Жители Даугавпилса в «Бессмертном полку» 9 мая.
Жители Даугавпилса в «Бессмертном полку» 9 мая.

Зачем в Латвии бесчестят «Бессмертный полк»

Валерий Ощенков из правления «Русской общины Латвии» высказался о тех «соотечественниках», для которых 9 Мая лишь возможность пролезть во власть

На днях на одном из сайтов Даугавпилса, обслуживающем интересы партии Нила Ушакова «Согласие», я увидел призыв бывшего депутата Сейма Марьяны Ивановой-Евсеевой горожанам идти на акцию «Бессмертный полк». Сама идея «Бессмертного полка» прекрасна и благородна – кому об этом не знать, как не мне, в своё время затратившему много сил на восстановление в Даугавпилсе действующего Вечного огня? Однако неприятие возникает, когда на святом деле пытаются рекламировать себя циничные персонажи, для которых День Победы – не более чем лишний повод напомнить о себе в преддверие выборов в городское самоуправление.

Здесь необходимо напомнить о событиях, имевших место несколько лет назад – и которые, как кое-кто надеется, успели подзабыться. 20 июня 2013 года Сейм в окончательном чтении утвердил поправки, предусматривающие запрет на использование советской и нацистской символики во время публичных мероприятий. За его утверждение голосовали, в подавляющем большинстве, депутаты от националистических партий. Парламентарии, избранные от якобы «прорусского» «Согласия», по обыкновению смалодушничали и предпочли вообще отказаться от выражения какого-либо мнения по этому вопросу – за одним-единственным исключением. Этим исключением и стала Марьяна Иванова-Евсеева, избранная от Даугавпилса.

Мемориал советским воинам в Даугавпилсе.

Мемориал советским воинам в Даугавпилсе.

Ирония судьбы заключается в том, что «согласистка» Иванова-Евсеева в своё время попала в парламент в том числе и благодаря саморекламе на празднике Победы, игре на чувствах русских избирателей по отношению к дате 9 Мая. В частности, в 2011 году Иванова-Евсеева с пафосом объявила о создании на День Победы символической «Стены памяти». Сама Марьяна с георгиевской ленточкой на груди позировала на фоне «Стены памяти», рассказывая людям о своей благодарности ветеранам и непреходящем значении дня 9 Мая. Подобные же мероприятия руководимая ею общественная организация «Пятый элемент» потом провела ещё несколько раз и в следующие годы. Горожане это запомнили и поддержали Марьяну на выборах – как же, она ведь чтит дату 9 Мая!

Но вот наступил 2013-й, Марьяна уже в Сейме, а парламент приступил к рассмотрению инициативы, предусматривающей «запрет советской и нацистской символики на публичных мероприятиях». Г-жа Иванова-Евсеева и здесь не потеряла возможности лишний раз напомнить о себе за счёт дорогих для сотен тысяч людей символов. Она жаловалась в прессе Даугавпилса, что, дескать, сложившаяся ситуация очень её тревожит. Цитирую:

«Мероприятия, посвящённые празднику 9 Мая, которые традиционно проходят в парке Дубровина в Даугавпилсе, могут оказаться под угрозой. Сейчас непонятно, кто и как будет интерпретировать запрет, что в понимании полиции будет запрещенной атрибутикой, и на какие меры могут пойти стражи порядка».

Более того, Иванова-Евсеева выразила намерение «пойти на риск»: 9 мая, как обычно, приколоть на грудь георгиевскую ленту и пополнить «Стену памяти» новыми фотографиями. Её заявления нашли полную поддержку у русскоязычного избирателя, обеспокоенного подготовкой правящими нового этапа наступления на наши ценности.

Казалось бы, после таких слов Марьяна грудью встанет на защиту советских символов. Но на деле обещание депутата оказалось мыльным пузырем. Когда пришёл день окончательного голосования по советской символике, она не воздержалась даже, как её сопартийцы – она проголосовала «за» запрет! Это неприятно поразило многих.

Принятый тогда закон предусматривает, что во время проведения публичных мероприятий запрещается использовать, в том числе и в стилизованном виде, флаги, гербы, гимны республик бывшего СССР, а также серп и молот с пятиконечной звездой. Другими словами, Иванова-Евсеева продемонстрировала двоедушие: когда было выгодно, воспевала подвиги ветеранов, а потом поспособствовала запрету символики, под которой они проливали кровь, спасая народы от гитлеровской машины.

Естественно, при встречах с избирателями, Иванова-Евсеева говорила не только о Дне Победы, о ветеранах и их символах. Она вообще пообещала народу воз и ещё маленькую тележку. Люди поверили, проголосовали, обеспечили ей тёплое место в парламенте. А она? Всего через год после очередных выборов, когда до окончания срока её полномочий оставалось еще три года, Марьяна объявила, что …уходит.

Нашлось ещё более тёплое местечко исполнительного директора в крупной и богатой компании OlainFarm — а посему не осталось никакой необходимости изображать работу на благо народа. Правда, Марьяна не была бы сама собой, если бы и тут упустила случай полицемерить: мол, душа болит из-за того, что «очень важные и нужные, грамотно разработанные и всесторонне обоснованные законопроекты и предложения отвергаются, даже не будучи рассмотренными по существу — только потому, что их предложили депутаты из оппозиции». В общем, умыла руки.

Однако, в дальнейшем что-то пошло не так. Не знаю, что именно там у них случилось, но в OlainFarm Марьяна больше не работает. И вдруг такое знаменательное совпадение: на носу муниципальные выборы и г-жа Иванова-Евсеева вновь «всплывает» в родном Даугавпилсе. Да ещё со столь громкой инициативой: зовёт горожан на «Бессмертный полк». 9 мая у нас в городе самый популярный праздник, всенародный – его отмечают воистину и стар и млад. Так что, ход Марьяна предприняла удачный – напомнить о себе ей удалось. Но меня вот что изумляет. В Даугавпилсе Марьяна известна, как ловкий политтехнолог, неглупый пиарщик. Собственно, благодаря этим своим умениям она в Сейм и прорвалась. Как к ней ни относись, но мозги у неё есть. Неужели она всерьёз понадеялась, что люди забыли то её голосование, оказавшееся плевком в душу нашим ветеранам?

Вместе с моим другом Юрой Зайцевым мы давно уже сотрудничаем с Даугавпилсским обществом борцов антигитлеровской коалиции (ДОБАК), помогаем им, чем можем. И я отлично помню, каким ударом для этих почтенных старцев, святых для меня людей, стал поступок Марьяны, которой они до того доверяли. Иванова-Евсеева так любила публично распространяться о своём уважении к фронтовикам и вдруг…

Фотофакт: Иванова-Евсеева "рулит" "Бессмертным полком".

Фотофакт: Иванова-Евсеева «рулит» «Бессмертным полком» в Даугавпилсе.

Ведь что такое запрет советской символики? Это всё равно, что убрать со Знамени Победы звезду, серп и молот. На том же «Бессмертном полку» люди несут фотографии своих отцов, дедов и прадедов, на наградах которых обильно присутствует та самая, ныне запретная в Латвии «советская символика». А теперь человек, напрямую приложивший руку к запрету ветеранских символов, собирается проводить «Бессмертный полк»?! Это какой-то цирк абсурда!

Не буду скрывать, сама Иванова-Евсеева тогда, в 2013-м, говорила, что ненамеренно «совершила ошибку» при голосовании. По её словам, она намеревалась «воздержаться», а не голосовать в поддержку законопроекта. Однако, для депутатов «Согласия» подобная «отмазка» является стандартной. Несколько лет назад парламентарии от этой партии, проголосовав за увеличение языковых штрафов, оправдывались точно также – «проголосовали по ошибке».

Или взять г-на Элксниньша, которого «Согласие» хочет посадить в мэры Даугавпилса. Сейчас он громогласно говорит о национальном равноправии, пытается выставить себя защитником русского языка. А вот в 2013-м депутат Элксниньш в беседе с журналом Playboy (интересное издание он избрал для бесед, не правда ли?) выражал радость, что партия «Согласие» (тогда – «Центр согласия») становится всё более латышской. «Теперь ЦС становится более компетентным, профессиональным и латышским. Как латыш, я тоже принял это решение (о вступлении. – Авт.) после размышлений… ЦС меняется, вы это заметите. Чем более латышским он станет, тем меньше в парламенте будет людей, которым по разным причинам не следует там быть», — разглагольствовал депутат. Нет, вы понимаете? Элксниньш вскрылся, как обычный этнократ, вступивший в условно «русскую» партию из соображений корысти.

Ну а вот, что называется, самая «мякотка». Отвечая на вопрос, является ли «Согласие» «партией морали», Элксниньш сказал: «Думаю, здесь мне не надо лицемерить. Ни одна политическая партия не создаётся, исходя из моральных принципов. Мораль может быть в дружеских отношениях. В политических отношениях морали нет… Политика, по своей сути, аморальна. Во многих ситуациях политикам надо принимать решение, исходя из результата, а не моральных критериев. В основе политики — способность стоять выше своих принципов».

Я уже нередко спрашивал у знакомых даугавпилчан: готовы ли вы голосовать за человека, не признающего морали в политике? За деятеля, открыто признающегося в своем цинизме? К слову, ранее Элксниньш высказывал надежду и на то, что «согласистам» удастся договориться с «нациками» из VL-ТБ/ДННЛ. Стоит ли удивляться, что и другие его однопартийцы, та же Иванова-Евсеева, проявляют такую же беспринципность?

Особо хочу подчеркнуть, что Марьяна в последнее время о себе не напоминала, а теперь, когда до выборов осталось совсем немного, вдруг решила «осчастливить» даугавпилчан. Ныне в даугавпилсском предвыборном списке «Согласия» она идёт третьим номером. Лично мне это неприятно. День Победы, память о погибших, забота о ещё живых ветеранах всегда ассоциировались у меня с самыми светлыми, возвышенными чувствами, играть на которых нельзя. И я всегда искренне старался внести свой вклад. В своё время мы с Юрием Зайцевым, ныне являющимся депутатом Думы Даугавпилса от партии «Русский Союз Латвии», создали организацию «Восстановим Вечный огонь» — и добились этого. И я не хочу, чтобы те, для кого 9 Мая лишь возможность пропиариться, пролезли во власть.

Конечно, «Бессмертный полк» — это сетевая акция, лицензий на её проведение не выдаётся. Но хотелось бы, чтобы даугавпилчане сумели отличить хитрых деляг от людей искренних.

Читайте по темеЛицемерие и двоедушие «прорусского» депутата Латвии