Россия — гарант возрождения Ближнего Востока и Северной Африки

О российской доктрине для Ближнего Востока высказался публицист Максим Рева

На наших глазах резко меняется геополитическая обстановка в мире. Россия стремительно превращается в державу способную  гарантировать стабильность и безопасность мировых торговых путей в Евразии и стабильного развития стран Ближнего Востока и Северной Африки. При этом активность России на Ближнем Востоке может способствовать укреплению её экономической безопасности и принести в долгосрочной перспективе ощутимые экономические дивиденды.

Ещё до начало второго десятилетия этого века США были зависимы от поставок нефти из  региона Ближнего Востока. После ввода советских войск в Афганистан президент США Джими Картер, указывая Конгрессу на опасность появления советских войск в 300 милях от Индийского океана и их близость к Ормузскому проливу, заявил: «Пусть наша позиция будет абсолютно ясной: попытки каких-либо внешних сил получить контроль над регионом Персидского залива будут рассматриваться как посягательство на жизненно важные интересы Соединённых Штатов Америки, и такое нападение будет отражено любыми необходимыми средствами, в том числе военной силой». При этом США вели в этом регионе воистину иезуитскую политику, подогревая постоянно вспыхивающие военные конфликты. Однако в 21-м веке, после сланцевой революции, у Соединённых Штатов отпала необходимость присутствия в этом регионе.

Тем ни менее просто уйти, предоставив другим странам-конкурентам, и в первую очередь Китаю и России, усилить своё влияние в регионе США не могли. В результате, в Северной Африке и на Ближнем Востоке вспыхнула арабская весна, цель которой было уничтожение светских государств и создания на их месте исламского халифата, прообразом которого стало ИГИЛ. При этом, что бы никто не мог помешать развитию и расширению этого монстра, США стали играть в контртеррористическую операцию, результатом которой было только усиление и расширение ИГИЛ. При этом благодаря росту добычи сланцевой нефти  и манипуляцией на бирже нефтяными котировками, Соединённые Штаты сумели опустить цену на углеводороды до критических значений, и тем самым подорвали экономическую стабильность в регионе.

Россия, придя на Ближний Восток, попыталась создать как можно обширную коалицию из стран, находящихся в регионе. Однако категорически против России выступили традиционные союзники США: Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Катар и Кувейт. Эти же страны, члены ОПЕК (организация стран — экспортёров нефти), выступают за сокращение добычи нефти с целью стабилизации цен. В свою очередь против этих планов выступают союзники России в регионе Иран и Ирак. Россия также выступает против сокращения добычи нефти, поддерживая позицию, как своих ближневосточных партнёров, так  и южноамериканских и африканских членов ОПЕК: Венесуэлы, Эквадора, Алжира и Нигерии.

Географическое расположение партнёров и союзников России в регионе Персидского залива, а к уже названным странам надо добавит Египет, а также активное военное присутствие позволяют ей взять под контроль все основные морские узлы в регионе, а именно: Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский и Ормузский проливы. Это даёт России серьёзный козырь перед Саудовской Аравией, которая пытается сейчас контролировать ОПЕК, и делает Россию ключевым игроком на мировом рынке нефти.

Однако контроль над поставками нефти и влияние на решения ОПЕК, это только малая толика тех возможностей и выгод, которые открывают перед Россией её нарастающие политическое и военное влияние в регионе. В своей речи на 70-й ассамблее ООН, президент России Владимир Путин заявил: «Однако кардинально решить эту проблему можно только путём восстановления государственности там, где она была уничтожена, путём укрепления институтов власти там, где они ещё сохранились или воссоздаются, путём оказания всесторонней помощи — военной, экономической, материальной — попавшим в трудное положение странам и, конечно, тем людям, которые, несмотря на все испытания, не покидают родных мест». В тоже время, политические и военные гарантии сохранения государств, приведёт к новому толчку экономического развития региона.

Восстановления экономик стран Северной Африки и Ближнего Востока, затребует колоссальных инвестиций, которые могут предоставить с одно стороны Китай, заинтересованный в развитии доктрины «Великого шёлкового пути», с другой стороны Саудовская Аравия, которая накопила значительные запасы капитала, но которые из-за мирового кризиса в большинстве своём сейчас не приносят дохода. Россия также способна принять самое активное участие в экономическом развитии Ближнего Востока, тем более что у нас накоплен богатейший опыт по индустриализации этого региона. В свою очередь рост экономики увеличит потребления нефти и газа, что сократит предложение углеводородов на внешнем рынке и поможет поддержать цены на нефть.

Россия — единственная страна, которая может взять на себя роль гаранта политического и экономического возрождения Ближнего Востока и Северной Африки. И в отличие от США, России нет необходимости поддерживать в нём перманентное военное напряжение. По существу с операции в Сирии, Россия начала создавать новую, мирную доктрину для региона, который на протяжении всего периода после второй мировой войны являлся опасно нестабильным для всего мира. И при этом такая доктрина России принесёт ей ощутимые экономические дивиденды.