Дания заявила свои права на 62 тыс. км² океанского дна в Арктике

Если её права будут признаны, территория страны может увеличиться на миллион квадратных километров.

Дания и Гренландия заявили о своих правах на 62 тыс. квадратных километров океанского дна в Арктике, пишет «The Copenhagen Post».

Это заявление – четвёртое из пяти, которые Дания хочет успеть сделать до крайнего срока в 2014 году – спустя 10 лет после подписания страной Конвенции ООН по морскому праву. Если эти права будут признаны, территория Дании в целом может увеличиться на миллион квадратных километров.

Пока территория шести стран, имеющих выход к побережью Северного Ледовитого океана (Дания, Канада, Россия, Норвегия, США и Исландия), составляет 200 морских миль от берега, эти воды считаются их исключительной экономической зоной.

Но государства могут расширить свои права на обладание океанским дном до 350 морских миль от их побережья, если сумеют доказать что их континентальный шельф уходит за пределы 200 морских миль исключительной экономической зоны.

Хотя расширенные права и не включают в себя права на рыбный промысел, они распространяются на всё то, что лежит на дне или находится под ним. В частности, тот участок арктического дна, на который заявила свои права Дания, находится недалеко от уже известных нефтяных месторождений у восточного побережья Гренландии.

Однако, подтвердить права, заявленные Данией совместно с Гренландией и Фарерскими островами, будет непросто.

Дело в том, что другие пять арктических держав также заявили о своих правах на океанское дно, и в 50 случаях их интересы пересекаются с интересами Дании. Возможно, решения придётся ждать до 2019 года.

Арктическая нефть остаётся «горячей» темой. Кстати, среди активистов Greenpeace, арестованных после попытки высадиться на российскую нефтяную вышку, есть и гражданка Дании Анне Ройер Йенсен. Сравнительно недавно она была отпущена под залог.

Дания продолжает участие в спорах за обладание Арктикой. Несмотря на активное внедрение возобновляемых источников энергии и сокращение выбросов углерода, бюджет страны сильно зависим от налогов, уплачиваемых за добычу нефти в Северном море.