Фото: Politdengi.com.ua.

«Высока вероятность, что мы завтра получим «кровавое воскресенье»»

Украинский политолог Алексей Блюминов в интервью «NewsBalt» дал прогноз последних событий на «евромайдане».

Украинский политолог Алексей Блюминов ответил на вопросы «NewsBalt» о текущей ситуации на Украине.   

— Почему, на ваш взгляд, президент Янукович, который до этого проповедовал о преимуществах евроинтеграции, вдруг отказался подписывать договор об ассоциации с ЕС в Вильнюсе?

— Это большая загадка, потому что по логике событий, сразу же после провального саммита Янукович должен был бы полететь в Москву и под телекамерами, вместе с Путиным, подписать некий пакет документов с Россией, которые бы компенсировали торможение европейской интеграции. Этого сделано не было (интервью с Блюминовым было записано вчера, когда ещё не было известно о неожиданном визите Януковича к Путину. «NewsBalt»). Москва ясно даёт понять, что никаких «пряников» Киеву не будет. «Газпром» в жёсткой форме опроверг слова премьера Азарова о готовности России сесть за стол переговоров по изменению подписанного ещё Юлией Тимошенко газового договора. А буквально сегодня (6 декабря) заместитель главы правления «Газпрома» Александр Медведев заговорил с Украиной словами шведского премьера Карла Бильдта. По словам российского газового чиновника, идея о снижении цены на российский газ для Украины в обмен на её присоединение к Таможенному союзу выглядит наивной, и такой вопрос даже не мог стоять на повестке дня. Российских кредитов Украина тоже не дождалась. Похоже, в Кремле просто выжидают, кто кого съест: оппозиция Януковича или Янукович оппозицию. Ставку осложняет ещё и то, что даже если нынешнее противостояние закончится патом, то оно неизбежно разморозится под выборы 2015 года. Попросту говоря, Путин не горит желанием финансировать успешную украинскую евроинтеграцию. А украинская власть на всех уровнях продолжает заявлять о безальтернативности европейского курса и своём желании подписать соглашение с ЕС. Похоже, это был крупный просчёт Януковича, который сорвал переговоры с ЕС и не заручился поддержкой со стороны другого сильного игрока — России. Этим воспользовалась оппозиция. 

— Каков социальный состав вышедших на Майдан? У нас публикуют много беспорядочной информации о привезённых с запада жителях Галиции, о людях, прошедших подготовку в лагерях спецназа, даже об исламских радикалах из Крыма. Соответствует ли это истине?

— На Майдан вышли самые разные люди. Если судить по составу ежедневных вечерних митингов, то там можно найти кого угодно — от футбольных фанатов с праворадикальными взглядами и студентов киевских вузов, до самозанятых, пенсионеров и киевской интеллигенции. Безусловно, костяком Майдана являются политизированные низы с Западной Украины. Мелкие предприниматели с рынков, безработные, молодёжь. Поскольку Майдан не выдвигает социальной повестки, то на первый план тут выдвигается условная «проукраинская» повестка. То есть, в глазах протестующих происходящее осмысливается как финальный акт национального самоопределения, отсюда идея-фикс о европейском выборе. Успех нынешнего Майдана предопределила смена мобилизационной повестки. С требований о евроинтеграции они сместились в плоскость антипрезидентских, разбудив тем самым дремавшую энергию ненависти к нынешнему режиму. Потому что требовать от Януковича подписания соглашения с ЕС выходило в двадцать раз меньше людей. 

— Высказывалось мнение, что вариант с Майданом заранее готовился к президентским выборам 2015 года, но оппозиция решила сымпровизировать и ускорить события после саммита в Вильнюсе. Согласны ли вы с этим?

— Архитектором Майдана помимо своей воли выступила сама власть, а точнее, её «семейная» группировка, то есть, ближайшее окружение президента. После провала саммита в Вильнюсе они попытались совершить дворцовый переворот, отстранив от должности влиятельного Сергея Левочкина, главу президентской администрации и сделав ставку на силовой вариант удержания власти. Отсюда — команда на разгон, которую могли отдать только министр внутренних дел Виталий Захарченко или же предпочитающий держаться в тени кризисный менеджер Януковича, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Клюев. Однако конкурирующая с ними за влияние во власти группа бизнесмена Дмитрия Фирташа и главы АП Сергея Левочкина пошла ва-банк и переиграла силовиков, запустив механизм раскачивания власти и дав сигнал элитам, что трон шатается.

В Киеве ни для кого не секрет, что именно эта олигархическая группа ставит на Виталия Кличко, как кандидата в президенты. Таким образом, в одной точке времени сошлись интересы влиятельного проевропейского лобби в окружении Януковича и обострение борьбы за власть внутри самой власти между разными ее группами. Эти противоречия, наложенные на недовольство народа политикой режима и вызвали к жизни Майдан. 

— Уже не вызывает сомнений, что президент Янукович является «хромой уткой». На ваш взгляд, есть ли у него шансы усидеть на своем месте до следующих выборов?

— Единственный шанс Януковича досидеть до 2015 года- это сесть за стол переговоров с оппозицией, совместно выписать дорожную карту мирного трансфера власти и согласиться на создание переходного правительства. А дальше — есть варианты. Например, в киевском политикуме популярна идея возврата к Конституции 2004 года и парламентской республике, чтобы минимизировать риск раскола страны в результате драки за такой лакомый трофей, как пост президента с суперполномочиями. Если же Янукович пойдёт на силовой вариант, то этим лишь ускорит лобовое столкновение и не только уничтожит себя как политика, но и поставит само украинское государство на грань существования. Потому что, по моим ощущениям, отступать никто не намерен. В условиях угрозы поворота нынешнего режима в сторону Москвы есть опасения, что горячие головы в прозападном лобби могут согласиться обменять перспективу «соборной Беларуси» на усеченную, но европейскую Украину. Хотя, говоря о перспективах гражданской войны в Украине, я таких не вижу. Потому что у такого противостояния нет второй стороны. Юго-Восток политически несубъектен, воевать за Януковича у тамошних людей мотивов нет. Так что, если дойдёт до силового варианта, то высока вероятность того, что нижний уровень силовиков дрогнет и вся силовая опора режима рухнет. Достаточно чтобы несколько милицейских главков отказались подчиняться приказам на подавление протестов. 

— Как вы считаете, какой будет стратегия Евросоюза в отношении Украины, с учётом последних событий?

— Евросоюз объективно заинтересован в украинском замирении и плане трансфера власти в Киеве. Естественно, они будут этим стараться усилить позиции нынешней правой оппозиции и прозападной группы во власти — с тем, чтобы придя к власти, эти силы таки подписали соглашение с ЕС и открыли украинские рынки для Европы. С другой стороны, ЕС безусловно сделает Януковича нерукоподаваемым в результате силового решения вопроса. Для ЕС очень выгодна позиция арбитра в украинском вопросе, некоего органа, модерирующего здешнюю повестку и сохраняющему влияние как на власть, так и на её оппонентов. 

— Как вы думаете, какие силы придут к власти после ухода Януковича? Насколько велика опасность того, что власть возьмут откровенные нацисты вроде Тягнибока?

— Очевидно, что на смену Януковичу в нынешних условиях может прийти только блок той части олигархии, которая не связана напрямую с «семьёй» нынешнего президента. Политическими представителями этого сверхкрупного бизнеса станут партии нынешней оппозиции – УДАР Кличко и «Батькивщина» Яценюка. Младшим партнёром у них будет националистическая «Свобода» Олега Тягнибока. Легко спрогнозировать дальнейшее поправение гуманитарной политики и продолжение неолиберальных реформ в экономике и социальной сфере. Вместе с тем, я не разделяю чрезмерных опасений насчёт присутствия националистов во власти. В принципе, в стране не произойдёт ничего такого, чего уже не было бы при Ющенко или при Януковиче. Нынешние тенденции лишь усилятся и станут более отчетливыми. Скажем, марши УПА по Крещатику проходят при Януковиче. Ну, теперь будут проходить при Кличко. Снесут ещё с десяток советских памятников. Это плохо, но разве их не сносят сейчас, при Януковиче? 

— Ваше личное отношение к перспективам ассоциации Украины с ЕС? Какие преимущества или потери она понесет в результате европейского курса?

— Я, в целом, разделяю приверженность к европейскому пути развития, однако не считаю, что нужно спешить сломя голову и подписывать что попало. Власть в моём понимании должна вести с Европой долгий, жёсткий и прагматичный диалог, выбивая для украинской экономики и граждан максимально возможные преференции. Скажем, в нынешнем варианте соглашения речь совсем не идёт о безвизовом режиме. А ведь это тот вопрос, который напрямую касается интересов миллионов украинцев, уже сегодня работающих в странах Европы. Далее, нужно добиваться расширения квот на легальное трудоустройство украинцев в ЕС. И другие вопросы, их много. Но требовать подписания соглашения на любых условиях, как это делает нынешняя оппозиция — это безумие, граничащее с предательством национальных интересов. 

— Чего стоит ожидать в ближайшие дни?

— Итак, что мы имеем? Оппозиция готовит на выходные грандиозный марш в столице. Истерия добирается даже до аполитичных ранее людей. Теперь и они собираются на Майдан. «Батя» мечется в поисках выхода и то летит на Мальту, то не летит. На сайте «Украинской правды» появился портрет Клюева, а значит, на сцену потихоньку выползают теневые кризисные менеджеры режима. Высока вероятность того, что мы завтра получим «кровавое воскресенье» и ситуация перейдёт на качественно новый уровень эскалации. Жить не стало лучше, но уже несравнимо веселее.