Литве зачтётся

Публицист Валерий Мокрушин высказался для «NewsBalt» о мотивах литовского президента лечить украинских боевиков.

Нет-нет, не надо пугать детей Литвой, в груди «земли Марии» бъётся большое сердце и она с состраданием откликается на чужую боль. Ну как переживают власти за судьбу горемычной Украины, которую раздирают на части соперничающие кланы (первую скрипку тут играют вдохновляемые оппозицией погромщики), какими гневными филиппиками разражаются по поводу недемократичных действий тамошних властей во главе с предателем Виктором Януковичем (три года намеревался подписать угоду об ассоциации с Евросоюзом, а в самый последний момент, находясь в Вильнюсе, сдрейфил и, получается, «кинул» весь евросоюзовский бомонд, собравшийся в литовскую столицу праздновать сдачу братской славянской страны).  

Всё, у нас никакой дружбы, «Янукович ведёт свой народ в никуда», — заключила в гневе Даля Грибаускайте, глава литовского государства, и стала ломать голову, как бы помочь обманутому народу не кануть в бездну. Вот и приняли на излечение граждан «незалежной», пострадавших во время горячих событий на киевском евромайдане. И кто же ещё поможет попавшим в беду борцам за свободу, за демократию и истинную европейскость, как не янтарная республика? Именно такой сусально-умилительный вывод напрашивается после просмотра прямого репортажа из вильнюсского госпиталя, когда литовский кормчий посетила пострадавших «майдаунов», как кличут этих бунтовщиков в блогосфере.

«Это результат брутальной политики украинских властей», — в голосе обладательницы чёрного пояса по восточным единоборствам зазвучали металлические нотки. Ну, брутальные господа с Украины, берегитесь праведного гнева защитников западных ценностей, балтийская сестра среди них намерена и впредь быть в первых рядах.

Впрочем, стоп. Приняв на излечение киевских боевиков, пусть даже таких изуверов как метателей «коктейлей Молотова», Литва явила акт истинного милосердия, и ей за это зачтётся. Но хотелось бы знать, отдают ли литовские деятели себе отчёт в том, что и на их руках кровь украинских граждан, пострадавших по ту и другую сторону баррикад? 

Решение о дискредитации легитимной, законно избранной и признанной в мире украинской власти сложилось в Вильнюсе, скорее всего, сразу после провального финала программы «Восточного партнёрства» — этого троянского коня, запущенного в постсоветские республики и призванного утвердить антироссийский курс нынешних правительств. Грузия тут служила примером.

Далеко нестихийно и неслучайно вспыхнул евромайдан, всё это загодя планировалось теоретиками цветных революций и реализовано руками Арсения Яценюка, министра иностранных дел в правительстве бесславно канувшего в лету президента Виктора Ющенко, Виктора Кличко, для которого занятия сверхтяжёлым боксом, судя по всему, не прошли даром, и лидера местных неофашистов Олега Тягнибока, неслучайно носящего партийную кличку Вырвибок.

В том, что это детище иностранных служб, говорит такой факт: ещё до бунта в Киеве дневали и ночевали Кокс и Квасневски, спецэмиссары Евросоюза, присутствовали на заседаниях – неслыханное дело! – Верховной Рады, парламентских комитетов. Не оставляли без внимания сосватанную «невесту» и литовцы: Линас Линкявичюс, глава внешнеполитического ведомства, бессчётное количество раз навещал своих коллег в Киеве. Побывала там и Грибаускайте на правах главы страны, председательствующей на тот момент в Совете Евросоюза, и даже поспорила с Януковичем о том, кто платит самую большую цену за российский газ.

И вот на монументальной центральной площади Киева выросла эта раковая опухоль, возникли баррикады, начались столкновения на ул. Грушевского. И что же, нашлись в Евросоюзе, Америки трезвые головы, призвавшие боевиков одуматься, сесть за стол переговоров? Ничего подобного, Запад видел свою задачу в том, чтобы поставить у руля государства своих прикормленных марионеток и даже цинично не считал нужным скрывать свои намерения.

Именно к этому призывали с трибуны майдана такие одиозные деятели как Джон Маккейн, суперястреб – республиканец, как Виктория Нуланд, заместитель госсекретаря Соединённых Штатов, одаривавшая собравшихся печеньем в знак стойкости и одобрения, как европейские послы и радикалы всех мастей.

И, конечно же, в числе самых активных и непримиримых агитаторов против «бандитской власти» — литовские «голуби» с оливковой ветвью в клюве. Лорета Граужинене, спикер Сейма, не только выступила перед бунтовщиками, но и раздавала им – добрая душа! — тёплые рукавицы, а лидер оппозиции Андрюс Кубилюс, ещё полтора года назад возглавлявший кабинет министров, только что вернулся из Киева, где консультировал экс-боксёра по принципам управления (должно заметить: и чему мог научить начинающего политика этот отставной премьер-министр, чей кабинет удостоился «почётного» звания антинародного, поскольку жизненный уровень простого народа за годы его руководства упал примерно на четверть).

Там же в последние дни находились члены Сейма, либерал Пятрас Ауштрявичюс и консерватор Казис Старкявичюс. Для чего? Как объяснили журналистам, для того, чтобы поддержать восставших, а на деле — бандитов. 

Подобные «помощники» и консультанты пользуются тем, что власть украинская дезорганизована и не может поставить надёжный заслон этим «доброхотам», приезжающих с огромными камнями за пазухой. Янукович и его соратники — однозначно враги демократии, а поскольку Литва — оплот западных ценностей, то, получается, никак не могут быть друзьями.

dsc_8596.jpg

Встреча президента Дали Грибаускайте с находящимся на лечении в Литве лидером украинского «автомайдана» Дмитрием Булатовым.

Но неприятель не только за кордоном, но и дома. На днях более шестидесяти деятелей науки, искусства, общественных деятелей, ветеранов «Саюдиса» и резистентов (ёщё их называют «лесными братьями») опубликовали открытое письмо, в котором призвали законодательную и исполнительную власть сделать всё, чтобы нейтрализовать польскую общину и её политическое крыло — Избирательную акцию поляков Литвы (на последних парламентских выборах она шла вместе с Русским альянсом, и союз оказался настолько продуктивным, что союзники впервые смогли сформировать собственную фракцию).

В вину им вменяется неуважение литовской государственности, дискредитация янтарной республики на мировой арене, тайные связи с её недругами, нежелание добровольно подчиняться политике насильственной ассимиляции…

Авторы призвали не только исключить партию, за которую голосовали десятки тысяч избирателей, из правящей коалиции, но и лишить депутатов мандатов, а ещё лучше — вообще вычеркнуть её из политической жизни. Не правда ли, подобные карательные меры могут предлагаться только в сугубо демократической стране, светоче свободы и толерантности, отдаленно смахивающей на фашистский рейх?!

Однако власти и без того не либеральничают с этими проблемными поляками. Группа мыслителей во главе с первым руководителем восстановившей независимость Литвы, ныне евродепутатом Витаутасом Ландсбергисом додумалась до того, что объявила: у нас поляков нет, есть полонизированные литовцы. Помните?: нет человека – нет проблемы.

Болеславу Дашкевичу, директору Шальчининкского самоуправления, где более 80 процентов нетитульного населения, недавно назначили штраф в 40 с лишним тысяч литов (около 20 тысяч долларов) только за то, что некоторые жители на своих домах укрепили двуязычные таблички с названиями улиц, каждый день промедления обходится ровно в 100 литов.

Перепрофилируются школы, где преподавание ведётся на нетитульных языках, в них издалека свозятся литовские дети, чтобы отрапортовать: учебное заведение, откликаясь на пожелания учащихся и их родителей, переходит на литовский язык. А что делать местным? Отдавать детей учиться на неродном языке или возить их за тридевять земель.

Кстати, о земле. Стремление упразднить поляков во многом объясняется также тем, что Виленщина и её центр много веков развивались как польский край, отсюда, кстати, родом и Юзеф Пилсудский, отец-основатель Польской республики, и «польский Пушкин» Адам Мицкевич, и классик композитор Станислав Монюшко, множество других столпов польской культуры, это им раньше принадлежала собственность и земля.

Приняты европейские законы о возвращении собственности хозяевам или их потомкам, но ведь здесь, в столице и в округе, самые бешеные цены и так не хочется отдавать лакомые кусочки этим «тутышным» (не очень корректный термин — аналог «этнического поляка»).