Матеуш Пискорский.

«Вышел стальной человек»

Журналист Андрей Выползов об освобождении польского соратника Матеуша Пискорского

Сегодня на свободу вышел мой польский соратник и единомышленник Матеуш Пискорский. В застенках парень провёл три года, будучи обвинённым в шпионаже в пользу сразу трёх стран – России, Китая и Ирана.

Понятно, что сегодняшняя свобода для Пискорского – явление временное, поскольку суд выпустил его под залог до вынесения вердикта. И может так статься, что Матеуш проведёт на воле лишь свой день рождения, которое наступит через два дня, а затем будет репрессивное решение суда и – снова за решётку.

Но уже ясно одно: граждан, обвиняемых в шпионаже – а это одна из самых тяжких статей Уголовного кодекса в любой стране – под залог не выпускают. Это, как минимум, глупо с точки зрения государственной безопасности. Представьте, если бы, скажем, полковника ГРУ предателя Скрипаля, осужденного в 2006 году в России за государственную измену, выпустили до вердикта под залог. Это стало бы не только несказанным счастьем для шпиона (есть возможность уничтожить неуничтоженные улики, связаться с «центром» и прочее), но и признаком разложения власти. Нет, Скрипаль, как положено, был осуждён, а спустя несколько лет его обменяли на наших задержанных в США разведчиков.

Таким образом, если «шпиона» Матеуша Пискорского выпустили на свободу, то это говорит лишь о том, что он не шпион – ни русский, ни китайский, ни иранский (в версию о том, что органы госбезопасности Польши коррумпированы, преданы своими и вообще изъедены в труху так, что не контролируют ими же расследуемое дело, я не верю).

Матеуш, ты на три года выпал из человеческого пространства, ведь в камере нет интернета. Многое ли изменилось за это время в мире и Польше? Из хороших новостей: пока ты сидел, наконец-то, достроили калининградский аэропорт «Храброво» (помнишь, на протяжении нескольких лет ты прилетал к нам и всё удивлялся «рейхстагу»?). Но самое главное, у тебя родился сын, которого, уверен, ты хочешь увидеть самым первым. Но реалии пока не позволяют этого сделать.

А что позволяют? Выбраться в лес, погулять на природе. Мой коллега Сергей Шиптенко, такой же политический узник, как ты, только из Белоруссии, проведя за решёткой год, на мой вопрос о том, что после тюрьмы хочется сделать в первую очередь, ответил:

«В первую очередь – смотреть природу. Стал ценить каждый сантиметр мха на бетонной стене, каждую пролетающую птицу…».

Насколько изменились твои взгляды на жизнь, мировоззрение? Ты не сломлен, я знаю. Но неволя меняет людей. Изберёшь ли ты путь борца за свободу Польши, или же уйдешь в «бытовой буддизм»? На эти вопросы ответить можешь только ты сам.

Для меня очевидно главное – сегодня из застенков, как из доменной печи, вышел стальной человек. Будущий национальный герой Польши. А время для таких событий грядёт.  

Андрей Выползов, Калининград, мнение опубликовано на странице в «Одноклассниках»