Министр обороны Швеции: Мы уже свернули всё двустороннее сотрудничество с Россией

Такие меры, по словам Карин Эрнстрём, шведское правительство приняло в ответ на «российскую аннексию Крыма» и «агрессию» на Украине.

На вопрос «Как повлияла российская аннексия Крыма, украинской территории, на безопасность Европы и Швеции?» на форуме «Народ и оборона» попыталась ответить в т.ч. и министр обороны страны Карин Энстрём.

Участниками данного форума являются 74 шведские организации. Семинар собрал более сотни заинтересованных лиц, среди них представители посольств США и России в Швеции.

Выступление главы оборонного ведомства, которое называлось «Оборонная политика Швеции после Украины», началось с утверждения «незаконности и неприемлемости действий России на Украине».

— Шведское правительство прервало всё двустороннее сотрудничество с Россией. Отменены все встречи высокопоставленных представителей двух стран. Правительство отказалось пролонгировать план оборонного обмена наших вооружённых сил. Этот план должен был быть подписан в феврале. На практике это означает приостановку всего оборонного сотрудничества Швеции и России, — цитирует Энстрём Sverigesradio.se. — Все ранее запланированные совместно с Россией мероприятия отменены.

Она добавила, что в этом шведском моратории на сотрудничество с Россией есть исключения: «поддержка институтов российского гражданского общества, развития демократии и механизмов защиты прав человека».

Говорила министр и о шведской поддержке Украины: политической и финансовой, в рамках двустороннего сотрудничества и в рамках сотрудничества с ЕС.

— Мы не находимся в конце события, мы в его эпицентре, можно рассуждать о возможных путях развития ситуации, но очевидно одно: быстрого конца этому не будет, это реальность, которая будет продолжаться долго.

Мы должны сделать для себя вывод: Россия, кроме наращивания своей военной мощи, имеет и другие амбиции, она готова использовать эту мощь. Это означает обострение фактора неуверенности и увеличения риска возникновения вооружённых конфликтов в нашем регионе, — считает Эрнстрём.

ЕС должен говорить в один голос, подчеркнула министр, это может подействовать. Другой вопрос, какие санкции в отношении России могут оказаться эффективными.

— Альтернатива — использовать совершенно другие методы, — в этом случае я, действительно, считаю, что надо знать, что делаешь. Нет, речь о том, что мы должны предельно ясно дать понять со стороны ЕС, со стороны НАТО, со стороны всех, на самом деле, государств, что такой образ действий неприемлем, и приложить к этому экономические санкции. Но что подействует, а что нет, покажет будущее, — выразила надежду Энстрём.

На вопрос о вступлении Швеции и НАТО министр ответила так:

— Это естественный шаг в развитии нашей политики безопасности. Мы строим систему безопасности с другими странами, мы зависим от них. То, что случилось на Украине, демонстрирует разницу между участием (в НАТО) и неучастием. Но здесь всё зависит от остальных шести партий Риксдага (парламента), которые считают, что идея вступать в НАТО — плохая идея.

Из восьми парламентских партий Швеции за вступление в НАТО выступает только Либеральная народная партия, участница правящего «Альянса за Швецию».

Меж тем, шведский русолог, во времена СССР — известный советолог, профессор Кристиан Гернер так прокомментировал происходящее на Юго-Востоке Украины:

— Даже если нельзя сказать, что Москва ввела своих людей (в восточные украинские области), всё равно, право вето, так сказать, за Путиным, и поэтому за эти беспорядки отвечает, в первую очередь, Москва.

При этом Гернер сказал о необходимости компромисса:

— Надо признать, как совершившийся факт, то, что Крым принадлежит России, но попытаться получить гарантии в остальном (гарантии невторжения российских войск на территорию Украины)…

Мы должны остановить эскалацию конфликта, — призывает профессор, подразумевая под «мы» Европейский Союз.