Экс-посол США: Сноуден нужен России, чтобы вбить клин между нами и Германией

С уверенностью говорит бывший американский дипломат, а ныне сотрудник аналитического центра Brookings Institution в Вашингтоне Стивен Пайфер.

Бывший посол США на Украине, а ныне сотрудник аналитического центра Brookings Institution в Вашингтоне Стивен Пайфер уверен, что Россия будет использовать Эдварда Сноудена для того, чтобы испортить германо-американские отношения.

— Россия может попытаться использовать Сноудена, чтобы вбить клин между Вашингтоном и Берлином, — отметил он в беседе с корреспондентом «Deutsche Welle».

Действительно ли за последними разоблачениями Сноудена стоит Москва, как предполагают некоторые западные СМИ? Одна из московских газет назвала сведения Сноудена «асимметричным русским ответом» на развёртываемую в Европе систему противоракетной обороны НАТО, против чего выступает Москва. Пайфер в этом сомневается, но считает, что испорченным германо-американским отношениям Россия «очень рада».

Его российский коллега, директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин менее категоричен. В России, по его мнению, «есть такие люди, которые пьют шампанское» и радуются скандалу между Берлином и Вашингтоном. В интервью «Deutsche Welle» эксперт отметил, что не видит прямой выгоды для России от последних разоблачений Сноудена.

По его словам, вопрос заключается в том, «приведёт ли это к серьёзным подвижкам в европейской, и прежде всего, в германской внешней политике». Если Европа «выйдет из-под американской опеки» и превратится в самостоятельного игрока, это будет отвечать российским представлениям о «многополярном мире», считает Тренин. Сам он этого не ожидает. Кроме того, отметил эксперт, доказательства причастности России к разоблачениям Сноудена нет.

— Путин, я думаю, особой игры не ведёт, — говорит Тренин. — То, что Сноуден разоблачает, конечно, полезно для Путина, но если бы он делал это, находясь в другой точке земного шара, было бы ещё полезнее.

Тренин называет Сноудена бескорыстным «разоблачителем американских спецслужб» и «борцом за правду в лучших традициях США».

Пайфер уверен, что Сноуден, наоборот, — перебежчик, а не разоблачитель.

— Я бы очень удивился, если бы Сноуден после четырёх месяцев в России не имел контактов с российскими спецслужбами, — говорит вашингтонский эксперт. — Если это действительно так, российские спецслужбы не выполняют свою работу.

В свою очередь, российская сторона с самого начала утверждает, что её спецслужбы со Сноуденом не работают. Кроме того, формально все разоблачения идут не от Сноудена, а через западную прессу.

Ханс-Хеннинг Шрёдер из берлинского фонда «Наука и политика» не верит в то, что за информацией о прослушке мобильного телефона Меркель стоит Россия.

— Я думаю, это слишком смелое предположение, — сообщил Шрёдер в беседе с «Deutsche Welle». — Российской стороне должно быть понятно, что экономические отношения и союзнические связи Германии и США настолько тесные, что разрыва не произойдёт, — полагает политолог.

В то же время Шрёдер не исключает, что решение о недавней встрече Сноудена в Москве с немецким оппозиционным политиком от партии «Союз-90/зелёные» Хансом-Кристианом Штрёбеле «было принято не без согласия высших руководителей России». Шрёдер видит за этим попытку внести «неуверенность и беспокойство» в работу правительства ФРГ. Ведь в последние два года Германия неоднократно критиковала Россию за «усиление давления на гражданское общество».

Если Россия, действительно, пыталась «раздражать» официальный Берлин, то это было контрпродуктивно, уверен Шрёдер. По мнению политолога, ведущие сейчас переговоры о создании нового коалиционного правительства консерваторы и социал-демократы готовы к более тесному сотрудничеству с Россией.

«NewsBalt» хотел бы обратить внимание на то, что основным условием предоставления убежища Сноудену президент России Владимир Путин называл прекращение антиамериканской деятельности.