той же Тюменской области или в Приморском крае у него будет шанс купить новое жильё за эти деньги.

— Ну, конечно, там цены не московские, поэтому, в принципе, вопрос может быть решён таким образом. Тем более, мы видим, что люди приезжают и живут, живут отнюдь не на вокзалах. В любом случае, государство, региональные власти людям помогают, и никто на улице не остаётся.

— Современный писатель-историк Николай Стариков в интервью нашему порталу высказал мнение, что каждому родившемуся в СССР и желающему получить гражданство России, надо это гражданство предоставить. Что вы думаете по этому поводу?

— Я думаю, что надо рассматривать гражданство, как неразрывную правовую связь между человеком и государством. Если человек переселяется в Россию, планирует здесь жить и работать, то, конечно, ему должно быть предоставлено гражданство.

— Ну а если соотечественник, живя за границей, достиг пенсионного возраста по российским меркам, в России ему будет оформлена пенсия?

— Программа переселения не содержит каких-то возрастных ограничений, ей может воспользоваться соотечественник любого возраста, как в качестве участника программы, так и в роли члена его семьи. Кстати, новая редакция существенно расширяет перечень родственников, которые могут быть включены в свидетельство участника государственной программы в качестве членов его семьи. Если раньше членами семьи считались только супруг (супруга), дети и родители, то сейчас это и бабушки, и дедушки, и взрослые родные братья (сёстры), и дети супруга от первого брака, и т.д. Все могут переехать в составе семьи, и никаких проблем у них не будет. Разумеется, по мере приобретения гражданства России, они получают все права российского гражданина в полном объёме, включая и пенсионные, и социальные, и т.д. 

Ну, а переселившиеся пенсионеры до того, как получат гражданство, могут получать пенсии через посольства государств своего прежнего проживания. Это практика наработанная. Во всяком случае, в рамках СНГ соглашения о пенсионном обеспечении везде подписаны. Обращений о том, что человек не может получить пенсию, у нас не было.

— Коль скоро у нас возник вопрос о жилье и территориях, скажите, а если соотечественник способен своими силами купить квартиру в Москве или Санкт-Петербурге, может он рассчитывать на участие в программе?

— Москва и Санкт-Петербург традиционно в программе не участвуют. По вполне понятным причинам, здесь и без того высокий миграционный приток. Людей хватает.

Вступление в программу происходит по инициативе самого субъекта. Он оценивает своё экономическое состояние, уровень безработицы и т.д. Как я уже отметил, в настоящий момент в ней уже участвует 39 субъектов Российской Федерации. Москва и Петербург пока инициативы о вступлении в Государственную программу не выдвигали, но другие крупные города в ней участвуют. К примеру, Новосибирск – столица Сибири. Там очень активным образом идёт приём соотечественников: масса рабочих мест, масса предложений, люди едут туда с интересом. Поэтому в крупные города, как говорится, милости просим.

— Получается, они тоже открыты для соотечественников?

— Да, конечно, абсолютно не надо думать, что программа рассчитана только на переселение в сельскую местность. Есть разные варианты, и любой желающий имеет возможность, обратившись в наше представительство за рубежом, ознакомиться. Плюс, размещена информация на официальном сайте ФМС России (www.fms.gov.ru) в полном объёме. Мы тиражируем ежегодно буклеты и брошюры, детально иллюстрирующие региональные программы переселения, те возможности, которые субъекты предоставляют людям. Издаётся приложение к газетам, ориентированное на соотечественников. В последние годы у нас было налажено сотрудничество с «Комсомольской правдой», за рубежом издавалось специальное приложение «Соотечественники», где рассказывается о регионах и возможностях, которые они предоставляют. Поэтому для человека главное – получить информацию, принять осознанное решение, определиться и, принимая это решение, не ошибиться. 

 — Из разговора с вами мы сделали вывод, что да, программа работает. И всё же, хотелось бы услышать ваше мнение, может, её можно ещё как-то продвинуть, улучшить? 

— Должен сказать, что программа статичной не является. На постоянной основе мы стараемся какие-то точечные коррективы вносить. Это, кстати говоря, и вопрос налогов, и вопрос предоставления возможности вступить в программу соотечественникам, имеющим разрешение на временное проживание и уже живущим в России. Такие люди приехали в страну самостоятельно, работают, приносят пользу, но должны ждать приобретения гражданства по 5-8 лет. Думается, это неправильно, таким людям надо обязательно помочь полностью интегрироваться в общество. И Госпрограмма сегодня это позволяет сделать. 

В новую программу также уже внесены точечные изменения. Например, большое количество людей, получив свидетельства в период действия старой программы, не успели переехать. И начались вопросы: «А как мы переедем? На каких условиях: на новых, на старых? Размер подъёмных?». ФМС России был оперативно подготовлен проект указа Президента Российской Федерации, который сейчас уже принят и сохраняет для этих людей все преимущества и возможности. 

Поэтому здесь мы работаем постоянно. Но из Москвы не всегда видны все проблемы. Поэтому главное для нас – обратная связь от соотечественников, люди должны нам подсказывать, с какими сложностями они сталкиваются при переселении в Россию. Все рекомендации, поступающие от соотечественников, анализируется, и большинство воплощается в соответствующих нормативных актах и реализуется на практике.


Справка «NewsBalt». Виталий Александрович Яковлев. Родился 4 февраля 1967 года в г. Москве. В 1992 году окончил Московскую высшую школу милиции МВД России по специальности «правоведение». Занимал ответственные должности в центральном аппарате МВД России, с 2002 года работает в системе ФМС России, являлся заместителем начальника Управления международного сотрудничества ФМС России, начальником Управления по вопросам реадмиссии ФМС России.

С 8 июня 2009 года возглавляет Управление по организации работе с соотечественниками ФМС России. Является членом Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом. Секретарь Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Почётный сотрудник МВД России. Награждён Почетной грамотой Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российского Федерации, Благодарностью Государственного секретаря Союзного государства, ведомственными наградами ФМС России, МВД России и МИД России. Полковник внутренней службы. Женат, воспитывает сына.