Политолог: За отсутствие демократии в Латвии ответственны ЕС и Ельцин, не критиковавшие институт неграждан

Виктор Гущин сделал заявление о том, что постановление о негражданах способствовало пересмотру итогов Второй мировой войны.

Директор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований Виктор Гущин ответил на заявления премьер-министра России и министерства иностранных дел о том, что попытки Латвии обелить легионеров «Ваффен-СС» говорят о недемократичности страны. «NewsBalt» публикует текст ответа:

«Сделанные в среду, 29 февраля, и касающиеся Латвии заявления премьер-министра России Владимира Путина и официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича о том, что в Латвии существуют «масштабные ущемления прав человека», которые «не делают чести Евросоюзу», а также, что «укоренившаяся тяга официальной Риги к «историческому реваншу» не способствует восприятию современной Латвии как демократического государства», возвращают нас к принятому 15 октября 1991 года Верховным Советом Латвии постановлению «О восстановлении прав граждан и основных условиях натурализации», по которому свыше 800 тысяч постоянных жителей страны были в одночасье лишены права автоматически стать гражданами Латвийской Республики, то есть, иными словами, фактически были политически репрессированы.

Нужно честно признать, что данное постановление и выстроенное на его основе законодательство о гражданстве являются ничем иным, как преступлением против демократии. Именно это постановление стало правовым основанием для строительства в Латвии не демократического государства, уважающего права национальных меньшинств, а так называмой «латышской Латвии», строить которую в 1934 – 1940 годах пытался латвийский диктатор Карлис Ульманис и в которой национальным меньшинствам была уготована только одна участь – быстрая и насильственная ассимиляция. Именно это постановление сделало возможным начало процесса пересмотра итогов Второй мировой войны и политической реабилитации нацистских коллаборационистов.

Отказ в течение целых 20 лет признавать пагубные последствия этого постановления для латвийской государственности и латвийского народа привел к деформации многих сфер политической и общественной жизни в Латвии, к проведению властями Латвии политики, которая фактически была направлена и против интересов Латвийского государства, и против интересов народа Латвии. Нужно также признать, что недостаточно решительная критика Евросоюзом в течение 20 лет массовых нарушений прав человека в Латвии способствовала быстрому росту праворадикальных и неонацистских настроений в самой Европе.

Соглашаясь с тем, что ответственность за подобное развитие событий должен взять на себя Евросоюз, следует одновременно сказать, что равную, если не большую ответственность за это должна взять на себя и Россия, которая при президенте Борисе Ельцине фактически признала демократический характер Латвийского государства, невзирая на то, что почти треть жителей страны была лишена политических прав и ни о каких демократических выборах и формировании легитимных органов власти в таких условиях не могло быть и речи».