Политик: Будь это в моей власти, польско-российские отношения, несомненно, улучшились бы

Утверждает лидер партии социально-либеральной направленности «Движение Паликота» Януш Паликот.

В интервью руководителю Польского культурно-делового центра в Калининграде Томашу Оманьски Януш Паликот рассказал о настоящем и будущем сотрудничестве между Россией и Польшей. Паликот — польский политик и лидер партии социально-либеральной направленности «Движение Паликота», которое занимает третье место в польском парламенте по количеству депутатов.

Паликот не сомневается, что будь это в его власти, польско-российские отношения улучшились бы.

— Я уверен, что улучшились бы, только потому, что мы партия, которая не смешивает историю с политикой. Конечно, мы не умаляем историю и не забываем о важных событиях нашего народа, но история не становится для нас определяющим фактором в международных отношениях, — говорит политик.

Он продолжил, дав оценку уровню экономических связей между Польшей и Российской Федерацией:

— …Сегодня Польша демонстрирует поразительно малое участие в российской торговле. В пределах 1,5%, если я правильно помню. Нет повода, чтобы мы не увеличили масштаб торгового сотрудничества между нашими странами. Нет оснований, не соглашаться с тем, чтобы русские компании инвестировали в Польше, а польские фирмы в России. Сегодня, по символическим причинам, по причинам исторической памяти, невозможны наиболее элементарные, основные международные операции между Польшей и Россией, — считает парламентарий.

На вопрос о том, что преобладает в отношениях Польши и России: политика или экономика, Паликот ответил так:

— Надо чётко понимать, что в сегодняшнем мире внешняя политика гораздо больше базируется собственно на торговле, на экономическом развитии, а гораздо меньше на символических делах и исторической памяти. Мы должны иметь в виду, что из Европы, в том числе и из Польши, тысячи и тысячи рабочих мест уехали в Азию, в Китай, Индию, Таиланд, Малайзию и прочие страны. Стало быть, если мы в Европе не будем сотрудничать, а это касается и Польши с Россией, мы постепенно будем терять и другие рабочие места.

Далее пошла речь о сотрудничестве стран в рамках малого приграничного движения, которое глава фракции польского Сейма оценил достаточно высоко, сказав:

— Польша отлично пользуется малым приграничным движением, особенно Гданьск. Я также надеюсь на продолжение такого сотрудничества в ещё большем диапазоне, с новыми городами северной Польши.

Он добавил:

— Важно, чтобы польские города сделали ещё больший упор на рекламу и информацию на русском языке, а также инвестировали в инфраструктуру по пути к основным центрам городов. Как раз это пробуем предложить и в Эльблонге, чтоб новый мэр повлияла на постройку торгового центра перед самим въездом в город, то есть на дороге из Калининграда в Гданьск. Так как поляки в полной мере пользуются благами МПД (малое приграничное движение), то я уверен, что и россиянине тоже довольны, поскольку они могут купить продукты питания и прочие товары просто дешевле, чем у себя дома. Но самое важное в идее МПД – люди встречаются, принимают участие в разных видах культурного обмена и видят, что нет никаких оснований опасаться друг друга. Видят, что нет ни малейшей причины ощущать какую-то враждебность или страх, — подчеркнул политик.

Высказал Паликот и своё отношение к идее популяризации русского языка, от которого современные польские школы давно отказались.

— Я не думаю, что русский язык должен быть обязательным, потому что уже не то время, когда демократическому обществу можно что-то навязывать, но, однозначно, мы должны способствовать показу современных российских фильмов, театральных постановок, современной российской музыки. Как раз такой естественный культурный обмен будет пробуждать в людях интерес к российской культуре и русскому языку.

Совсем недавно, мой второй сын Александр начал учить русский язык, чтобы прочитать Достоевского в оригинале. Чем больше мы будем показывать великие достижения российской культуры, тем больше людей в Польше заинтересуются изучением русского языка, тем самым, улучшим развитие совместного бизнеса. Будет видно, что бизнесу можно и выгодно ехать в Россию, и наоборот, россиянам инвестировать в Польше, что заинтересует поляков изучением русского языка. Итак, в итоге: не обязанность, а сотрудничество будет нашим общим благом.

Несмотря на то, что в своё время Паликот заработал у журналистов прозвище «шута польской политики, «NewsBalt» не услышал в его словах решительно ничего «шутовского». Совсем напротив, его речь кажется пропитана прагматизмом насквозь. Действительно, разве не глупо предъявлять друг другу сегодня претензии, которые могли иметь наши прадеды? Впрочем, польский и российский народы давно это поняли без всяких указаний «свыше».