Фото:

«Главная страшилка» европейцев едет в Минск

Белорусский политолог Юрий Павловец спрогнозировал для «НьюсБалт» ближайший ответ России на нагнетание НАТО.

Не так давно британская «Таймс» сообщила, что польский город-порт Щецин, расположенный на берегу Балтийского моря, уже в ближайшее время может стать крупнейшей базой НАТО в Восточной Европе. Здесь должны будут размещены запасы вооружения, боеприпасов и продовольствия с тем, чтобы в кратчайшие сроки можно было обеспечить снабжение боевых подразделений альянса в случае возникновения какого-либо кризиса.

Публикация основывалась на заявлении верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерала Филипа Бридлава, который уже неоднократно выступал за создание подобной базы с единственной целью – продвинуть к границам России инфраструктуру быстрого реагирования. По его словам, альянс «должен сделать больше в части гарантий Польши, Латвии, Литве и Эстонии и продвинуть ресурсы на восток».

Подобные заявления, которые в той или иной степени затрагивают тему «российской агрессии», а также различного рода статьи в СМИ и экспертные оценки возможности военного столкновения стран НАТО и России, в последнее время стали появляется с завидной регулярностью. 

В целом, они не несут в себе сколько-нибудь серьёзной аналитической информации и призваны лишь к одной цели – посеять среди простых европейцев страх перед «русским медведем», чтобы получить возможность заработать как можно больше на дележке военного бюджета НАТО. Сегодня об этом не стесняются говорить даже в самом руководстве североатлантического альянса. Например, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, который неоднократно заявлял о том, что организация стоит на переломной этапе в деле повышения безопасности, во всех своих речах не устаёт призывать страны-участницы альянса увеличить его финансирование. Основывается данное требование на том, что «российская агрессия стала сигналом тревоги», и теперь североатлантический альянс «должен адаптироваться к этой новой ситуации».

Необходимо отметить, что до недавнего времени у руководства НАТО не было особых инструментов надавить на некоторые страны, входящие в альянс, с целью заставить их раскошелится. Ни в Берлине, ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Праге не были готовы увеличить финансирование ради виртуальной угрозы со стороны Москвы. Теперь же, когда искусственно созданная ситуация в Украине практически вышла из-под контроля, а международное сообщество всеми силами ограничивает действия России по урегулированию кризиса, у НАТО появилась прекрасная возможность аргументировать необходимость увеличения своих военных расходов. 

При этом в руководстве альянса твердят о том, что нынешнее финансирование серьёзно отстает от российского: «если Россия за минувшие пять лет на 50% увеличила объём выделяемых на эти цели средств, то члены НАТО – лишь на 20%». Правда, сравнивать денежное выражение военных расходов в НАТО и России ни в штаб-квартире альянса, ни в западных СМИ не хотят. В ином случае перед европейскими налогоплательщиками вырисовалась бы совершенно иная картина: совокупный военный бюджет НАТО уже сегодня в 10-12 раз больше российского и продолжает расти.

На этом фоне становится очевидным, что для руководства НАТО крайне важно усиление истерии по поводу любых действий России и её союзников, даже если они носят сугубо ответный характер. Поэтому и Вашингтону и контролируемому им Брюсселю необходимо, помимо уже посеянных среди своих граждан страхов и ожиданий новой мировой войны, создать ситуацию, при которой Москва будет официально названа агрессором, что позволит резко увеличить рост военных расходов. 

Новая «Холодная война» прекрасный инструмент для увеличения прибыли ВПК и генералитета. Исходя из этого, в НАТО уже всерьёз заговорили о необходимости создании силы быстрого реагирования против угрозы со стороны Москвы. Например, британский генерал Эдриан Брэдшоу, заместитель верховного главнокомандующего объединёнными вооруженными силами НАТО в Европе, открыто заявил, что «если Россия в какой-то момент в будущем решит оказать силовое давление на одно из государств-членов, сосредоточив вдоль его границ свои вооружённые силы, оно получит поддержку сил быстрого реагирования НАТО». Проще говоря, образ Москвы как главного злодея в мире, сегодня превращается в основное орудие выбивания денег из Европы.

В сложившейся ситуации, когда США и её союзники не замечают тысяч погибших палестинцев от рук израильской армии, не слышат о сотнях тысяч украинских беженцев и продолжают осуществлять однообразный план по формированию образа России в виде новой «империи зала», у Москвы практически не остаётся иных путей, как применять адекватные всему этому меры. 

Одной из таких мер является возможное размещение на западных рубежах Союзного государства Белоруссии и России оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер». По мнению многих экспертов, данный комплекс сегодня является не только эффективным средством поражения, но и весомым инструментом военной политики. Более того, только упоминание об «Искандерах» способны вызвать если не панику, то истерику в Европе. Доказательством тому могут служить не только многочисленные заявления еврочиновников о возможности нападения России на страны Прибалтики и необходимости срочного строительства бомбоубежищ, но и появление панического настроения среди простых жителей ЕС.

Например, не так давно в польском городе Ополе была распространена почтовая открытка с призывом к президенту Российской Федерации Владимиру Путину, не направлять «Искандеры» на Силезию: «В связи с информацией о размещении российскими войсками в Калининградской области ракет, приспособленных для переноски ядерных боеголовок, от имени Союза силезской народности мы обращаемся к Вам о рассмотрении возможности не направлять эти ракеты на Силезию». 

С одной стороны, это событие можно рассматривать лишь как внутренние разборки нескольких польских организаций, стремящихся либо подпортить репутацию конкурентов, либо попросту «пропиариться» у себя в стране. Однако, с другой стороны, произошедшее прекрасно демонстрирует существующее в ряде европейских стран общественное настроение – Россия и её ракеты снова, как и несколько десятилетий назад, превращаются в главную страшилку для европейцев.

В этой связи усиление истерии вокруг возможного расположения «Искандеров» на территории Белоруссии становится более чем понятно. В последние дни, особенно после заявления Путина о необходимости адекватных ответных мер на растущее давление со стороны НАТО, в белорусских оппозиционных СМИ резко увеличилось количество статей, записок и прочего «аналитического» материала касательно превращения Белоруссии в российский полигон для «Искандеров». При этом необходимо отметить, что сама по себе тема размещения российских систем вооружения на территории республики далеко не нова и неоднократно обсуждалась и в средствах массовой информации, и среди российских и белорусских политиков.

Возможность же появления в Белоруссии не только «Искандеров», но и ЗРС С-400 всегда увязывалась с необходимостью адекватной реакции России и её союзников на активизацию Вашингтона в процессе разворачивания в Европе элементов стратегической противоракетной обороны (ЕвроПРО). То есть задолго до украинского кризиса и лишь как ответная мера.

Более того, российская реакция на деятельность США и НАТО в Европе, всё ещё нельзя назвать жёсткой, учитывая, что сегодня альянс уже не ограничивается только идеей о расширении системы ПРО. Опираясь на определении России, как страны проявляющей агрессию в отношении Украины, в настоящее время в ЕС усиленными темпами ведутся работы по увеличению количества ударных авиационных средств государств-членов НАТО, а также созданию региональных военных формирований (например, польско-литовско-украинская военная бригада «УкрПолЛитБриг»). 

Поэтому нельзя исключать, что уже в конце нынешнего — начале следующего года на территории Белоруссии появятся не только новейшие российские системы ПВО, но и оперативно-тактические ракетные комплексы и новые военные базы. В частности, на экспертном уровне сейчас обсуждаются вопросы дислокации на белорусской территории фронтовых бомбардировщиков, а недавно было анонсировано появление здесь в 2015 году новой российской военной авиабазы. При этом необходимо напомнить, что данный процесс, как бы это не называли некоторые политики «бряцаньем оружием» и «началом конца России», вполне соответствует международному праву и, в том числе, Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. 

Например, ОТРК «Искандер-М» и «Искандер-К» могут состоять лишь на вооружении российской армии, ввиду возможности оснащения их ракет специальной (ядерной) боевой частью. Поэтому на белорусской территории данные комплексы могут появиться только в угрожаемый период и в составе российских ракетных дивизионов, входящих в региональную группировку войск. Однако экспортная версия ОТРК «Искандер» может быть продана Белоруссии без нарушения международного законодательства.

Более того, вполне возможно, что военная техника будет передаваться белорусам на безвозмездной основе, либо на условиях взаиморасчёта. Тем более, что подобная практика расчётов между Минском и Москвой уже осуществлялась и не является чем-либо из ряда вон выходящим: оба государства являются членами Организации договора о коллективной безопасности, а также Таможенного и Евразийского экономического союзов.

Правда, необходимо отметить, что в вопросе военного сотрудничества России и Белоруссии есть ряд моментов, которые всё же могут осложнить размещение в республике не только ракетных комплексов, но и других армейских формирований. Многие аналитики считают, что белорусское руководство может снова начать торговлю с Кремлём на фоне усиления санкций и активизации деятельности НАТО. 

В этом случае разменной монетой, скорее всего, станут пресловутые нефтяные пошлины, которые Минск хочет в полной объёме оставлять у себя. Сегодня тех преференций, которая Белоруссия получает, в том числе, и за официально бесплатное предоставление баз для российских частей и военно-политический союз (кредиты, льготные цены на энергоносители и т.п.) белорусскому руководству уже явно недостаточно. Поэтому и вопрос о дальнейшем расширении российского присутствия на территории Белоруссии с каждым днём всё больше будет увязываться с вопросами экономики.

Политика в данном случае отойдёт на второй план, за исключением игры на нервах у ближайших западных соседей – Польши и стран Прибалтики. Тем более, что сами по себе российские ракетные комплексы для Минска не несут особой важности, так как страна и так находится под «зонтиком» России. Особенно сегодня, когда у российских партнёров есть «Искандер-М», способный поражать цели на расстоянии в 500 км, и ведутся испытания ещё более серьёзных комплексов.

Как бы то ни было, но необходимо признать, что возможность появления «Искандеров» и иного российского вооружения на территории Белоруссии сегодня крайне велика. Несмотря на постоянно растущую эскалацию конфликта, оппоненты России сегодня практически не оставляют ей выбора, кроме как укреплять свои западные рубежи. В данном случае можно говорить о том, что Украина, которая уже сыграла свою роль катализатора кризиса отношений между Россией и Западом, уже в ближайшее время будет забыта своими «союзниками», рискуя превратиться в очередную «африканскую республику», которую будут «доить» и использовать по необходимости. 

Её место в европейской политике, вполне возможно, снова займёт Белоруссия, так как она сегодня фактически является западным форпостом России, наряду с Калининградом. Правда, «работать» с Минском Вашингтону и Брюсселю будет крайне сложно, так как в республике нет серьёзной прозападно настроенной оппозиции, не существует национальных или иных противоречий, а общества, скорее, выступит за размещение российских ракет, чем за усиление здесь позиций НАТО. 

Поэтому уже в ближайшем будущем мы можем стать свидетелями формирования новой американо-европейской стратегии в отношении забытой на фоне украинского кризиса Белоруссии. Помогут ли Минску в переговорах с Западом российские «Искандеры», станет известно уже совсем скоро.