Эксперт: В энергоспоре с Россией Польша руководствуется эмоциями, а не национальными интересами

Анджей Шченсняк отмечает, что Польша не опирается на фундамент своей энергобезопасности – уголь.

Польские политики ориентируются не на национальные интересы и экономический расчет, а на эмоции и события истории. Такое мнение относительно польских опасений попасть в зависимость от российских поставок энергии высказал аналитик нефтегазовой отрасли Анджей Шченсняк (Andrzej Szczęśniak) в интервью изданию «Polska Zbrojna».

— В Польше искусственно раздуваются опасения, что мы попадем в зависимость от российских поставок, а страх – это плохой советчик как в бизнесе, так и в политике, — сказал Шченсняк, добавив, что это «самоубийственный подход».

Аналитик приводит в пример Германию, которая, сотрудничая с Россией руководствуется политическими и экономическими интересами, и Японию, которая развивает кооперацию с Россией в энергетике, несмотря на спор за Курилы.

Что касается «третьего энергетического пакета», Шченсняк отметил, что Россия хочет двустороннего выгодного сотрудничества, а Польша руководствуется радикальным лозунгом: «дожать Россию».

— Польша требует навязать Москве жесткие правила игры, на что та никогда не согласится. Мы слишком слабы в политическом плане, чтобы вести такую игру, а в экономическом плане мы на этом теряем: из всех стран ЕС у нас самый большой дефицит торгового оборота с Россией. Германия покупает у россиян нефть и газ, но продает им технологии и технику. Мы отказываемся от такого сотрудничества, хотя у нас есть и козыри, и потенциал, для налаживания выгодных торговых отношений, — говорит Шченсняк.

Аналитик отмечает, что с энергетической точки зрения Польша является одной из самых безопасных стран в Европе, а фундамент безопасности – собственный уголь, Польша недооценивает, превращаясь «из страны-экспортёра в импортёра угля».

Насчёт якобы огромных запасов в Польше сланцевого газа Шченсняк сказал: «Это сны наяву», добавив, что о существовании в Польше сланцев было известно ещё с XIX века, но оценить, можно ли из них добыть газ, пока невозможно.

— В 2022 году у Польши заканчивается действие долгосрочного договора на покупку российского газа. Тогда россияне смогут назначить нам такие цены, как на газ, поступающий через газовый морской терминал, или аналогичные ценам на европейском рынке. Вот это реальный вызов, а не фантазии о том, что мы станем второй Норвегией, — сказал аналитик.

«NewsBalt» напоминает, в третий энергетический пакет входят шесть законодательных актов, которые предусматривают ограничение деятельности вертикально интегрированных компаний, например «Газпрома». В собственности таких компаний-продавцов газа больше не смогут находиться сети его транспортировки.


Полностью интервью Анджея Шченсняка газете «Polska Zbrojna» читайте здесь.