Батькопоклонничество

Политолог Глеб Волков проанализировал для «НьюсБалт» последствия заигрывания президента Белоруссии Лукашенко с Евросоюзом.

В минувшую пятницу белорусский президент Александр Лукашенко, общаясь с еврокомиссаром по переговорам о расширении ЕС Йоханнесом Ханом, заявил, что Белоруссия крайне заинтересована в более тесном сотрудничестве с Евросоюзом. Политолог Глеб Волков проанализировал для читателей «НьюсБалт» последствия заигрывания Батьки с Западом.

К практикуемой Лукашенко политике балансирования между Россией и Западом, в Москве, очевидно, уже привыкли. Однако, в последнее время из уст белорусского президента льётся настоящий словесный поток оправданий перед россиянами и заверений Кремлю в безграничной верности союзным обязательствам. Беря во внимание резкое «потепление» в белорусско-европейских отношениях и особую расположенность Минска к киевским властям (памятно, например, обещание главы белорусского государства «за сутки сделать всё, что ни попросит» его украинский коллега Пётр Порошенко), эти расшаркивания не могут не настораживать.

Многие эксперты предлагают закрывать глаза на риторику Лукашенко, ведь на деле же он пошёл на создание Союзного государства России и Белоруссии (СГРБ), а также интеграцию в рамках Таможенного и Евразийского экономического союзов. Аргумент действительно весомый, если только не брать во внимание, что решения белорусского руководства, направленные на образование какого бы то ни было альянса с Россией, вызваны сугубо меркантильными интересами Минска, вынужденного в буквальном смысле слова спасать белорусскую экономику, находящуюся в состоянии перманентного кризиса. По данным белорусского Минфина, за 2014 год Белоруссия привлекла 5,2 млрд долларов внешних госзаймов, из которых 4,5 млрд предоставила Россия. Как видно, будучи в прямой, прежде всего финансовой, зависимости от России, Минск просто физически не может отказаться от участия в планах Кремля по воссоединению Русского мира в его традиционных границах.

Однако можно заметить, что белорусско-российская интеграция никогда не переходит в политическую сферу. Именно поэтому в своё время застопорился процесс создания Союзного государства. По сути, идея исчерпала себя, когда государства подошли к черте, за которой должна была начаться реализация политических аспектов проекта: принятие единой конституции, формирование единых наднациональных органов власти, создание единого эмиссионного центра и т.д. В результате, «союзная» деятельность свелась к мероприятиям совещательного характера и даже в экономическом плане показатели стремительно падают. На февральской встрече белорусского премьера Андрея Кобякова с его российским коллегой Дмитрием Медведевым была озвучена цифра снижения товарооборота на 6 млрд долларов (с 43 млрд долларов в 2012 году до 37 млрд в 2014-м). Как видно, товарооборот падает два года подряд, что свидетельствует об устойчивости негативной тенденции.

В целом, ситуация такова, что с момента образования СГРБ прошло уже 15 лет и если бы проект имел перспективу, едва ли возникла потребность в новом формате интеграции, каким стал Евразийский экономический союз. Иными словами, в «союзных» порывах белорусской правящей элиты нет твёрдых политических убеждений и они продлятся ровно столько, сколько просуществует российская кредитная линия. Что собственно и подтвердил Лукашенко в ходе одной из последних пресс-конференций, когда отметил, что договор о создании ЕАЭС он подписал с «оговоркой» и в случае чего… оставляет за собой право «вплоть до выхода из этого союза». Судите сами, можно ли считать истинно союзными отношения, построенные на оговорках?

Надо заметить, Минск всегда желал иметь выходы на Запад (т.н. «многовекторная политика») и если эти пожелания не получали практической реализации, то скорее потому, что инициатива не находила поддержки в Брюсселе и Вашингтоне. Но с началом украинской трагедии ситуация в корне изменилась. Работа по наведению мостов заметно активизировалась. Причём, если в прежние годы западный вектор отрабатывался Минском параллельно российскому, то теперь — в пику последнему. Ибо все современные внешнеполитические инициативы белорусского государства прямым или косвенным образом наносят экономический и политический ущерб Российской Федерации. Примером чему могут служить: и реэкспорт в Россию европейских продуктов в обход установленных Москвой санкций; и безоговорочное признание киевского руководства, узурпировавшего власть посредством государственного переворота; и публичная идентификация украинских ополченцев в качестве террористов; и заигрывание с Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) как раз в тот момент, когда Россию в этой организации лишили всех прав и многое другое.

Так чем же мотивировано поведение белорусского руководства? Какой целесообразностью вызваны попытки Минска найти у оппонентов России то, что Москва всегда давала Белоруссии в необходимых объёмах и на льготных условиях? Взять хотя бы финансовые кредиты. Из приведённой выше статистики отчётливо видно сколь колоссальную поддержку предоставляет Россия своему союзнику. Однако эмиссары белорусского дипломатического ведомства регулярно прощупывают Запад на его готовность оказать Белоруссии помощь.

До последнего времени считалось, что данной тактикой Лукашенко лишь стращает Москву, рассчитывая добиться от неё уступок в ходе переговорных процессов. Однако дело зашло не по союзнически далеко. В короткий промежуток времени произошли знаковые события, совокупность которых позволяет констатировать чёткую тенденцию дрейфования Белоруссии в западном направлении. Причём, теперь там охотно отвечают Минску взаимностью.

Впервые за последние пять лет Белоруссию посетил спецдокладчик ПАСЕ по политическим вопросам и демократии Андреа Ригони. По итогам встречи Ригони порекомендовал белорусским коллегам наладить постоянное сотрудничество с европейскими парламентариями, смотреть в одном с ними направлении и (вполне предсказуемо) на деле доказать приверженность к диалогу. Повторюсь, что минский реверанс сделан именно в тот момент, когда ассамблея лишила Россию права голоса и занятия в ПАСЕ руководящих постов, ввиду чего Москва приостановила свою деятельность в этой организации. Казалось бы, самое время проявить солидарность с союзником, но Минск повёл себя как политический штрейкбрехер.

Симптоматично и открытие в Белоруссии визового центра Великобритании. Практически одновременно Минск снизил цены на визы для граждан США и Великобритании, объясняя этот шаг, как «одностороннее политическое решение – сознательный жест доброй воли со стороны руководства Беларуси, нацеленный на… снятие барьеров для контактов между людьми».

Заметно активизировались и отношения с Ватиканом. Следует напомнить, что на прямой контакт со Святым престолом Лукашенко пошёл ещё в 2009 году, когда встретился в Риме с Папой, а также магистром Мальтийского ордена. Возможно, это только совпадение, но на следующий год, в ходе президентских выборов, прозападная оппозиция попыталась организовать в Минске «плошчу» – подобие украинского майдана. Как известно, история имеет свойства «ничему не учить» и «повторяться». И вот 13 марта, в год очередных президентских выборов, по приглашению белорусского президента Минск посещает кардинал Пьетро Паролин – госсекретарь Ватикана и «правая рука» Папы Римского. К слову, Лукашенко пригласил «посетить землю дружественной Беларуси» и самого Папу. В свою очередь представитель Ватикана предложил свою помощь в сближении Белоруссии и Евросоюза. Почему бы нет? Ведь, по словам главы белорусской республики «мы жили с ними (Польшей и Литвой) когда-то в одном государстве» (заявлено в ходе семичасовой пресс-конференции).

Ещё один настораживающий факт. В феврале, выступая перед командным составом Вооружённых Сил Белоруссии, Лукашенко объявил о готовности к конструктивному диалогу с НАТО. «У нас есть много общих вопросов, совместная работа над которыми в полной мере отвечает интересам Беларуси», – заметил тогда белорусский президент. Собственно Лукашенко не скрывает, что периодически изучает настроения Запада и при случае спрашивает своих визави – «вы Россию нам замените?» Пока прямого ответа как будто не последовало. Но что, если Запад всё-таки скажет «да», как в случае с Украиной?

Из выступлений самого Лукашенко напрашивается вывод о том, что поведение белорусского президента вызвано страхом перед российским доминированием. Однако, беря во внимание потенциал России, её верховенство над Белоруссией выглядит вполне обоснованным как в экономическом, так и политическом аспектах. Вместе с тем, Москва исторически свыклась со своей покровительствующей миссией в рамках Русского мира и потому её отношение к союзникам по определению лишено мелочных амбиций. Если бы Кремль, имевший по сути монопольные рычаги давления на субъектов постсоветского пространства, действительно покушался на суверенитет белорусской республики, то за 20 лет её существования давно закрыл бы вопрос. Причём, без каких бы то ни было для себя негативных последствий. Так что причины зигзагов белоруской внешнеполитической деятельности надо искать не в Москве, а в Минске. И наиболее вероятным объяснением панического непостоянства Минска может являться банкротство белорусского государства.

Всего несколько лет назад Лукашенко гонорился тем, что у страны нет внешнего долга. И вот, по состоянию на 1 января 2015 года совокупный внешний долг Белоруссии уже превысил 40 млрд. долларов! В настоящий момент идут переговоры с МВФ о предоставлении Белоруссии нового займа. О его размерах можно догадываться по предыдущему запросу в 8 млрд. долларов, в котором Минску было отказано. Уже только общая картина свидетельствует о том, что белорусская национальная экономика прошла точку невозврата: очередная девальвация рубля, на этот раз на 40%; предприятия давно перешли на четырёхдневную (а в ряде случаев на трех- и даже двухдневную) рабочую неделю; зарплаты падают, цены растут; стали нормой отпуска «за свой счет» (только в феврале предприятия уволили 12 тысяч работников).

Когда конфликт на Украине вступил в активную фазу, Лукашенко озвучил главные причины краха украинской государственности: экономический кризис, коррупция и дистанцирование власти от народа. Правда, глава белорусской республики умолчал, что те же проблемы присущи и Белоруссии, а значит, клонирование украинского сценария вполне вероятно. В этом случае Россия снова будет обязана выступить в качестве кризисного управляющего, чтобы не допустить превращения Белоруссии во вторую Украину. При таком развитии событий непременно встанет и вопрос о смене обанкротившегося руководства.

Осознавая последствия своего безграмотного правления, а главное, желая сохранить личный суверенитет в имеющемся объёме, Лукашенко заранее ищет поддержки на Западе, рассчитывая продлить агонию, пока два мировых полюса будут перетягивать белорусский канат. Достижения здесь ещё скромные, но идущий из Минска посыл на Западе определённо услышан. Кроме вышеперечисленных знаков внимания европейских политиков к белорусской власти, примечателен труд профессора Рэдфордского университета Григория Иоффе с многообещающим названием – «Переоценивая Лукашенко: Беларусь в культурном и геополитическом контексте».

Между тем, стоит напомнить, что в отличие от России, Запад ничего не даёт даром. Линия разделения интересов сверхдержав, а именно такую роль готовит белорусское правительство стране, непременно станет и эпицентром конфликта, со всеми вытекающими последствиями. Пример всё той же Украины в этом смысле поучителен. 

Определённо не случайно, в качестве первых шагов сближения с Белоруссией, спецдокладчик ПАСЕ Ригони предложил белорусскому руководству посетить конференцию ассамблеи «Право на свободные выборы: законодательные нормы и уважение стандартов Совета Европы», а также обсудил вероятность проведения наблюдателями ПАСЕ мониторинга президентских выборов 2015 года. Чем заканчиваются подобные заигрывания, могли бы рассказать экс-президенты Югославии, Египта, Ливии, Украины – Милошевич, Мубарак, Каддафи, Янукович. Но, как говориться «иных уж нет, а те далече». 

Между тем, точка в одиозном списке не поставлена. Тем более, что претенденты можно сказать сами просятся занять место в «охотном» ряду.


Об авторе. Глеб Волков — кандидат политических наук. Являлся ведущим аналитиком таких организаций как Институт социально-политических исследований при администрации президента Белоруссии, Информационно-аналитический центр при АП РБ, НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при президенте Белоруссии. Автор сотен статей по международной тематике.