Политолог: К смене власти в Швеции привели перевод медицины на рыночные рельсы и бесчинства исламских иммигрантов

Такое мнение «НьюсБалт» высказал научный сотрудник Балтийского федерального университета им. Канта Аркадий Рябиченко.

По итогам парламентских выборов, прошедших накануне в Швеции, впервые за восемь лет к власти пришли левоцентристы. Правоцентристский Альянс, возглавляемый премьер-министром Фредриком Райнфельдтом, уступил власть «красно-зелёной» оппозиции. Являющийся лидером правившей Умеренно-коалиционной партии (УКП) Райнфельдт уже объявил о своём намерении покинуть пост председателя УКП.

Лидеру возглавляющей «красно-зелёный» блок Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ) Стефану Лёвену теперь предстоит создать «правительство меньшинства». Лёвен уже заявил о том, что в его правительстве не будет места правоцентристам, но при этом не исключил возможности других вариантов сотрудничества с партиями Альянса. СДРПШ и «зелёные» уже сегодня начали переговоры по вопросам формирования правительства.

По предварительным данным, которые приводит шведское телевидение SVT, «красно-зелёные» (СДРПШ, Левая партия и Партия защиты окружающей среды – Зелёные») получают 158 мандатов, тогда как Альянс (Умеренная коалиционная партия, Партия центра, Народная партия – Либералы и Христианские демократы) вправе рассчитывать на 142 места в риксдаге.

За националистическую и антиммигрантскую партию «Шведские демократы», победа которой, как и четыре года назад, стала сенсацией выборов, свой голос отдали более 781 000 шведов. Получив 13% голосов избирателей, партия удвоила результаты 2010 года. Каждый третий избиратель, ранее голосовавший за УКП, отдал на этих выборах свой голос за националистов. Тем самым «Шведским демократам» удалось одолеть входящую в состав «красно-зелёной» коалиции Партию защиты окружающей среды – «Зелёные» в сражении за право называться третьей по величине парламентской партией Швеции.

Получив в риксдаге 49 мандатов (против прежних 20), националисты теоретически становятся обладателем права решающего голоса. Также, как и в 2010 году, представители обеих политических блоков Швеции заявляют о том, что не готовы сотрудничать со «Шведскими демократами» при решении вопросов иммиграционного регулирования, однако партия не теряет надежды на то, что ей дадут участвовать в определении политики миграции.

По итогам опросов общественного мнения, самыми обсуждаемыми вопросами избирательной кампании 2014 года стали образование и здравоохранение.

Политолог, научный сотрудник Балтийского федерального университета им. Канта Аркадий Рябиченко, посвятивший свою кандидатскую диссертацию «Шведским демократам», сказал «НьюсБалт», что итоги выборов 2014 года не вызывают у него удивления:

— Скорее, меня больше удивляет тот факт, что шведы не отправили своё правоцентристское правительство в отставку ещё четыре года назад. Объявив о том, что десятилетиями строившийся социал-демократами «дом для народа» с его многочисленными пособиями якобы поощряет паразитизм и удушает предпринимательский дух, правительство Фредрика Райнфельдта начало демонтаж всемирно известного шведского социального государства.

Стали закрываться школы, в медучреждениях грянули сокращения, а молодёжная безработица достигла рекордных показателей. Многочисленным безработным правоцентристы не смогли предложить ничего иного, кроме бесплатных стажировок, то есть, фактически — работу за копейки. Однако наибольшее недовольство среди шведов вызвал затеянный Райнфельдтом и его правой рукой Андерсом Боргом, перевод медицины на рыночные рельсы, в ходе которого, как отмечают критики, часть государственных медучреждений перешли в частные руки по заниженным ценам.

Высокие результаты, которых достигли на этих выборах «Шведские демократы», для меня также были очевидны. Когда у тебя под окнами иммигрантская молодёжь поджигает здания и автомобили, закидывая попутно камнями и «коктейлями Молотова» полицию и пожарных, волей неволей начнёшь интересоваться идеями по ограничению иммиграции в Швецию, которые «Шведские демократы» озвучивают уже более двадцати пяти лет.

Шведский обыватель пока не осмеливается прилюдно говорить о том, что массовая иммиграция – это не только плюсы, но уже готов отдавать за презираемых всеми без исключениями партиями «Шведских демократов» свой голос на выборах в парламент. Тот факт, что на этих выборах за «Шведских демократов» проголосовали люди, обычно поддерживавшие другие партии, это хорошо иллюстрирует.

Потому, рано или поздно, Швеция всё равно будет вынуждена пойти по пути соседней Дании, власти которой уже не первый год реализуют ограничительную иммиграционную политику.