Фото:

Минску важно затягивание украинского конфликта

Политолог Юрий Павловец проанализировал для читателей «НьюсБалт» спекуляции руководства Белоруссии на украинском кризисе.

Белоруссия, которая с начала своего пути независимости, всегда позиционировала себя как стратегический партнёр и союзник России, в последнее время продолжает демонстрировать восточному соседу всю нетривиальность своего политического курса. Несмотря на то, что в Минске открыто не выражают своего отношения к происходящему на Украине, местное руководство продолжает спекулировать на украинском кризисе.

Справедливости ради необходимо сказать, что нечто подобное сегодня делают все кому не лень, как в Европе, так и за океаном. Поэтому обливать грязью и обвинять Минск в его желании заработать, как можно больше из ситуации вокруг Украины, как минимум, несправедливо.

Белорусские чиновники, равно как и определённая часть местной политической элиты, в особенности прозападно настроенной, исходят сегодня из того, что украинский кризис является основным инструментом для решения собственных проблем. Правда, порой поступки белорусских чиновников носят, мягко говоря, странный характер.

Например, в начале июля в СМИ появилась информация о том, что белорусский автогигант МАЗ планирует поставить в Украину 44 военных автомобиля повышенной проходимости, в том числе, армейские грузовики для перевозки личного состава и тягачи, способные транспортировать различное вооружение. Общая сумма контракта составляет 39 миллионов 740 тысяч украинских гривен, а финансирование закупки будет производиться из государственного бюджета Украины.

На первый взгляд ничего экстраординарного в подобной поставке нет, тем более что между двумя странами давно существуют тесные экономические связи, а у Белоруссии уже долгое время устойчивый положительный баланс торговли с Украиной. Однако есть одно «но» – данные автомобили должны быть поставлены для Национальной гвардии, активно задействованной в военных действиях в Донецкой и Луганской областях. 

Эта новость взбудоражила не только государственные украинские СМИ, например УНИАН, где о сделке стали говорить не иначе, как о предательстве Белоруссией России, и ряд белорусских оппозиционных изданий, которые с «гордостью» объявили о помощи украинскому государству в борьбе с «российскими террористами и сепаратистами», но и заставила аналитиков задуматься о причинах и последствиях подобного шага белорусских властей. А то, что без согласования с официальным Минском руководство МАЗа не решилось бы на продажу своих автомобилей, сомневаться не приходиться.

Правда, на самом белорусском предприятии отказываются комментировать поставку. По свидетельству белорусских журналистов, которые смогли достучаться до руководства МАЗа и лиц, ответственных за поставку, на заводе если и знают о происходящем, то, как минимум, не желают на эту тему распространяться. При этом участие в украинском тендере никто не отрицает. По информации сайта «Еврорадио», ответом на вопрос о поставках стало следующее заявление: «Если поднять документацию, там написано — автомобиль специальный на шасси МАЗ или эквивалент евро-4. Это не означает, что обязательно будет МАЗ, но я понимаю Украину — на территории Украины мы единственные предлагаем авто полноприводной евро-4. Мы сами не знаем, какие модели участвовали в тендере. Контракт никакой мы не заключали. Модели не определены, они спрашивали о модели, мы им характеристики выслали — дальше пока дело не пошло. Сейчас могу сказать, что они только собираются к нам приехать на обсуждение». Тайна, покрытая мраком.

С одной стороны, к объявленной поставке можно отнестись, как к очередной журналисткой «сенсации», раздутой до неимоверных размеров. Особенно на фоне ведущейся сегодня информационной войны. Однако, как говорится, дыма без огня не бывает и возможность сделки крайне велика. Дело в том, что за последнее время в Белоруссии было сказано и, что более всего интересно, сделано многое для того, чтобы дать понять российскому руководству, что Минск не является его карманной собачкой. Более того, из уст белорусского руководителя недавно прозвучала фраза, приведшая в истерию белорусскую оппозицию и заставившая проснуться Запада.

8 июля Александр Лукашенко посетил 103-ю отдельную гвардейскую мобильную бригаду сил специальных операций Вооружённых сил Белоруссии, где ознакомился с её оснащением и состоянием техники (подобные проверки боеспособности белорусской армии, надо сказать, резко участились после начала украинского кризиса и присоединения Крыма к РФ). Глава Белоруссии в принципе остался доволен увиденным, заявив при этом, что «не дай бог нас не подстрахуют братья со спины — нам придётся вести войну самим». 

Конечно, сама по себе данная фраза может означать всё, что угодно – от простой оговорки (что маловероятно), до посыла российскому руководству. Однако, если рассматривать её вместе с возможными поставками МАЗов и рядом иных поступков официального Минска, то вырисовывается картина, когда Белоруссия, продолжая позиционировать себя как надёжного союзника России во всех сферах двухстороннего сотрудничества, подспудно стремится вести свою собственную политическую и экономическую игру.

Понять в данном случае Минск просто – украинский кризис даёт возможность заработать не только политические, но и экономические бонусы. Даже поставка 44 МАЗов, при практическом отсутствии экспорта автомобильной и сельскохозяйственной техники, уже большой плюс. Если прибавить к этому ряд проектов, связанных с развалом украинского производства и переносом части заказов в Белоруссию (например, падение объёмов вагоностроения и всего, что с этим связано, в Мариуполе только сыграло на руку белорусским производителям), то становиться очевидно, что Минску даже важно затягивание украинского конфликта. Тем более что помимо экономики, есть и ряд политических факторов.

В первую очередь, нельзя забывать о предстоящих в Белоруссии в следующем году президентских выборах, главной тематикой которых, по всей видимости, станет именно обороноспособность страны, спокойствие внутри государства и лишь потом, если всё удачно сложится, экономическая стабильность. В данном случае, именно украинский кризис и позиция России по этому вопросу, как нельзя лучше встраиваются в PR-кампанию нынешней власти.

Помимо этого, белорусскому руководству крайне важно наладить хоть какие-то политические связи с Брюсселем, для чего все та же украинская проблема видится неплохим подспорьем. Тем более, если европейцам дополнительно изредка подкидывать наживку вроде отказа от прямой поддержки присоединения Крыма, милого общения с Турчиновым или поставок МАЗов для Нацгвардии.

Именно с попыткой договориться с Брюсселем многие аналитики связывают недавнее освобождение Алеся Беляцкого, которого белорусская оппозиция и её западные союзники называют борцом за права человека и узником совести. С точки зрения России, данное событие не имеет абсолютно никакого интереса, однако на Западе многие посчитали это очередным знаком Лукашенко Европе. 

Причём в Минске официально никак не связывают произошедшее с попытками договориться с ЕС. Однако действия белорусских властей говорят об обратном. Чего только стоит резкое увеличение количества различного рода встреч и консультация между представителями белорусского МИДа и еврочиновниками. 

Так, с 8 по 10 июля в Брюсселе прошёл второй раунд переговоров между Белоруссией и Евросоюзом, связный с вопросами модернизации. В столице ЕС находилась белорусская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Еленой Купчиной. Интересно то, что среди второстепенных вопросов, например, использования международных и европейских стандартов, финансовой поддержки экспорта и страхования экспортных рисков, охраны интеллектуальной собственности, улучшения инвестиционного и делового климата в Белоруссии при поддержке ЕС и т.п., было несколько, ради которых, собственно, белорусская делегация и приехала в Брюссель. 

Белорусы встретились с еврокомиссаром по вопросам расширения и политики соседства Штефаном Фюле, с которым обсудили вопросы развития отношений между двумя сторонами и, в первую очередь, в области политики и развития гражданского общества. А 11 июля была организована встреча Купчиной с уполномоченным МИД ФРГ по странам Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Кордом Майер-Клодтом. Здесь пытались найти взаимопонимание по вопросам взаимодействия Белоруссии и Евросоюзом, в частности, в рамках «Восточного партнёрства», а также по переговорному процессу по заключению соглашений об упрощении визовых процедур и реадмиссии. Несмотря на то, что официальной информации об итогах встреч как таковой нет, похоже, что белорусам всё же удалось кое о чём договориться.

Дело в том, что буквально сразу же после встреч в Европе, белорусская сторона объявила, что сохранит «зону свободной торговли» с Украиной, даже несмотря на создание ЕАЭС и подписания Киевом ассоциации с ЕС. Как заявил посол Белоруссии на Украине Валентин Величко

«Интеграционный процесс с ЕС – это длительный процесс, например, отмена пошлин рассчитана на 3-7 лет. Когда пойдёт беспошлинная продукция, которая будет конкурентоспособной, на рынки Таможенного союза, скорее всего, придётся рассматривать вопрос страны происхождения, но пока зона свободной торговли действует». 

Проще говоря, сегодня Минск не собирается идти в едином с Россией фарватере, продолжая играть с Москвой в игру «ты мне, я тебе». Подобное поведение возможно лишь при условии нормализации отношений с ЕС и, в первую очередь, в области политики. Причём необходимо отметить, что и из Евросоюза в Минск поступают определённые импульсы.

Например, 9 июля официальный журнал ЕС опубликовал обновленный санкционный список в отношении Белоруссии, из которого были исключены восемь белорусских чиновников и лишь один включён (сейчас в списке лиц, которым запрещён въезд на территорию ЕС и чьи финансовые средства в ЕС должны быть заморожены — 225 фамилий). Такие «резкие» изменения в области санкций абсолютно не характерны для еврочиновников и говорят об подвижках в двухсторонних отношениях. 

Косвенным подтверждением наметившихся изменений можно считать и последнюю встречу глав Министерств иностранных дел Литвы и Белоруссии, которая состоялась 24 июля во время визита Линаса Линкявичюса в Минск. Официально было объявлено, что стороны обменялись мнениями по ситуации в Украине, и «подчеркнули главенство принципов суверенитета и территориальной целостности при разрешении конфликта». При этом оказалось, что Литва «ценит последовательную позицию Беларуси по аннексии Крыма, а также непризнанию Абхазии и Южной Осетии». Интересно то, что со стороны официального Минска на подобные заявления Линкявичюса не последовало никакой реакции, что в очередной раз доказывает своеобразие белорусской позиции.

Таким образом, можно констатировать следующее. Сегодня Белоруссия продолжает не только делать деньги на украинском кризисе, но и использует сложившуюся ситуацию в переговорном процессе, как с ЕС, так и с Россией. Двойственность белорусской позиции, с точки зрения национальных интересов государства, можно считать оправданной. Однако её последствия в будущем могут серьёзно навредить отношениям с Россией, которая уже в скором времени может дать понять своему партнёру, что не приемлет расхождений со своей внешнеполитической стратегией. 

Что в данном случае предпримут в Минске в настоящий момент сказать сложно, однако, по всей видимости, перед белорусским руководством снова замаячит проблема выбора: Россия или Запад.