Датский эксперт: «Нобелевская премия мира вручена ЕС, но пациент при смерти»

Такое мнение высказал аналитик международных событий газеты «Politiken» Майкл Ярлнер.

Существует множество причин, чтобы назначить Нобелевскую премию мира Европейскому Союзу, но присуждение её в данный период является спорным. Так считает аналитик датской газеты «Politiken» Майкл Ярлнер (Michael Jarlner). В статье, вышедшей накануне, журналист-международник пишет:  

— Есть старый анекдот про врача, у которого есть как хорошая, так и плохая новость для родственников пациента, который перенёс операцию: «Хорошой новостью является то, что операция прошла успешно», — сказал врач, прежде чем дополнил: «Плохо то, что пациент умер». Интересно, многие считали так же, когда комитет Нобелевской премии наградил ЕС премией мира в этом году?

— Под сомнением не сам лауреат как спорный выбор, а момент награждения: ЕС получил премию когда сотрудничество стран в сообществе скрипит и разваливается, — продолжает автор. — А в худшем случае, вот-вот рухнет. Выбор норвежского комитета весьма очевиден с одной стороны. Приз, вручённый ЕС, за те многочисленные результаты, которые операция Европы уже обеспечила, показывает европейцам, что они могут потерять, если в конечном итоге позволят пациенту умереть. — С самого начала ЕС заявил, что европейское сотрудничество желает изменить кровавую историю Европы в пользу мирного сотрудничества стран. Усилия были направлены на тесное экономическое сотрудничество, которое создавало бы всё больше и больше общих интересов в поддержании мира и увеличении стоимости войны. Примером тому стали две ядерные державы Европы — Германия и Франция, если кто в курсе их прошлой вражды.

Йарлнер вспоминает исторический опыт ЕС, когда для европейских стран было мечтой стать частью европейского сообщества и принять участие в благотворительных проектах: «Например, решающую роль ЕС сыграло в ситуации с Балканами в 90-х годах, когда война и геноцид остались позади и вместо этого они сменили курс на демократическую политику».

— Где было НАТО и особенно США с их жёсткой военной силой в отношении известного преступника, бывшего сербского лидера Слободана Милошевича? В нужный момент вступил Европейский Союз со своей «мягкой» политикой, которая укрепила мир и стабильность, — пишет Йарлнер.

По мнению эксперта, ЕС является исключительно демократическим проектом: «Мы также видели как страны, такие как Греция, Испания и Португалия, которые являлись молодыми демократическими государствами, были включены в 80-е годы в состав ЕС».

— Сегодня их демократический институт настолько крепок, что многие и вовсе забыли, как некоторое время назад они были подвержены давлению диктаторского режима и других военных хунт, — считает Йарлнер. — Спустя несколько лет, также и во время датского председательства, ЕС был готов согласиться и с другим расширениями, что делало бы ЕС ферму ещё более внушительных размеров. Предлагалось большее расширение на Восток в 2004 году, когда для европейцев холодная война была уже позади. ЕС объединился со странами бывшего врага, такими как Польша, Эстония, Латвия и Литва. Там наблюдалось повышенное напряжение касательно стабильности, демократии и уважения прав человека в Европе, что в течении десятилетий балансировало на грани третьей мировой войны.

— Также, несколько лет назад было наконец-таки завершено воссоединение Восточной и Западной Германии, что было возможно только в объединённой Европе. Движущей силой Союза были общие ценности и видения, а также перспектива повышения благосостояния, которые способствовали исторически уникальному общему рынку в полмиллиарда потребителей, с сотнями миллионов использовавших единую валюту, — рассказывает Йарлнер. — Всё это делает ЕС безоговорочным обладателем Нобелевской премии мира. Однако момент присуждения премии является спорным.

— Стоимостью спасения евро стало то, что миллионы южных европейцев приняли жёсткие меры экономии в момент, когда безработица в некоторых государствах уже напоминает 1930-е годы. В Греции наблюдается прогресс партии Золотой Зари — мы видим как европейский фашизм подпитывается от кризиса, который ударил по Европе, и эти неприятности угрожают демократическим институтам в такой стране ЕС как Венгрия, — пишет журналист. — Экономический кризис также создал экономическую напряжённость между богатыми и бедными странами ЕС. Сотрудничество в ЕС было создано, сосредоточив внимание на общих интересах неизбежного краха евро. В результате, солидарность стран находится под давлением.

— ЕС когда-то было синонимом Европейского Сообщества, а Союз сегодня является двигателем многоскоростной Европы. Германия настаивает на расширении, когда одна из великих держав Европы, Великобритания, находится спиной к Союзу и все опасаются, что британцы вскоре выйдут из состава. Несмотря на то, что у Великобритании свои стратегические, политические и исторические интересы в сильной Европы, они не оценили всех последствий их возможного ухода. Но британцы не одиноки, небольшие богатые страны, такие как Нидерланды и Дания, и их ведущие политики, как Геерт Вилдерс и Пиа Кьерсгор, направлены с враждебной риторикой по отношению к ЕС. Даже консервативная партия теперь, похоже, вдохновилась этими взглядами.

Йарлнер отмечает, что экономические кризис также сделал ЕС менее привлекательным для других: 

— Когда такая страна как Турция несколько лет назад скакала и танцевала за право стать частью сообщества, сегодняшнее их отношение остаётся весьма холодным: для чего Турция со своей растущей экономикой должна вступить в ЕС с бушующим экономическим кризисом? Таким образом, выходит, что ЕС потерял свою привлекательность. И хотя операция Союза возможно и прошла успешно, пациент всё же рискует умереть. Нобелевская премия мира для ЕС, от комитета страны не члена Евросоюза — Норвегии, напоминает, что это будет иметь свою цену.


Также по теме:

Датский эксперт о вручении ЕС Нобелевской премии мира: «Но мир с этим не имеет ничего общего!»

Историк: Присуждение Нобелевской премии мира Евросоюзу — типичная коррозия принципов норм и морали

Нобелевская премия мира присуждена Евросоюзу, воевавшему весь 2011 год