Шведы борются с этническими беспорядками, сослав омбудсмена в иммигрантские районы

Такой способ решения социальных проблем в иммигрантских пригородах Стокгольма предложил министр по делам интеграции Эрик Улленхаг.

Ведомство омбудсмена по вопросам дискриминации (ДО/DO) переедет из центра Стокгольма в один из иммигрантских пригородов города: Ринкебю или Тенста. Об этом заявил министр по делам интеграции Эрик Улленхаг считающий, что, таким образом, удастся преодолеть негативное развитие в этих районах с их социальными проблемами и снижающимся уровнем сервиса.

По замыслу, омбудсмен по дискриминации и весь его штаб, состоящий из примерно сотни сотрудников, переедет в 2014 -2015 годах, как раз к тому сроку, когда заканчивается его договор об аренде помещений в стокгольмском «сити» (деловом центре города).

После этого заявления министра, ведомству будет дано несколько месяцев на обдумывание ситуации. Однако, омбудсмен Агнета Бруберг уже выразила негативное отношение к этой идее в интервью Sverigesradio.se. Она считает, что у её «вотчины», подвергавшейся критике за слишком долгое рассмотрение дел, на переезд просто нет времени:

— Мы в течение полутора лет вели обширную работу по развитию нашего ведомства и сейчас процесс пошёл. А переезд будет означать сбой в работе, что не очень здорово.

По мнению Бруберг, центральное расположение её организации оправдано и другими причинами:

— Оно было связано с уровнем нашей доступности, который завязан на ведущихся нами разнообразных делах о дискриминации.

И действительно, омбудсмен по дискриминации занимается не только проблемами этнической, расовой или религиозной дискриминации, но и вопросами дискриминации по половому признаку, половой ориентации, по инвалидности, болезни, в связи с травлей на рабочих местах и в школах, и тому подобное.

Но с другой стороны львиную долю заявлений ДО получает сейчас по электронной почте и доступность, вряд ли играет решающую роль, тем более что и Тенста и Ринкебю, территориально, в 15 — 20 минутах езды на метро от центра Стокгольма.

Однако, по словам Улленхага, именно это ведомство выбрано для переезда не потому, что оно в большей степени разбирает вопросы дискриминации иммигрантов или этнических меньшинств, хотя таких дел разумеется много, а именно потому, что истекает срок аренды его помещений. И речь идёт, скорее, об общей политической установке:

— Нам, в принципе, необходимо разместить больше государственных и муниципальных учреждений в этих уязвимых районах. Это часть нашей работы по созданию там позитивного развития.

Но что же это даст?

— Там получат рабочие места около 100 человек, что даст позитивный сигнал о том, что государственная администрация — часть жизни этого района. Новые рабочие места создадут предпосылки для развития и другого сопутствующего сервиса, например ресторанов.

Министр полагает, что переезд ведомства может привести и к возвращению в эти районы, ранее закрытых там, банковских офисов, за что власти подвергались критике.

— Я не решаю вопрос о том, где размещать банковский сервис. Но если там появится крупное рабочее место, автоматически, увеличивается вероятность возникновения других сервисных предприятий, — считает он.

Впрочем, планы эти ещё совсем лишены конкретики; не известно, куда переедет ведомство в Тенсту или Ринкебю, неизвестно, в какие именно помещения.

На деятельность омбудсмена по вопросам дискриминации в 2013 году было выделено около 93 млн. крон.

Инициативу о переводе ДО поддержал руководитель дома культуры в Тенсте Грегор Врублевский. Он считает, что это решение во многом связано с недавними беспорядками в стокгольмских пригородах.

— Невозможно избежать этой связи; что идея возникла после того, как Улленхаг посетил эти районы. Ну что же, лучше поздно, чем никогда, — отметил Врублевский.

В течение многих лет, по словам Врублевского, обсуждалась возможность перевода технического отдела стокгольмской мэрии в Ринкебю-Тенсту, но его так и не произошло. И хотя, работы от приезда в район омбудсмена по дискриминации не появится, польза, полагает Врублевский, будет.

— Это придаст толчок местному бизнесу, когда в районе появится государственное ведомство. Ведь случившееся несколько лет тому назад в Ринкебю, когда местные органы управления были упразднены и объединены в единую структуру, в другом пригороде — Чиста, стало катастрофой. Это был тяжёлый удар по локальным предприятиям, — утверждает он.

Но есть и другой аспект перевода в этот район именно ДО.

— В этом, кажется, зашифровано какое-то послание, почему именно ДО? Почему не технический отдел мэрии? Можно подумать, что никто не рассматривает эти районы как нормальные для человеческого проживания, а они обязательно должны связываться с какими-то проблемами, — сообщил Врублевский корреспонденту Sverigesradio.se Андерсу Льюнбергу.

«NewsBalt» почему-то не разделяет оптимизм шведов, считающих присутствие омбудсмена в проблемных районах чуть ли не «панацеей». Воистину, их весьма оригинальные методы борьбы с этнической преступностью не перестают удивлять. Не говоря уже о том, что омбудсмен (заметим, женщина), таким образом, будет подвергнут повышенной опасности, так ещё и разбуянившиеся исламисты получат возможность бегать жаловаться на «гадких полицейских, унижающих их национальное достоинство».

Ну, а если в основе этой идеи лежит желание организовать рабочие места, то стоило ли мелочиться с какой-то службой омбудсмена? – Почему бы не разместить в том же мусульманском Ринкебю минобороны, а то и всё правительство? – Ведь там рабочих мест гораздо больше.