Балтика. Фото: Stern.de

Кто на самом деле «последний ночной горшок Балтики»

Интервью эксперта Общероссийского народного фронта

Руководитель калининградской региональной рабочей группы Общероссийского народного фронта «Общество и власть: прямой диалог» и по совместительству председатель межрегиональной экологической организации «Зелёный фронт» Олег Иванов в интервью «НьюсБалт» рассказал о том, как на западе России следят за чистотой Балтийского моря

— Уважаемый Олег, скажите, где находится самая грязная точка в российской части Балтики?

— Безусловно, это Приморская бухта, в которую заведён калининградский обводной канал (см. карту). Все неочищенные стоки, которые производит полумиллионный Калининград, так или иначе,попадают в эту бухту. Конечно, в настоящий момент их стало меньше, поскольку значительная часть стоков была перенаправлена на ряд очистных сооружений. Но тем не менее, с учётом того, что на протяжении долгих-долгих лет отходы скапливались в Приморской бухте, этот накопительный эффект играет и ещё сыграет свою негативную роль в экологии Балтийского моря.

— Что это отходы?

— Прежде всего, это хозяйственно-бытовые стоки от населения. Но есть и промышленные отходы, в том числе и от химического производства.

— Может быть, наивный вопрос, но насколько калининградские сточные воды влияют в целом на экологию Балтийского моря? Правда, что ли, что наше извините, дерьмо, доплывает до Швеции?

7981_1000

Самое грязное место — Приморская бухта. Фото: Zimmerbude.livejournal.com.

— Поверьте, доплывает. Балтика это не озеро, а море, где соответственно, есть течения. В общем, всё то, что производится в Южной Балтике, достаточно успешно доплывает берегам Швеции и Финляндии. И это доказано многолетними наблюдениями экологов всего Балтийского региона. Другое дело, что и наших соседей – Польши и стран Прибалтики – не всё в порядке со сточными водами в Балтику, несмотря на то, что Евросоюз их активно финансирует в части экологических программ и природоохранных мероприятий. Прежде всего, это касается Польши, которая вообще-то лидирует среди всех девяти стран, которые омывает Балтийское море.

— То есть обидную кличку, которую на Западе навешали на Калининградскую область – «последний ночной горшок Балтики» – правильней переадресовать Польше?

— По данным ХЕЛКОМ, Польша является крупнейшим загрязнителем среди стран, расположенных на побережье Балтийского моря.И это не какая-нибудь органика, а химические удобрения, применяемые в агросекторе. Не секрет, что Польша – страна аграрная, сельскохозяйственные угодья там составляют до 60% площади страны, при этом непосредственно в речном бассейне Балтики под сельхознужды задействовано до 99% земель. Так вот, польские фермеры используют при обработке почвы удобрения, содержащие фосфор и калий.А это смерть для естественной водной среды. Всемирный фонд дикой природы – WWF –последние пять лет даже присваивает награды польским фермерам, которые используют экологически чистые для Балтики удобрения.

— А в Калининградской области активно развивающееся сельское хозяйство уже начинает негативно влиять на экосистему на Балтику?

— К сожалению, да. Взять, к примеру, Славский район,на который приходится часть побережья Куршского залива. Агросектор в этом районе демонстрирует высокие показатели, однако бизнесмены, используя химические удобрения, больше думают, насколько я понимаю,о прибыли, нежели об экологии. И пока большая часть этих отходов оказывается в мелиоративной сети, в иных водоёмах, которые в конце концов поступают в сборный бассейн Балтики. И я считаю, что Минсельхозу Калининградской области нужно озаботиться не только увеличением темпов роста, но и вести работу с предприятиями, направленную на экологизацию производства. Должна быть здоровая пропаганда по внедрению технологий по утилизации птичьего помёта, свиного навоза. Эти практики известны и в России, и в Евросоюзе. Но есть ещё один важный момент, связанный с непродуманностью при строительстве очистных сооружений.

— Какой?

Эколог-общественник Олег Иванов.

Эколог-общественник Олег Иванов.

— Это проблема утилизации иловых осадков. Сейчас с этой бедой столкнулись практически все обслуживающие предприятия, как правило, это муниципальные водоканалы. Недавно меня пригласила прокуратура города Советска, где в адрес главы было внесено представление о несоответствии санитарным требованиям площадки по временному хранению этих осадков. Попросту в открытый грунт под Советском вывозятся концентрированные отходы. Кроме чисто органики, туда попадает много ещё чего, включая тяжёлые металлы.

— А как эту проблему решить?

— Её можно решить, если будет построен завод по утилизации иловых осадков. Сегодня обсуждается подобный проект по сжиганию мусора, но, на мой взгляд, дальновиднее подойти  комплексно и предусмотреть утилизацию как биологических отход, так и иловых осадков. В результате сжигания можно получать тепло и электрическую энергию,как это делают во многих странах Европы. В этом проекте заложен и ключ к энергобезопасности Калининградской области.

— А как обстоят дела с очистными сооружениями в Калининграде и его близлежащих районов?

— В целом, по нашим наблюдениям, за последние пять лет в этом направлении сделано достаточно много. Практически построен канализационный коллектор, который протянулся от границы Калининграда до Гурьевского района. По имеющей у меня информации, этот коллектор должен быть сдан до конца 2016 года. А с начала 2017 года «Водоканал» должен приступить к подключению абонентов. Непосредственно в Калининграде на новых, многострадальных очистных сооружениях сегодня идёт процесс пуско-наладки. Правда, с учётом того, что там в течение всего строительства менялись подрядчики, то мы ожидаем ряд проблем. Например, эксперты ОНФ во время выезда на калининградские очистные обратили внимание на трещины в бетонных конструкциях. Неизвестно, смогут ли они выдержать напор воды?

— Мне рассказывали какую-то анекдотическую историю об очистных сооружениях в Гурьевске…

— Да, там уже после окончания строительства пришлось монтировать дополнительные фильтры. По-русски сказать, это обычные металлические решётки. Представьте, всё вокруг автоматизировано, а в этой части мужики из решёток чуть ли не руками вытаскивают крупную грязь.

— А почему так случилось?

— Потому что проектировщик не не мог предположить, что в составе сточных вод будут крупные объекты – всякие тряпки, пакеты и прочее. Без этих решёток крупные отходы вывели бы из строя всю дорогостоящую систему.

— Проектировщик европейский что ли?

— Латвийская компания. И технология латвийская. Вот так вновь выручила русская смекалка.

— Почему муниципалитеты не используют отечественные технологии?

— Хороший вопрос. Мы в своё время ставили под сомнение целесообразность «европейского выбора» той или иной системы очистки сточных вод. В России существует масса соответствующих предприятий,которые, скажем так, очень хорошо знакомы с нашими реалиями и понимают состав сточных вод в России. Однако в Калининградской области отечественные производители были, по сути, проигнорированы, а на нескольких объектах были выбраны европейские производители.Наши федеральные эксперты ОНФ из группы «За честные закупки» даже поставили под сомнения конкурсы в этой части.

— Скажите, по вашей оценки, у власти, бизнеса, общества Калининградской области есть понимание, что все мы ответственны за чистоту Балтики?

Экологи из ОНФ за работой. Река Преголя, Калининград

Экологи ОНФ за работой. Река Преголя, Калининград

— К сожалению, пока превалирует потребительское отношение как со стороны бизнеса, так и со стороны общества. Из серии – после нас хоть потоп.Что же касается власти… Взять, например, муниципалитеты. На мой взгляд, на них возложили экологию как обязаловку: надо построить во что бы то не стало очистные и отчитаться. Но у ответственных чиновников зачастую нет понимания– зачем это надо? Они реально не видят проблему экологии в числе первоочередных. Например, в том же Славске коллектор давно проложен, но местные власти не спешат ввести его в эксплуатацию. Не форсируют события. В Калининграде, безусловно, такое понимание есть. Здесь рейдовые проверки поставлены на поток. Но Калининград – город большой, физически трудно за всем углядеть. В районах же людей поменьше, и можно было, по идее, сделать из муниципалитетов конфетки, но не хватает политической воли.

Беседовал Андрей Выползов