Политик: Референдум о русском языке стал большим праздником для всех латвийцев!

Убеждён вице-спикер парламента непредставленных и один из инициаторов референдума за русский язык Александр Гапоненко.

Вице-спикер парламента непредставленных Александр Гапоненко считает, что несмотря на невозможность победы, референдум о русском языке, как втором государственном в Латвии, имел, по крайней мере, четыре важных последствия.

— С праздником Вас, дорогие латвийцы!

Два года тому назад, 18 февраля 2012 года, в Латвии состоялся референдум за придание русскому языку статуса второго государственного. Референдум стал ответом на попытки латышских национал-радикалов запретить законодательным путём преподавание в школах на родном для детей русском языке. Сорок процентов населения республики подверглось опасности насильственной ассимиляции.

Инициаторы референдума изначально осознавали, что победить на референдуме в обществе, где на государственном уровне дискриминируются этнические меньшинства, где их значительная часть лишена прав гражданства, невозможно. Поэтому они объявили, что целью референдума является защита человеческого достоинства от этнического унижения и формирование единой латвийской нации. Эти идеи нашли понимание среди всех демократически настроенных слоёв населения. За право говорить и учить детей на родном языке, сохранять свои духовные ценности и культуру проголосовало 25% правоспособных жителей республики. К ним необходимо добавить голоса 15% неграждан, которые не имели прав участвовать в референдуме из-за своего «неправильного» расового происхождения.

Референдум имел четыре важных следствия для латвийского общества. Во-первых, он обеспечил консолидацию абсолютно всех членов русской общины вокруг принципиально важных для них духовных ценностей.

Во-вторых, он выявил новую русскую элиту, которая взяла на себя ответственность за судьбу своих соплеменников. Эта элита институционализировала инициированные референдумом демократические процессы и создала легитимный орган власти – парламент непредставленных.

В-третьих, как показал анализ территориального распределения итогов голосования, референдум поддержали латгалы, которые страдают от этнической дискриминации ещё в большей степени, чем русские. Их привлекла идея строительства единой латвийской нации, в которой на равных жили бы представители всех этнических общин. Начался процесс развития самосознания латгальского этноса, подвергшегося репрессиям как при ульманисовском режиме, при Советах, так и при нынешних властях.

Наконец, в-четвёртых, референдум привёл к расслоению латышской общины на сторонников движения по демократическому пути развития и на национал-радикалов, которые стали активнее реализовывать свою реакционную концепцию строительства «латышской Латвии». Появилась возможность направить республику по демократическому пути развития.

Прошедший два года тому назад языковой референдум был первым опытом ненасильственного преобразования тоталитарных постсоветских режимов. Завершился он победой сил демократии и прогресса. Поэтому сердечно поздравляю всех латвийцев с большим праздником! – написал политик на своей странице в Facebook.