Президент Польши Анджей Дуда. Фото: Ebelchatow.pl.

Св. Анджей из дивизии СС «Галичина»?

Варшава несёт прямую ответственность за разгул неонацизма у восточных границ ЕС, считает политолог Владислав Гулевич

Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» перевёл на русский язык статью политолога, эксперта журнала МИД РФ «Международная жизнь» Владислава Гулевича о том, что Варшава несёт прямую ответственность за разгул неонацизма у восточных границ ЕС. Материал опубликовал на польском портале Konserwatyzm.pl.

Слова президента Анджея Дуды о его желании видеть Польшу среди стран «нормандской четвёрки», участвующей в переговорах по Украине, следует воспринимать как объявление курса на активизацию польской политики на украинском направлении. Казалось бы, Варшава и так достаточно активна в этом вопросе, но, на самом деле, её западные партнёры отвели ей довольно скромную роль завхоза-агитатора, поставляющего Киеву военное снаряжение, и агитирующего весь мир поддержать правительство Порошенко.

Негативные отзывы А. Дуды о политике бандеризации, которую проводит Порошенко, были сигналом, в первую очередь, Киеву: сбавьте накал антипольской составляющей в идеологии восхваления ОУН-УПА, и наше сотрудничество пойдёт легче.

Героизация ОУН-УПА имеет ещё антироссийскую составляющую, и А. Дуда вряд ли захочет довести минимизацию культа Бандеры и Шухевича до такой степени, при которой эта составляющая исчезнет совсем.

Иначе логичным выглядело бы сотрудничество Варшавы и Москвы на антифашистской платформе. Но, вместо этого, мы видим готовность Варшавы намеренно довести польско-российские отношения до полной истерии, в т.ч., в украинском вопросе. Как бы ни критиковала Варшава киевскую политику, но от её поддержки не отказывается.

Польша сделала нелепый исторический выбор – всегда и во всём оппонировать России. Вся польская геополитика вертится вокруг мыслей о вражде с Россией. Проходят столетия, сменяются эпохи, а польская геополитическая мысль живёт прошлым.

Все более – менее знаменитые геополитические доктрины, рождённые польской мыслью, направлены только на вражду с Россией – идеология польского прометеизма, доктрина Междуморья (Intermarum), доктрина ULB,  и т.п.

Можно понять появление этих идеологических конструкций в периоды конфликтных отношений между Польшей и Россией, но нельзя понять преклонения перед этими устаревшими идеями современных польских интеллектуалов. На это обратил внимание известный  борец с украинским национализмом, ксендз Тадеуш Исакович-Залесски, призывая Варшаву прекратить поддерживать Украину любой ценой: «Восточная политика…Третьей Речи Посполитой…опирается на доктрину Междуморья Юзефа Пилсудского, которой уже сто лет, и мифах Гедройца, которым уже сорок лет. С тех времён мир полностью изменился, а Центрально-Восточная Европа переворачивалась вверх ногами несколько раз. Но…сторонники этих неактуальных идей твердят, что надо исполнять каждую прихоть, родившуюся на берегах Днепра и Днестра, не получая ничего взамен».

Такая приверженность геополитической старине делает Польшу послушной игрушкой в руках любого западного политика, конфликтующего с Россией. Даже если этот конфликт напрямую не касается Польши, Польша сама делает всё, чтобы в этот конфликт вмешаться, и стать в нём действующим лицом.

Сразу же достаются из-под полы древние геополитические заготовки в виде доктрин Пилсудского или Гедройца, звучит риторика о порабощении Москвой не только окрестных государств, но и народов внутри самой России. Бесконфликтные отношения между Москвой и национальными окраинами списываются на воздействие коварной московской пропаганды, сумевшей очаровать сердца аборигенов, не понимающих своего счастья в жизни вне России.

И Польша всегда берётся разъяснить им это счастье. Согласно их логике, Хакасия –  это порабощённая Россией территория. А вот почему Кашубия  не является территорией, порабощенной Польшей, трезво объяснить они не смогут.   

Народный кашубский писатель XIX в. Фердинанд Цейнова говорил, что не каждый поляк – кашуб, но каждый кашуб – поляк, намекая на братские отношения кашубов с поляками (хотя эти отношения тоже не лишены некоторой конфликтности). Но фразу татарского народного поэта той же эпохи Габдуллы Тукая «Вот с этой русскою землёй сама судьба связала нас» сторонники польского прометеизма спишут на воздействие российской пропаганды.

К украинскому вопросу Варшава подходит с тем же лекалом. В изложении Варшавы у Украины не было, и не может быть ровных отношений с Москвой.  Чтобы навсегда поставить крест на украино-российском союзе. Польские власти взращивают на Украине те силы, которые на этот союз никогда не пойдут. И это – украинские радикал-националисты, которых порой сложно отличить от обыкновенных неонацистов.

Дело зашло так далеко, что из рук президента Бронислава Коморовского получили государственные награды такие одиозные личности, как руководитель Союза  украинцев в Польше (СУвП) Пётр Тыма. СУвП ведёт активную кампанию по героизации ОУН-УПА, не считает Волынскую резню геноцидом польского народа, Бандеру и Шухевича называет героями, и поддерживает идею беатификации митрополита Шептицкого, причастного к деятельности дивизии СС «Галичина».

Сейчас украинские националисты заговорили о беатификации отца Степана Бандеры, который был греко-католическим священником. Если Ватикан беатифицирует Шептицкого (Папа Римский его уже включил в список кандидатов к провозглашению блаженными), слепить «святую овечку» из националиста Андрея Бандеры будет легче.

Официальные польские лица могут сколько угодно проявлять свой патриотизм на траурных собраниях в память о поляках, убиенных карателями ОУН-УПА, но факт остаётся фактом: Варшава несёт прямую ответственность за разгул неонацизма у восточных границ ЕС. 

В украинском неонацизме Варшава узрела эффективное политико-идеологическое оружие против российского влияния. Поэтому члены украинских карательных батальонов проходят курс лечения в польских госпиталях, получают из Польши гуманитарную помощь, и иные формы поддержки. Даже если эта помощь оказывается не напрямую, а через Киев, ответственности с Варшавы это не снимает. Все прекрасно понимают, на поддержку каких формирований Порошенко направляет полученную помощь.

К сожалению, без внимания остались протесты польских «кресовян» (жители «восточных кресов»), потребовавших от польских властей выяснить, не попадутся ли среди украинских военных, которых обучают польские инструкторы в Львове, представители таких неонацистских батальонов, как ОУН, «Азов», «Айдар» и т.д.

Социально-политическая обстановка у границ Польши будет только ухудшаться. Сейчас на Западной Украине на руках  у населения оружия больше, чем было до поддержанного Польшей «евромайдана». Складывается, в очередной раз, ситуация, когда Польша, ослеплённая русофобией, сама себе создаёт проблемы.