Староверы Латвии: По мнению властей, мы молимся на иностранном языке

Спикер сейма Солвита Аболтиня в ответ на единственное письмо староверов написала бюрократическую записку.

Руководители Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, духовные отцы самых больших староверских общин страны обратились с письмом к председателю Сейма Латвии Солвите Аболтине. Но ответ спикера разочаровал авторов письма, которые впервые за все годы независимости в такой форме обратились к представителям официальных властей, передаёт «TVNet».

— Мы стремились донести до председателя парламента нашу тревогу и боль, сказать о том, о чем много говорят между собой члены наших общин. Для нас совершенно очевидно, что статус иностранного языка не соответствует реальной роли и значимости русского языка в Латвии. Более того, этот статус унизителен для сотен тысяч русских граждан Латвии. Именно это послужило причиной протестного голосования на референдуме. И продолжение нынешней национальной и языковой политики вместо декларируемого сплочения продолжает толкать общество к радикализму, — сказал председатель Совета Резекненской Кладбищенской староверской общины, депутат сейма Владимир Никонов

По словам Никонова, староверам, чья история в Латвии насчитывает 350 лет, понятно желание латышей сохранить латышский язык и культуру.

— Но для нас, староверов, также важно сохранить свою веру, свои обычаи и традиции, основой которых был, есть и будет русский язык. Мы в своих молитвах славим Господа на церковнославянском языке, языке наших предков, который является основой основ русского языка. А сейчас, по мнению государственной власти, получается, что мы на своей родине молимся, крестим детей и провожаем усопших на иностранном языке. Мы сами являемся здесь гражданами из поколения в поколение, наше гражданство унаследовано, а язык наш – иностранный. Ну, как так может быть? – возмутился Никонов.

Староверы считают, что единственным выходом из этой ситуации может стать отмена оговорок к Всеобщей конвенции о защите нацменьшинств. «Это было бы логичным, закономерным и уважаемым шагом в направлении сплочения общества, если бы в местах, где живет не менее 20% русских, русский язык приняли как родной язык национальных меньшинств. Если политическим партиям выгодно этническое противостояние, то обществу оно, в общем, не выгодно, оно портит в людях христианское начало», — отметили авторы письма.

— Мы рассчитывали, что наше обращение к госпоже Аболтине станет началом диалога, что она разделит нашу тревогу и опасения, прислушается к высказанным нами аргументам. Что госпожа Аболтиня поймет – если уж староверы решили обратиться к официальным властям, значит, ситуация действительно тревожная, — сказал Никонов.

Однако Аболтиня дала староверам бюрократический ответ с перечислением статей законов, где говорится о том, что единственным государственным языком в Латвии является латышский, а термином «иностранный язык» обозначается любой другой. Спикер отметила, что оговорки ко Всеобщей конвенции о защите нацменьшинств необходимы, а присвоение русскому языку особого статуса дискриминирует остальные языки, используемые в Латвии. «Хочу отметить, что уже сейчас в Латвии регулирование использования языка, предписанное нормативными актами, не ограничено в отношении внутреннего общения национальных и этнических групп, а также в отношении богослужений, церемоний и ритуалов религиозных организаций, а также религиозной деятельности другого рода», — говорится в письме Аболтини.

— Но мы-то говорим о другом. Мы не против латышского языка как единственного государственного. Мы говорим о судьбе русского языка, которая волнует нас не только в религиозном аспекте, но и в более широком контексте – как основы древней русской духовной культуры, неотъемлемой частью которой является Древлеправославие, — отметил Никонов.

По словам Никонова, отношение к русскому языку в Латвии во многом определяет и отношение русскоязычных людей к стране, что является условием сплочения общества.

— За три с половиной столетия староверы пережили немало притеснений, начиная с физического уничтожения и кончая ущемлением в юридических правах. Пережили староверы и тех, кто творил эти беззакония. Переживем и сейчас. Но хотелось бы, чтобы победил здравый разум. И чтобы лозунг интеграции общества обрел реальное воплощение, — сказал старовер.

«NewsBalt» напоминает, в декабре прошлого года парламентская фракция «Центр согласия» предложила внести поправки к закону «О государственном языке». Предлагалось в городах и краях Латвии, где не менее 20% населения являются представителями национальных меньшинств расширить использования языка нацменьшинств в государственных и муниципальных учреждениях. Также предлагалось немедленно отозвать оговорки к Всеобщей конвенции о защите прав нацменьшинств. Это означало бы, что у каждой лингвистической группы в конкретном самоуправлении было бы право потребовать для своего языка статус языка нацменьшинства. Однако сейм Латвии отклонил данные компромиссные поправки.