Военщина под натовским флагом у границ Калининградской области. Фото: Mon.gov.pl.

НАТО вокруг Калининграда — «готовит инфраструктуру для приёма 300-тысячной группировки»

Интервью военного эксперта Виктора Мураховского информационно-аналитическому порталу «НьюсБалт»

Известный военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский недавно побывал в Калининградской области в рамках общероссийского форума по интеллектуальной собственности, где пообщался с корреспондентом «НьюсБалт». Полковник запаса Мураховский не чужой для российского эксклава человек. В 70-е годы он служил в Калининградской области на офицерских должностях в 11-й гвардейской армии Прибалтийского военного округа. Тема беседа – военная обстановка вокруг Калининградской области.

— Виктор Иванович, для чего НАТО окружило Калининградскую область?

— Я политики вообще не буду касаться. Чисто военный аспект. Если объективно смотреть на вещи, то развёрнутая в странах Прибалтики группировка войска НАТО – только тактического уровня. Она не имеет никаких наступательных возможностей. В принципе не может выполнять наступательные ударные задачи. Да, в Литве, Латвии и Эстонии есть по усиленной батальонной тактической группе плюс на аэродромах в Эстонии и Литве примерно по звену истребителей. Но это весь контингент.

— А в Польше? Там, вроде как, посерьёзней силы.

— Согласен, у Польше есть достаточно серьёзные свои наступательные возможности. Плюс штаб бронетанковой бригады США. Но опять же этот военно-политический жест, скорее, символический, поскольку собственно сами боевые батальонные бригады размазаны по разным странам с ротацией по месту дислокации и составу. Что же касается развёртывания в Польше наземного элемента системы ПРО США, то скажу откровенно, что эта система не способна противостоять российским ударным средствам, таким как «Искандер-М». Не говоря уже о стратегических средствах.

Собственно реальные возможности противоракетных систем США были продемонстрированы на примере развития конфликта вокруг Северной Кореи, когда испытательные пуски северокорейских баллистических ракет межконтинентальной дальности проходили над территорией японского острова Хоккайдо, где были развёрнуты противоракетные системы THAAD и PAC-3, но ничего они сделать не смогли. Или смотрим на примере Саудовской Аравии, где хуситам периодически удаётся древними ракетами (я имею в виду разработки еще 60-х годов прошлого столетия ракет Р-17, копии, естественно, иранские) попадать по военным базам Саудовской Аравии с гибелью десятков военнослужащих, в том числе генералов.

Военный эксперт Виктор Мураховский. Фото с личной страницы в «Фейсбуке».

— Получается, беспокоиться калининградцам не о чем?

— Беспокойство есть от присутствия НАТО в Прибалтике и Польше. Это постепенная оперативная подготовка театра военных действий.

— Что это значит?

— Это значит заблаговременное создание узлов и линий связи, пунктов постоянной дислокации и мест развёртывания штабов соединений и частей, железнодорожных путей, мостов, дорог, портов, аэродромов — в расчёте на приём значительного воинского контингента, перебрасываемого из других стран по воздуху и морем. Ключевой путь, конечно же, морской: это, прежде всего, переброска тяжёлой техники.

— На какое количество военных, по вашим оценкам, рассчитана эта подготовка?

— По моей оценке, в целом НАТО готовит инфраструктуру для приёма 300-тысячной группировки.

— Это много в масштабах континента?

— Это много. Это уже масштаб фронта в российской терминологии. Это уже серьёзная группировка с наступательными возможностями. Но подготовка не означает, что есть вот такая готовая группировка, которую можно в короткий срок собрать и транспортировать к западным границам России.

— Такого количества военных нет в странах ЕС и США?

— Да. Ничего подобного нет.

— Тогда зачем расходуются внушительные средства? Может быть, мы чего-то не знаем? Историческая параллель напрашивается…

— Какая?

— С сорок первым годом.

— Я думаю, что параллель здесь некорректная. Во-первых, тогда в достаточно короткие сроки была создана наступательная группировка немецко-фашистских войск. Всего порядка полугода. В стратегическом масштабе это быстро. Тогда было понятно, откуда придёт массив войск – завершилась кампания во Франции, Югославии. Сегодня такой готовой группировки НАТО, которую можно взять и перебросить, нет в принципе. Теоретически, конечно, возможно, создание такой группировки, но для этого должна быть существенная эскалация военно-политической напряженности между Россией и Западом.

— Вы имеет в виду мобилизацию населения?

— Скорее, дополнительное укомплектование уже существующих костяков вооруженных структур – в США, например, это Национальная гвардия. Надо примерно столько же людей, что есть сейчас. Потом есть такое понятие в армии США как резерв первой очереди. Тоже доукомплектовываются численностью до 100 тысяч человек. То же самое в Европе. Например, в Германии развёрнуто только две боеготовых бригады, это менее 10 тыс. человек. А остальное – всё кусочками. Там батальон, здесь батальон. Еврокорпус где-то там ещё. Я просто напомню, в годы Холодной войны, когда я в Германии служил, только в бундесвере было 12 развёрнутых дивизий, из них шесть танковых. То есть это небо и земля.

— Скажите, а мощь Балтфлота сегодня оптимальная? Учитывая возможный региональный конфликт…

— Всё определяется задачами, которые поставлены флоту. Например, сегодня Балтфлоту не ставится задача, как в годы Холодной войны, обеспечить захват зоны балтийских проливов. Сейчас – задачи оборонительного плана, и группировку для выполнения таких задач в Калининградской области считаю оптимальной. НАТО, сколько хочет, может изобретать разные «сувалкские коридоры» и «захват Россией Прибалтики», реально такие задачи не ставятся, и планов даже таких нет. Что же касается Балтийского флота, нужно, конечно, обновление корабельного состава. Ведь основная масса кораблей советской постройки.

— Но сегодня завод «Янтарь» строит корабли…

— Согласен, работа в целом движется в правильном направлении. Для Балтфлота сегодня не так актуально наличие мощных подводных сил и, на мой взгляд, не требуется прежнего количества десантных кораблей. Но нужны корабли материально-технического обеспечения, минно-тральные. Проблемы с ними были и во времена Советского Союза. Корабли комплексного снабжения сейчас также начали активно строить, но получают их, в основном, другие флота.

— Спасибо за беседу и мирного неба нам всем над головой.