Серебряный талер с портретом польского короля Стефана Батория - угнетателя Белой Руси.

«Все шесть веков белорусский народ вёл освободительную войну»

Публицист Анатолий Шлыков об историческом воссоединении великорусского и белорусского народов

В 2017 году исполнилось 222 года с той поры, когда русский народ в 1795 году полностью завершил освобождение белорусов от польского владычества. Но сейчас белорусская оппозиция пытается доказать, что Россия не освободила Белую Русь, а захватила. В ответ на это утверждение мы зададим нашим “свядомым историкам” только один вопрос: “Для чего и против кого в 1436 году в Великом княжестве Литовском была введена инквизиция?”

Но можно ли добиться от них правильного ответа, если готовы они говорить всякий вздор с единственной целью – выпросить у своих западных хозяев очередную порцию грантов для своих якобы научных и политических исследований?

Поэтому на этот вопрос мы ответим сами: “Огнём и мечом перевоспитывали правители ВКЛ и Речи Посполитой наших предков, исповедующих православную веру. В чужом государстве жили белорусы, и чужими правителями были для них литовские князья и польские короли”.

“В 1751 году Римский папа издаёт особую буллу для католиков в Польше и Литве, в которой объявляет, что прощает католикам грехи на сто лет вперёд за их преданность папе. Папская булла произвела на поляков своё действие, они ещё более “распоясались”. Обезумев от фанатизма, они тиранили бедных православных белорусов и, ложно думая, что служат Богу, ещё с большим ожесточением загоняли их в унию”.
(Архиепископ Димитрий. Витебская епархия: история и современность. Минск, 2011. С. 91)

Спустя несколько десятилетий после издания этой злополучной буллы происходит сговор между папой Римским Урбаном VIII, польским королём Сигизмундом III и литовским канцлером Сапегой с целью искоренить православную веру на Белой Руси. При этом понимают они, что для того, чтобы добиться этой цели, необходимо истребить самих православных христиан. Но также решительно были настроены и предки белорусов. Так, в 1620 году на проходившем в Варшаве сейме послами от Белой Руси были затребованы от Польши свобода православной веры и восстановление иерархии.

Польский король, узнав об этом, в гневе изрёк: “Я скорее лишусь короны, чем дам вам иерархию”. В ответ на это жители Витебска заявили о своей приверженности православию. Решение это было столь единодушно, что в Витебске оставалось всего несколько униатов. Витебский воевода, видя такое возмущение против королевской власти, собрал в ратуше суд над мятежниками. Но жители Витебска отказались принимать униатство и “с воплем и угрозами бросили свои шапки в кучу перед ратушей в знак непослушания, а вслед за этим совершили и явное восстание”.

В 1648 году Богдан Хмельницкий поднимает казаков Запорожья на восстание против польского засилья. К ним присоединяются жители белорусских городов Бобруйска, Пинска, Мозыря и Речицы.

“Жители этих городов, соединяясь с казаками, положили – оружием добиться свободы вере Православной. По приказу польского короля против восставших городов двинулся гетман коронный – Радзивилл. В Бобруйске казаки, видя невозможность устоять против гетмана, все сами себя сожгли. Пинск также разорён до основания, и все жители перебиты, потому что никто не хотел сдаваться живым. Та же участь постигла и Мозырь; и в Мозыре все жители легли костьми, а город разорён до основания. Покончив дело с Мозырем, Радзивилл двинулся к Речице, но здесь уже подоспел атаман Хмельницкого Гладкий, который разбил гетмана на голову и загнал в Слуцк”.
(Воспоминание о древнем православии Западной Руси. Москва, 1867)

И это была война на истребление. Теперь вдумайтесь: растерзана, обескровлена, превращена в пепелища, разделена между язычниками и иноверцами, но, несмотря на все испытания, нашла в себе силы Белая Русь возродиться заново и через 560 лет воссоединиться со своими братьями-россиянами.

Что это за сила такая, которая без малого на протяжении шести веков поддерживала стремление и желание нашего народа стать свободным? Это, конечно, православная вера. Надо обратить внимание на то, как часто вспыхивали восстания в Белой Руси против ненавистного религиозного гнёта. Это 1385, 1432, 1435, 1481, 1492, 1494, 1499, 1508, 1594, 1599, 1601, 1618, 1621, 1623, 1627, 1633, 1646, 1648, 1649, 1650, 1651, 1652, 1653 годы.

И после каждого восстания были тысячи и тысячи казнённых. Но признай православные христиане папу Римского своим главой – и не было бы никаких казней. Нет, не могли пойти на такое предательство предки белорусов, ибо это иудин грех. И поэтому не жалели они свои жизни, и лилась кровь мучеников.

Есть одна известная истина: ни одно государство, у которого нет единства внутри, не устоит перед противником. У Польши этого единства не было. Попытка насильственного обращения в унию православных христиан Белой Руси не усилила, а наоборот, ослабило Польское государство. Стремление поляков привить белорусам чуждые для них культуру и веру заранее были обречены на провал. У наших предков были своя культура, своя вера и главное – русская душа.

Не понимали поляки, что вера для белорусов была дороже их собственных жизней. Начинать войну с народом Белой Руси было безумием как для литовских князей, так и для польских королей. Сначала Великое княжество Литовское потеряло свою государственность, а вслед за ней и Речь Посполитая.

Самое интересное, что польский король Баторий был не глуп и говорил: “Ничто не причиняет так скоро ослабления и падения государства, как насилие и преследование веры”. Но тем не менее это понимание не помешало ему после захвата в 1579 году Полоцка отобрать у православных христиан все монастыри и храмы и отдать их иезуитам. Это была роковая ошибка короля Батория. Народ Белой Руси разрушил Речь Посполитую изнутри, а после этого разве могло такое государство противостоять натиску извне? И поэтому были неизбежны все три раздела Польши. Как следствие, в 1795 году происходит окончательное воссоединение великорусского и белорусского народов.

Сейчас белорусская оппозиция пытается доказать, что народ Белой Руси был против этого объединения. Но это не так. Ещё в 1772 году, после первого раздела Речи Посполитой и освобождения Витебска, та часть нашего народа, которая осталась во власти польского правительства, в своём прошении на имя российской императрицы Екатерины Великой высказывала следующую сокровенную мысль: “Когда же и для нас взойдёт солнце, когда и мы будем присоединены к единоверной России, избавимся от ига Польского! ”

Иначе и быть не могло. Белорусы прекрасно понимали, что их враг – не Россия, а польский пан и латинский иезуитизм. Белорусы с радостью сбросили с себя ненавистное ярмо литовско-польских угнетателей. И вынуждены были католические миссионеры в сердцах произносить: “Грубый и окаменелый в схизме народ”.

Такое высказывание врагов в свой адрес белорусы воспринимали как похвалу, потому что выражение «в схизме» по смыслу тех лет означало «в православии». И кто после этого посмеет заявить, что российское государство захватило Белую Русь?

Сейчас мы часто задаём себе вопрос: как воспитать, как привить чувство патриотизма молодому поколению? Мы понимаем, что будущее нашего государства будет зависеть от наших детей, и не будь у них этого чувства, значит, не будет у нас уверенности, что не продадут и не предадут они Белоруссию, которую мы оставим им в наследство. Да, в школе им преподают историю. Но почему они не знают про подвиг православных христиан, благодаря которому мы, белорусы, не растворились среди поляков и литовцев, а многому ещё сами их научили? Именно этот подвиг должен стать примером для белорусов. Но вместо этого нам предлагают вести отсчёт своей истории от литовского канцлера Сапеги и коронных гетманов Радзивиллов.

Сейчас мы спрашиваем у белорусских идеологов и историков, почему они сделали этих палачей национальными героями? Почему учат наших детей в школах, что для белорусов это было время наибольшего расцвета?

А ведь есть в нашей стране такие города, как Могилёв, Пинск, Бобруйск, Мозырь, Речица, Витебск и много других, жители которых костьми легли, защищая наше с вами будущее, пускай даже и много веков назад. Не соверши они тогда свой подвиг, не было бы и подвига белорусских партизан в 1941-1944 годах. Мы, православные христиане, заявляем, что все шесть веков белорусский народ вёл освободительную войну, и мы не хотим, чтобы эта война осталась неизвестной. Мы должны рассказать своим детям о подвиге наших предков и на их примере воспитать подрастающее поколение патриотами нашего Отечества.

Мы считаем, что связь многих поколений белорусов должна быть неразрывной, и только тогда мы избежим ошибок прошлого и сумеем сохранить свою независимость. Сейчас мы видим, что какая-то часть нашего общества начинает забывать, что проливали россияне свою кровь за нас, белорусов. Никто не требует за это падать к ним в ноги, но помнить, кто нас освободил после шести веков неволи, мы обязаны.

В то далёкое время через такие же испытания прошла и Россия. Когда мы смотрим на памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, мы видим, что Россия благодарна своим героям. Но почему нет такой благодарности к своим героическим предкам у нас? Мы, белорусы, должны отразить в камне, бронзе стремление наших предков быть свободными, должны показать, что это стало возможным только в союзе с нашими братьями-россиянами.

Именно такой памятник мы должны воздвигнуть в Белоруссии. И белорусы, сражавшиеся за свою свободу шесть веков, и россияне, пришедшие им на помощь, достойны величественного памятника. Сбор средств на него мы уже начали! И тогда на протяжении веков и тысячелетий наши потомки будут нести к нему цветы.

Источник«Телескоп»