Фото:

Сомнительные жертвы Второй мировой

В канун 75-летия начала Второй мировой войны историк Вадим Трухачёв проанализировал для «НьюсБалт» роль государств, считающие себя «невинными жертвами» пакта Молотова-Риббентропа.

Завтра, 1 сентября, отмечается 75-летия начала Второй мировой войны. Её историю сегодня активно переписывают. Больше других этим занимаются государства, считающие себя жертвами пакта Молотова-Риббентропа – Польша, Румыния, страны Прибалтики, в куда меньшей степени – Финляндия. Но если обратиться к тем делам, выяснится, что на роль невинной жертвы не тянет ни одна из вышеперечисленных стран. У всех у них руки по локоть в крови, считает историк, эксперт информационно-аналитического портала «НьюсБалт» Вадим Трухачёв.

Польша: жертва с налётом агрессора 

Начнём с поляков. Здесь вопросов с жертвой вроде бы не возникает. Война и началась с того, что 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. В дальнейшем страна являлась частью Антигитлеровской коалиции и вошла в стан победителей. Коллаборационисты, участвовавшие в холокосте среди поляков находились, но никого героями не провозглашают. Армия Крайова была во многом антисоветской, но, как к ней ни относись, это не союзница Третьего рейха.

Но это на первый взгляд поляки – невинные овечки. Копнув чуть глубже, увидим, как в 1934 году, благодаря усилиям министра иностранных дел Юзефа Бека, Польша первой в Европе заключила с Германией пакт о ненападении. В 1938 году Польша вместе с Третьим рейхом и Венгрией воспользовалась Мюнхенским сговором и отобрала у Чехословакии район Остравы. На союз с Гитлером против СССР отдельные польские политики рассчитывали до последнего.

Польша лишилась Западной Украины и Западной Белоруссии? Да, лишилась. Но почему-то поляки не вспоминают, что взамен они получили большой кусок побережья Балтики, которого у них отродясь не было. Кроме того, поляки в Галиции или в Бресте составляли явное меньшинство населения. Да, во Львове их было большинство, но в окрестных сёлах преобладали украинцы. В Гродно и Бресте – большинство, но в деревнях вокруг жили белорусы. Как-то не получается портрет жертвы.

Румынские боевые друзья Гитлера

Перейдём к Румынии. Она по пресловутому пакту Молотова-Риббентропа утратила Бессарабию, Черновицкую и часть Одесской областей. Однако на севере Буковины большинство составляли украинцы, в Буджаке (юг Одесчины) румыны находились в явном меньшинстве. В Бессарабии многие ощущали себя молдаванами, немалое число жителей Кишинёва в 1920-1930-е гг. предпочитало румынскому языку русский. Да, Герца в Черновицкой области – чисто румынская область. И всё!

К моменту потери данных территорий Румыния ещё не связала себя полностью союзническими обязательствами с Третьим рейхом. Но затем-то она стала союзницей Гитлера! Румынские самолёты бомбили Севастополь ночью 22 июня 1941 года. Под Сталинградом воевали 18 румынских дивизий. Румыны «отличились» в боях возле Харькова, в Крыму, на Кавказе. В Брашове, Галаце, Тимишоаре и ряде других румынских городов располагались лагеря советских военнопленных.

А ещё была область Транснистрия со столицей в Одессе, занятая румынами. Это территория Приднестровья, части Одесской, Николаевской и Винницкой областей Украины. Румыны здесь не жили никогда, молдаване составляли небольшой процент. Славяне явно преобладали, но их заставляли переделывать имена на румынские, а на фабриках и заводах им «прописывали» телесные наказания. Весь скот у крестьян отбирали на нужны румынской армии. Даже за групповое пение на улице могли расстрелять.

Союзнические обязательства перед Германией румыны выполняли. Так, танки вермахта и СС заправляли горючим, сделанным из нефти, добытой возле румынской Крайовы. Из Румынии в Третий рейх на принудительные работы отправили порядка 47 тысяч человек – в подавляющем большинстве русских и украинцев. Только в Транснистрии румыны уничтожили 200 тысяч евреев, а своих, румынских, отправляли по требованию немцев в Освенцим. И это невинная жертва?

Литва: «жертва», приросшая территорией

Может, прибалты были жертвами? Постепенно становятся достоянием гласности факты «особо доверительных» переговоров властей Латвии, Литвы и Эстонии с Третьим рейхом накануне и в первый год войны. На рубеже 1939-1940 гг. все три государства заключили с немцами соглашения, по которым до 70% их экспорта шло в Германию. И как это можно было расценить в условиях войны? От Нарвы до Ленинграда – 200 километров, от востока Латвии до Москвы – всего 500. А если бы немцы начали наступление оттуда?

Посмотрим на эти страны в отдельности и начнём с Литвы. Благодаря пакту Молотова-Риббентропа и поражению Германии, её территория увеличилась… на треть. В 1939 году литовцы по милости СССР получили Вильнюс и окрестности, хотя во входившем в состав Польши Виленском крае они до войны составляли менее 20% населения, а в Вильно – и того меньше. Клайпеду в 1939-м у них отобрал Гитлер, а вернул опять же Советский Союз. И теперь за всё это с Россией требуют 23 млрд долларов?

Дивизий СС литовцы не создали, но бок о бок с нацистами сражались 22 стрелковых батальона общей численностью 13 тысяч человек. Существовал батальон «Каунас». В 1944 году литовской «Армией обороны отечества» командовал полковник вермахта Георг Мадер, а служил в нём будущий президент страны Валдас Адамкус. Да, литовцы в основном избегали нацистских нашивок и предпочитали свои национальные, но факт сотрудничества с Третьим рейхом никуда не денешь. И теперь те, кто сотрудничал с немцами, признаны в стране героями.

С 1941 года литовские отряды участвовали в карательных рейдах против партизан в Белоруссии – в начале 1943 года они «отличились» в ходе операции «Зимнее волшебство». Стояли литовцы и в Днепропетровске, и в Полтаве, и в Могилёве, охраняли концлагерь в Майдане. За какую Литву они сражались там? А ещё было уничтожение евреев в гетто Вильнюса и Каунаса, участие в депортации обитателей гетто в Варшаве. Какая-то своеобразная из Литвы жертва выходит…

Латышские верные псы Гитлера

Все страны Прибалтики перед войной были диктатурами, но особенно выделялся режим Карлиса Ульманиса в Латвии. Его именовали «вождь» и «отец нации», в стране развернулась латышизация всего и вся. Инородцев на государственную службу не принимали. Ничего это не напоминает? Такой Третий рейх в миниатюре. Не хватало только Хрустальной ночи, но и они в Латвии случились, начиная с 1941 года. На территории Латвии погибли 26 тысяч евреев, и убивали их, в основном, латыши.

Сотрудничавшие с нацистами формирования появились с первых дней войны. Всего через них прошли порядка 115 тысяч человек, из них 52 тысячи – через 15-ю и 19-ю дивизию СС. Для народа численностью немногим более миллиона человек цифра выглядит более чем впечатляюще. Львиная доля того, что творилось в концлагере Саласпилс, включая опыты над малолетними детьми, совершалось руками латышей.

За пределами Латвии латышские каратели также оставили о себе память. С конца 1941 года они боролись с партизанами в Белоруссии, сожгли множество деревень. Операции «Зимнее волшебство» и «Болотная лихорадка» против белорусских партизан – и их рук дело. Сражались латыши и под Ленинградом, и на Украине. Они же жгли деревни в Псковской и Новгородской областях. В местечке Жестяные Горки под Новгородом латыши устроили 40 массовых расстрелов.

Да, Латвия потеряла Пыталовский район Псковской области (Абрене), но в нём преобладали русские. Долгое время страна требовала от России вернуть его. И требовали землю потомки и сторонники тех, кто свирепствовал на той же Псковщине. Латвии на карте Европы с 1940 года не существовало, и основатели второй республики могли выбрать героев. Они и выбрали, да так, что латышей впору записать в число самых верных союзников Гитлера.

«Похождения» эстонских карателей

Несколько более мягким, чем режим Ульманиса, было правление Константина Пятса и Йохана Ладонера в предвоенной Эстонии. Там тоже вовсю шла эстонизация, но она была помягче латышизации у соседей. Кроме того, Пятс ограничился званием «государственного протектора». Однако желающих копировать нацистскую Германию хватало, и они показали себя во всей красе с первых дней Великой Отечественной войны. Вспомним хотя бы диверсионный батальон абвера «Эрна», состоявший из эстонцев.

В Эстонии существовало подконтрольное нацистами «Самоуправление» и «отряды самообороны». Их усилиями эстонскую землю провозгласили первой страной, очищенной от евреев. К концу 1942 года бок о бок с нацистами воевали 16 эстонских подразделений. В 1944 году «родилась» 20-я эстонская дивизия СС. Кроме того, тысячи эстонцев служили в другой дивизии СС – «Викинг».

Эстонские каратели жгли деревни в Ленинградской и Псковской областях. Они действовали в Польше (Лодзь, Жешув), участвовали в расстрелах евреев в белорусском Новогрудке. Этих карателей объявили в независимой Эстонии героями. Они же негодовали, что страну лишили Печорского района и Ивангорода (где, правда, жили русские и православные сету). Как-то из Эстонии образ жертвы получается неубедительный.

«Скелет в шкафу» Финляндии

Наконец, Финляндия. Она, в отличие от других героев данного текста, предъявляет России меньше исторических претензий. Однако в стране весьма активны организации, добивающиеся возвращения Выборга и части Карелии. Они не устают рассказывать, что в 1939-1940 гг. «страна тысячи озёр» стала жертвой агрессии Советского Союза, который означенные территории и отобрал. Но в 1941-1944 гг. финны, будучи союзниками Гитлера, отыгрались за всё сполна…

В 1942 году под Донецком (тогда Сталино) прошёл боевое крещение финский добровольческий батальон СС. Но он хотя бы не создавался по указанию властей Финляндии. Зато по их воле «работали» 49 концентрационных лагерей, где содержали и пленных красноармейцев, и гражданское население – в подавляющем большинстве русских. Из этих лагерей не вернулись десятки тысяч человек. Вспомним также об участии финнов в блокаде Ленинграда. Опять же – невинная жертва не получается.

Таким образом, все западные соседи довоенного бывшего СССР в наши дни пытаются предстать в роли жертв Второй мировой войны. Однако все они внесли существенный вклад в то, что в середине ХХ веке погибли свыше 50 млн человек. Все они в той или мере, в тот или иной период сотрудничали с Третьим рейхом, за всеми ними тянется кровавый след. И в полной мере жертвой войны нельзя признать ни страны Прибалтики, ни Финляндию, ни Румынию, ни даже Польшу…