Историк о референдуме по русскому языку в Латвии: Всегда найдутся маргиналы, мобилизующие общество

По мнению Светланы Богоявленской, у русских в Латвии не успела сформироваться идентичность, но языковой вопрос мобилизует их.

Сегодняшняя русскоговорящая община не является продолжением русской общины, которая существовала в Латвии в 20-30 годы прошлого века. Такое мнение выразила историк Светлана Богоявленская, написавшая исследование о формировании идентичности русских в Латвии в межвоенный период, передаёт «Telegraf».

В довоенной Латвии единая идентичность русских сформироваться не успела, отметила Богоявленская.

— Не сформировалась единая культура, вокруг которой можно было объединиться, чтобы чувствовать себя надежно в окружающем мире. Проблема русских Латвии и всей Российской империи заключалась в том, что большая их часть, не меняя место проживания, оказалась в диаспоре, — сказала Богоявленская.

Единой идентичности у русских Латвии нет и сегодня.

-На мой взгляд, единственное, при помощи чего можно мобилизовать людей – неважно, русских ли, латышей или немцев – это языковой вопрос, — считает Богоявленская.

Но идентичностью части русскоязычных жителей Латвии сегодня стала идея сопротивления, считает историк.

— Группа людей, которая все время пытается мобилизовать русское и русскоязычное общество, уже довольно хорошо сформировалась, и у них может появиться какая-то идентичность. Что характеризует идентичность группы? Общие цели, общие взгляды, то, кем они видят себя в истории и обществе. Эти люди видят себя угнетенной этнической общиной, которая должна бороться. И ничего, что они знают, что не достигнут своей цели. Всегда найдется какая-то маргинальная группа, которая в трудной ситуации, когда экономика разрушается, попытается мобилизовать все общество. На референдуме пара человек сумела мобилизовать всю страну, не только русскоязычных, — сказала Богоявленская.

«NewsBalt» напоминает, 18 февраля, на референдуме о придании статуса государственного русскому языку в Латвии против проголосовали 74,78% избирателей, за — 24,9%. В референдуме не приняли участие 319 тыс. человек, которые являются негражданами (эта категория лиц имеет ограничения в избирательных правах).