Как прошляпили эксклав

Об истоках геополитической проблемы Калининградской области

Мотаясь между Калининградом и Москвой по вопросам включения объектов культурного наследия Калининградской епархии в ФЦП «Культура России», и наблюдая в иллюминатор аэрофлотовского эйрбаса очертания моей второй малой родины, решил написать несколько заметок о некоторых вопросах социально-экономического положения Калининградской области. Итак, заметка первая: О том, как некие ответственные лица прошляпили коридор в Калининград, и где теперь искать выход из эксклавного лабиринта.

11 марта 1990 года Литва стала первой из советских республик, провозгласивших свою независимость от СССР, спровоцировав тем самым начало распада Советского Союза. В августе 1991 года Б.Н. Ельцин издал указ, в котором признавалась государственная независимость прибалтийских республик, а президент СССР призывался провести переговоры для урегулирования межгосударственных отношений между СССР и этими республиками. В конце августа с заявлением о готовности установить дипломатические отношения с балтийскими республиками выступило Европейское сообщество.

6 сентября 1991 года на заседании Госсовета СССР под председательством М.С. Горбачева была признана независимость Литвы. При этом Госсовет СССР не обладал никакими юридическими полномочиями на принятие таких решений, поскольку это был временный орган государственного управления, не предусмотренный Конституцией СССР и созданный 5 сентября 1991 года после провала ГКЧП.

Данное скоропалительное и противозаконное решение никак не учитывало будущее положение Калининградской области, а также судьбу переданных ранее СССР Литве территорий:

1. Город Вильно и Виленская область, переданные по Договору о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой от 10 октября 1939 года.

2. Свенцянский район и части территории бывших Видзовского, Годутишского, Островецкого, Вороновского, Радунского районов Белорусской ССР с курортом Друскининкай, отошедшие Литве в результате принятия Закона ВС СССР от 3 августа 1940 г «О принятии Литовской Советской Социалистической Республики в Союз Советских Социалистических Республик».

3. Клайпедский (Мемельский) край, приобретённый СССР по итогам Второй мировой войны и переданный в 1950 году Литовской ССР в лишь административное управление.
При выходе из СССР Литва юридически могла претендовать только на территории, переданные ей до вступления в СССР, тем более, что никаких документов, подтверждающих передачу ей Клайпедского края, не существовало, что признавал и бывший президент Литвы Бразаускас, подписавший пограничный договор 1997 года.

4. Сувалкский район, выкупленный СССР у Нацистской Германии (по некоторым сведениям) в 1941 году после раздела Польши.

С момента обретения независимости Литва стала планомерно вводить ограничения на перемещение грузов и граждан СССР, а затем РФ, по своей территории в Калининградскую область. После подписания Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года Калининградская область оказалась отрезана от России и территорией Республики Беларусь.

На начальном этапе формирования эксклавного положения региона у России существовали юридические инструменты, включая международные, для того чтобы исправить положение, но в 1997 году Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал договор о границе с Литвой и практически лишил Россию шансов на возврат этих территорий, или хотя бы на «торг» с Литвой и ЕС в вопросе обеспечения калининградского транзита путём формирования беспрепятственного транспортного коридора. Этим же договором Россия фактически «развязала руки» Литве в вопросах вступления в ЕС и НАТО, а также в вопросе обеспечения калининградского транзита.

Естественно, Литва ввела досмотры российских грузов и граждан на своей границе, а также различные сборы за её пересечение, что позволило ей зарабатывать на российском транзите. До ратификации этого договора Госдумой РФ Литва шла на уступки и разрешала гражданам РФ проезжать в Калининград и обратно на основании гражданского паспорта, но в начале 2000-х гг., в связи с намечаемым вхождением Литвы в Евросоюз, а затем — в Шенгенскую зону, статус транзитного наземного сообщения Калининграда с остальными территориями РФ стал вызывать определённые трения между руководством РФ и Евросоюза.

Давление на Россию осуществлялось со стороны ЕС, планировавшего своё расширение на Восток за счёт территорий прибалтийских республик. Долгое время в российских эшелонах власти шла борьба против ратификации этого договора, который усугублял существующее положение Калининградской области. Тогда еще сохранялась реальная возможность торга с ЕС по вопросу беспрепятственного российского транзита в Калининград.

В разгар этой борьбы президент РФ В.В.Путин назначил депутата Государственной Думы Д.О.Рогозина на должность специального представителя президента Российской Федерации по вопросам обеспечения жизнедеятельности Калининградской области в связи с расширением ЕС. Без ратификации Россией договора о границе с Литвой такое расширение было невозможно. У России была реальная возможность добиваться пересмотра условий договора, либо подписания нового соглашения, облегчающего транзит своих граждан и грузов через территорию Литвы.

Между тем миссия и действия Д.О.Рогозина носили более пропагандисткой характер и были призваны донести до населения видимость заботы руководства страны о будущем населения Калининградской области. Если до начала переговоров с ЕС, для того чтобы пересечь территорию Литовской Республики, жители России проходили несложную процедуру при наличии гражданского паспорта: паспортный контроль сначала на российской стороне, потом на литовской, то результатом работы Д.О. Рогозина стало появление режима упрощенного транзита, при котором каждый гражданин России, желающий пересечь территорию Литвы автотранспортом, обязан получить заграничный паспорт и обращаться в консульские службы Литовской Республики за получением специального разрешения.

При этом дополнительно россияне должны предъявлять и документы, подтверждающие наличие необходимости в совершении такой поездки. За выдачу УТД взимается сбор 5 евро. Существует также бесплатный упрощенный транзитный документ для поездки на поезде (FRTD), он выдаётся россиянам также при наличии загранпаспорта и билета на поезд, приобретённого не позднее, чем за 2 дня до поездки. В этом случае посещать консульские службы не требуется.

Но ни о каком сохранении конституционного права граждан России на свободное перемещение по территории своей страны и успехе миссии Д.О. Рогозина на самом деле речи быть не могло. Кроме УТД и FRTD Россия не получила ничего. Миссия Д.О. Рогозина широко освещалась в СМИ и выдавалась руководством страны за дипломатический прорыв России во взаимоотношении с ЕС.

Главным результатом этой миссии стала ратификация Госдумой РФ договора о границе с Литвой (21 мая 2003 года), которая получила право на вступление в ЕС и огромные территориальные приобретения за счёт России. ЕС же получил не только возможность принять в свой состав Литву, в которой референдум о вступлении в ЕС состоялся практически одновременно с ратификацией Россией договора о границе (10-11 мая 2003 года), но и возможность сбора информации о лицах, пересекающих границу. Д.Рогозин лично присутствовал на заседании Госдумы РФ по этому вопросу и убеждал депутатов ратифицировать договор, а затем публично заявил о снятии проблемы калининградского транзита.

Примечательно, что уже в марте 2003 года на пресс-конференции в Генконсульстве Литвы в Калининграде литовские дипломаты сообщили, что «из-за плохого перевода Брюссельского соглашения жителям Янтарного края нужно все-таки будет покупать визы для транзитного проезда через Литву в Россию», что сразу показало провал миссии спецпредставителя Президента.

Еще одним негативным последствием ратификации этого договора стало вступление 29 марта 2004 года Литвы в блок НАТО. Примечательно, что на всём протяжении периода ошибочных политических решений в отношении Калининградской области руководство региональной исполнительной и законодательной власти одобряло эти решения и фактически подыгрывало Литве и ЕС. Тогда, когда у России сохранялись реальные политические рычаги давления на ЕС и Литву, ни Рогозин, ни региональные власти не предприняли никаких шагов по отстаиванию государственных интересов РФ и созданию территориального коридора, появление которого сняло бы многие существующие проблемы социально-экономического развития региона. Сегодня Россия и Калининградская область несут колоссальные экономические потери из-за эксклавного положения.

Дмитрий Рогозин в Калининграде.

Дмитрий Рогозин в Калининграде. 2003 год.

Обращает на себя внимание поверхностность миссии Д.О.Рогозина, занятого исключительно проблемами передвижения граждан России через территорию Литвы, но при этом полностью упустившего (преднамеренно, или непреднамеренно) другие важные последствия расширения ЕС, заключавшиеся в значительном усложнении порядка перемещения российских грузов и товаров между Калининградской областью и Россией.

Эти негативные последствия не заставили себя долго ждать. После вступления в ЕС Литва постоянно в одностороннем порядке усложняла порядок перемещения грузов по своей территории и повышала цены на российский транзит в Калининградскую область, а также заявляла о возможном частичном перекрытии «крана» транзитного газотрубопровода, который является главным источником энергоносителей в жизнеобеспечении населения области. Российский транзит достаточно зависим от внутриполитической ситуации в Литовской Республике. К примеру, поддерживая санкции Запада в отношении России, литовские депутаты в августе 2014 года на заседании комитета по вопросам села всерьёз обсуждали, как наказать россиян за «плохое поведение» на Украине, и принимать ли решение о «продовольственной блокаде» Калининградской области путем резкого сокращения транзита через Литву продовольственных товаров из России.

При этом российский транзит является важнейшей составляющей госбюджета Литвы. По некоторым подсчётам, в начале 2000-х годов доходы Литвы только от российского транзита составляли свыше 700 млн.долларов в год, а к 2012 году общий доход от российско-белорусского транзита достиг 2 млрд. евро, что соответствует 30% от доходной части литовского бюджета.

Если Литва ведёт открытую антироссийскую политику и является проводником планов США по созданию «буферной зоны» между ЕС и Россией, то Республика Беларусь до последнего времени развивалась в тесном сотрудничестве с Россией, что в какой-то мере «приближало» Калининград и позволяло не рассматривать всерьёз трудности транзита российских грузов по территории этой республики. Между тем такие трудности время от времени появлялись и были вызваны осложнением российско-белорусских отношений. Руководство Республики Беларусь неоднократно использовало вопрос уязвимого положения Калининграда при переговорах с Россией по различным вопросам.

Учитывая ускорившиеся в последнее время в РБ процессы дерусификации, а также планы и действия ЕС и США по дестабилизации ситуации в РБ по аналогии с революцией на Украине 2013-2014гг., существует реальная опасность дальнейшего ухудшения и полного прекращения транзита грузов по суше в Калининград на неопределённое время. Не стоит сбрасывать со счетов и подготовку правящими кругами США распада России, поэтому вопросы обеспечения транспортной и энергетической безопасности российского эксклава стоят сегодня также остро, как и в начале 90-х годов.

Таким образом, в результате распада СССР и целого ряда внешнеполитических ошибок был нанесён значительный территориальный и политический ущерб Российской Федерации, а Калининградская область оказалась российским эксклавом внутри территории Европейского союза и военного блока НАТО со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, выражающимися в первую очередь в сложностях с передвижением граждан и перемещением грузов, нарушением экономических связей калининградских предприятий, осуществляющих торгово-экономическую деятельность с партнёрами на территории России, а во вторую очередь проблемами функционирования расположенной в области российской военной группировки.

Русское население Калининградской области, составляющее подавляющее большинство жителей региона, с момента распада СССР и образования независимых государств Литвы и Белоруссии оказалось территориально оторвано от остальной части России, духовные связи с Отечеством ослабли, особенно большое влияние это стало оказывать на молодёжь.

Утратив политические возможности для создания беспрепятственного транспортного коридора в Калининградскую область, Россия за 25 лет ничего не предприняла для исправления ситуации. Наличие лишь одного транспортного маршрута из России в регион по территории Литвы диктует необходимость построения альтернативного транспортного маршрута по территории Польши, который бы предусматривал перераспределение значительной части денег российского транзита в пользу Польши.

Варминьско-Мазурское воеводство Республики Польша, прилегающее к территории Калининградской области, не отличается высоким уровнем экономического развития, занимая 12 место из 16 по размеру ВРП на душу населения и остро нуждается в притоке инвестиций, поэтому строительство автомобильного и железнодорожного транспортных маршрутов, вместе с энергетическим мостом в Калининград, подразумевающее приток в польскую экономику не менее 1 млрд.евро в год только от транзита (без учёта туризма), выгодно Польше и могло бы улучшить экономическое положение её северо-восточных территорий и существенно укрепить устойчивость положения российского эксклава, оказать влияние на стоимость тарифов, а также на развитие форм упрощенного пересечения границы Россия-ЕС. Реализация такого проекта способствовала бы улучшению российско-польских отношений.

Стоит также учитывать крайнюю незаинтересованность Польши в изменении статуса российского эксклава, проявленную в 1992 году из-за действий руководства области, и основывающуюся на опасениях польского руководства в связи с возможной утратой в этом случае южной части бывшей Восточной Пруссии и других территорий, полученных в результате итогов Второй мировой войны.

Продолжение следует

Источник — Starover.livejournal.com