Забытый древнерусский период

Судьба подарила мне двух великих наставников, всемирно известных славистов: академика РАН Никиту […]

Судьба подарила мне двух великих наставников, всемирно известных славистов: академика РАН Никиту Ильича Толстого и профессора Белорусского университета Адама Евгеньевича Супруна. Н.И.Толстой высочайше покровительствовал моим научным исследованиям. А.Е.Супрун являлся руководителем и ведущим моих изысканий.

Будучи студентом филфака Белорусского университета, в 1979-84 годы, я занимался созданием литературной нормы (составлением грамматики) ятвяжского (западнополесского) языка, формировавшегося на основе говоров Брестчины и Волыни. Изучение богатого на древнерусские реликты наречия, подтолкнуло меня, под влиянием Никиты Ильча, и к изучению фольклора и этнографии региона, а затем, в том числе и благодаря рассказам Адама Евгеньевича о полабском языке и Полабской Руси, я увлекся еще и изучением истории Западного Полесья.

Результатом моего экскурса в события региона эпохи древней Руси явилось понимание, видение древнерусского периода Брестской и Калининградской областей и смежных с ними территорий под названием Ятвяжская Русь.

ЯТВЯЖСКАЯ РУСЬ

Ареал расселения племен древних русов к 862 году охватывает на западе земли вокруг Старогоста (ныне Ольденбурга) и Арконы (на острове Рюген), на юге – Паннонскую (Карпатскую и Прикарпатскую) Русь и Киевщину и на востоке и северо-востоке – земли вокруг Ладоги, Великого Новгорода и Полоцка.

Но если на территории Варяжской Руси (сюда, вероятнее всего, входила не только Полабская и Руянская Русь, но и Етвязь с Кривией) и Руси Ладожско-Новгородской русские племена доминировали среди многоплеменного населения, а их представители были руководящими князьями территорий, то русское племя Киевщины в то время находилось в подчиненном у хазар положении. В 862 году варяжские и ладожско-новгородские князья объединяются и создают единое Русское государство со столицей в Великом Новгороде, которое возглавил полабско-руянский князь Рурик. В 864-6 годах к Руси присоединяется и отвоеванная у хазар Новгородом Киевщина.

В древнерусских летописях ятвяги, как участники русской истории, упоминаются буквально с первых лет Руси. Ареал расселения племени ятвягов (или союза ятвяжских племен) в те времена охватывает, вероятнее всего, нынешние юго-запад Белоруссии и северо-запад Украины, нынешние восток и северо-восток Польши и Калининградскую область с городами Туров, Пинск, Луцк, Хелм, Брест на Западном Буге, Брест Куявский, Дрогичин на Западном Буге, Лыко (Эльк), Твангост (Калининград), Тапов (Гвардейск), Русь-матерь (Светлогорск)…

Многочисленные походы киевских князей на ятвягов указывают как на непростые взаимоотношения регионов с центром, так и на то, что эти регионы являлись, с той или иной степенью вассальности, частью единого Русского государства. Следовательно, и процессы религиозного характера – принятие православия Киевом – были свойственны и для регионов, в том числе, и для Ятвяжской Руси.

Наличие в современных ятвяжских (западнополесских, североволынских и подляшских) говорах многочисленных реликтов древнерусского языка позволяет утверждать, что здешнее ятвяжское население было изначально русскоязычным, следовательно, – русским или, как считал Н.И.Толстой, русинским.

Наличие в современных ятвяжских говорах многочисленных реликтов древнерусского языка позволяет утверждать, что ятвяжская речь – славянская, разновидность русской, и что она никогда не являлась балтийской, как об этом заявил в 1845 году профессор Кёнигсбергского университета Георг Нессельман, а затем повторяли и повторяют литовские ученые.

Если древнерусская история южной Етвязи (Брестчина, Волынь и Хелмщина) нам известна достаточно хорошо, то уже история срединной Етвязи (восточная Польша) содержит много белых пятен. Особенно это касается событий первой половины 11 века, когда князь Ярослав Мудрый неоднократно и ходил походами на ятвягов, и воевал с князем Моиславом за земли Мазовии, и ловил в Бресте спрятавшегося там южно-ятвяжского (туровского) Святополка…

Историками не в достаточной степени разграничены исторические древнерусские события с привязкой к Бресту на Западном Буге и к Бресту Куявскому.

Факт победы князя Ярослава над Моиславом и последующее разделение мазовецких земель между Ярославом и Казимиром Мазовецким позволяет утверждать, что в 11 столетии часть срединной Етвязи входила в состав Киевской Руси, а значит – являлась Ятвяжской Русью.

Еще одно большое белое пятно в истории срединной Етвязи из первой половины 13 века, когда начались крестовые походы Священной римской империи на ятвягов/пруссов. Очередной мазовецкий князь Конрад, поляк по происхождению, желая подчинить своей власти срединную и северную Етвязь, призывает на помощь Ватикан и его боевиков – ордена крестоносцев. Хорошо известно о северном – тевтонском – походе крестоносцев на ятвягов/пруссов. Но ведь был в то время и южный поход на ятвягов/пруссов, который оказался для крестоносцев неудачным. А совершался он в ятвяжско-мазовецкие земли с городами Добрин (Добжынь), Седельце (Седльце), Дрогичин (Дорогичин) на Западном Буге. И совершался силами крестоносцев, которые теперь историками называются и крылом тевтонов, и самостоятельным, Добринским (Добжыньским), орденом.

Но меньше всего известно о древнерусском периоде северной Етвязи, превращенной в 13 веке крестоносцами в Тевтонский орден. Принято считать, с подачи немцев, что до прихода на ятвяжские/прусские земли «благотворителей-тевтонов», здесь была дичь и тьма. Но чтобы опровергнуть это уничижительное утверждение достаточно почитать даже не латинский оригинал, а тот же немецкий перевод «Хроники земли Прусской», где рассказывается о завоеванных тевтонами землях и племенах. В Хронике рассказывается и о том, что завоеванные ятвяги/пруссы (каждое их племя) имели многотысячное хорошо вооруженное войско, и о том, что ятвяги (особенно восточные – судовы) отличались благородством нравов, и о том, что у ятвягов едва ли не в каждом поселении имелись хорошо укрепленные крепости…

Теперь о терминах ятвяги/пруссы, Етвязь/Пруссия.

Красноречиво синонимичность этих терминов прослеживается при описании событий срединной Етвязи 13 века. Конрад Мазовецкий, согласно польским источникам, призывает ордена крестоносцев на помощь для борьбы с ятвягами, а в латинских анналах, включая буллы пап римских, говорится, что крестоносцы направляются на «борьбу с пруссами»…

Князь Даниил Владимиро-Волынский и Галицкий короновался на короля Руси, согласно Густынской летописи, в ятвяжском Дрогичине на Западном Буге, который после изгнания им оттуда ордена крестоносцев в 1238 году был включен в состав Холмской Руси. Согласно же латинским анналам Даниил короновался не в ятвяжском, а в прусском Дрогичине… И таких параллельных, ятвяжско-прусских, названий событий истории Етвязи предостаточно.

Те же ватиканские латинские анналы называли православных ятвягов/пруссов язычниками. И радостные жмудины (литовцы) это повторяют и мифологизируют «жмудинское язычество».

Термин Поруссия/Пруссия – производный от латинского Poruthenia. которым ватиканцы первоначально называли все земли Варяжской Руси.

Зачем и Ватикан, и немцы замалчивали ятвяжское прошлое порабощенной северной Етвязи и превращенной сначала в Тевтонский орден, а затем и в немецкое королевство (герцогство) Пруссия? А для того, чтобы стереть с памяти здешних и соседних людей то, что этот край был до завоевания тевтонами в составе Руси, а его коренное население было русским. Обнародование факта древнерусского периода Калининградской области вынуждает нас иначе посмотреть на последующую историю Ятвяжской Руси, на историю Поруссии/Пруссии.

ПОРУССИЯ/ПРУССИЯ

Поруссы (Пруссы) – особая этнокультурная общность, формировавшаяся на северных землях Ятвяжской Руси с 13 века и просуществовавшая на этих территориях до 1945 года. Государственные формы, в рамках которых существовали поруссы (пруссы), — Тевтонский орден, Прусское герцогство (королевство), Прусская губерния России, Восточная Пруссия Германии.

Почему прежде всего поруссы, а уже потом пруссы? Поруссами представители Священной Римской империи называли жителей Поруссии! Термин «поруссия» – это русская калька от первоначального латинского термина Poruthenia (русский союз, русские земли)! Лексической аналогией поруссии являются лексемы: поозёрье (группа озёр), полесье (множество лесов). А термин «пруссы» – это уже производное от поруссы, значит, вторичный.

В этногенезисе поруссов (пруссов) приняли участие, в основном, три этноса.

Прежде всего, это местное население – ятвяжская региональная разновидность древних русских/русинов. Вероятно, что коренное население Ятвяжской Руси (его генетический и культурный субстрат) в этногенезе поруссов (пруссов) составляло от 80 процентов в тевтонские времена до 60 процентов в восточно-прусские времена.

Пришлые из Баварии, Тироля, Швабии… тевтоны-рыцари в этногенезе поруссов (пруссов) составляли не более одного процента. Рядовые баварцы, тирольцы, швабы.., пришедшие на земли Ятвяжской Руси вместе с рыцарями для их защиты и обслуживания, составляли в тевтонские времена в этногенезе поруссов (пруссов) не более 10 процентов, но к восточнопрусским временам их количество увеличилось до процентов 20.

Примерно 10 процентов в этногенезе поруссов (пруссов) в тевтонские времена составляли и пришлые на Ятвяжскую Русь с рыцарями-тевтонами евреи (сапожники, портные, музыканты, врачи, художники…). К восточно-прусским временам еврейский субстрат в этногенезе поруссов (пруссов) также удвоился – и за счет естественного прироста населения, и за счет переселенцев-евреев из Германии, Польши, Русской Литвы.

Язык местного населения в первые десятилетия тевтонского времени был русский – его ятвяжское наречие.

Рыцари говорили между собой и составляли государственные и научные документы на латыни.

Рядовые германцы и евреи говорили на диалектах немецкого языка – на баварском, тирольском, швабском… и идиш.

Со временем, особенно во времена Прусского государства (с 1525 года), прусское наречие немецкого языка постепенно стало основным средством общения и документооборота для поруссов (пруссов).

Хотя в своем этническом кругу многие поруссы-ятвяги использовали русское наречие вплоть до 18 века. А поруссы-евреи в своем этническом кругу использовали видоизменненый под влиянием русского языка идиш вплоть до 1941-5 годов. Кстати, именно этот диалект идиш ученые Израиля называют языком, относящимся не к германской языковой семье, а к синтетической языковой семье – русско-немецкой!

Прусский диалект немецкого языка очень специфичен, в его лексике и фонетике чувствуется сильное влияние здешнего коренного ятвяжского наречия.

Специфичны и культура, и психология поруссов (пруссов).

Если мы внимательно и беспристрастно посмотрим на народные традиции, на характеры поруссов (пруссов), то в их своеобразии мы увидим и русско-ятвяжскую составляющую, и еврейскую, и южно-немецкую!

Поруссия (Пруссия) – самый яркий и успешный, хоть и не добровольный, русско-немецко-еврейский этнокультурный синтез. Красноречивыми фактами, указывающими на русскую составляющую в характере поруссов (пруссов) являются:

— всестороннее сотрудничество поруссов (пруссов) с русами/русинами со времен Русской Литвы и Петра I до времен Бисмарка, который видел будущее величие Германии только в содружестве с Россией;

— добровольное и всеобщее принятие поруссами (пруссами) Российского подданства во времена Прусской губернии России (1756-62 годы);

— принятие выдающимся порусским евреем И.Кантом Российского подданства, в котором он так и остался до конца своих дней, чем позиционировал себя в качестве и еврейского, и русского, и немецкого ученого.

Раньше никогда ни политики, ни ученые не смотрели на Порусский (Прусский) этнокультурный эксперимент как на трисоставной. Но время взглянуть так на это русско-немецко-еврейское произведение Истории и Жизни пришло!

В качестве первого прикладного инструмента такого трисоставного и триединого смотрения на порусский (прусский) период Ятвяжской Руси мог бы быть исследовательский Фонд Поруссия (Пруссия), который – с одобрения верховных властей своих стран – учредили бы и русские наследники древних ятвягов-поруссов, и немецкие наследники здешних пруссов, и израильские наследники поруссов-евреев.