Кто «палачи польского народа» и кто лжёт о польских лагерях смерти: дискуссия в Польше

В непростых польско-российских отношениях снова появилась тема памятников погибшим солдатам России.

В непростых польско-российских отношениях снова появилась тема памятников погибшим солдатам России. Сначала общественность польского города Санок потребовала убрать с центральной площади памятник благодарности Красной Армии. А затем власти Польши решительно выступили против памятника русским военнопленным, погибшим в лагеря во время польско-большевистской войны. Редакция портала «НьюсБалт» перевела на русский язык материалы на эту тему, опубликованные в "Kresy.pl" и "Polska.newsweek".

В городской совет города Санок (Подкарпатское воеводство) поступило заявление, подписанное ветеранами войны, харцерами и представителями патриотических организаций, с предложением убрать или перенести памятник благодарности Красной Армии, который находится на площади в самом центре города.

В документе, который получил глава местного самоуправления Ян Оклеевич, подчёркивается, что «в сентябре 1939 года Красная Армия, совместно с немецкими войсками, совершила акт агрессии против Польши, оккупировала её земли и установила на них кровавую власть». В качестве примера советских преступлений против польского народа авторы заявления приводят массовые депортации на восток, принудительную коллективизацию села, выдачу населению советских паспортов, результатом чего стал обязательный призыв в Красную Армию, аресты и тайные убийства, а, кроме того, бесчисленные грабежи и насилие. Они напоминают, что «советы» проигнорировали постановления Женевских конвенций, совершая массовые экзекуции польского населения, в том числе, в Катыни.

«Красная Армия не заслуживает никакой благодарности и почитания со стороны поляков и польского государства, а то, что осталось после многих лет принудительного союза Польши с Советским Союзом, должно быть устранено с городской территории, как символ прославления палачей польского народа. Я надеюсь, что наши справедливые аргументы возьмут вверх, и среди 21 городского депутата найдется хотя бы один, который внесёт соответствующий проект на голосование по этому вопросу», — полагает представитель авторов петиции Михал Михневич из местного отделения «Народного движения».

Это не первое заявление, полученное городскими властями, с предложением убрать памятник Красной Армии. Подобные письма уже получало прежнее руководство города, но ни одно из них не получило положительного ответа.

«Мы надеемся, что теперь, особенно перед лицом российской агрессии на Украине, депутаты пойдут навстречу желанию народа, и уберут этот памятник. Ни один закон не оправдывает снисходительного отношения к культивированию памяти оккупантов, которые на долгие годы поработили нашу страну», — замечает Михневич. 

Под петицией о ликвидации памятника подписались, среди прочего, Исторический клуб имени Армии Крайовой, ветераны АК и сибирских ссылок. Авторы заявления считают, что монумент должен быть перенесен на кладбище, где покоятся советские солдаты. По мнению историков, памятник в городском парке находился на подобающем месте только до начала 50-х гг XX века, когда он являлся составной частью кладбища солдат Красной Армии, расположенного там же. После эксгумации в середине 50-х гг., и перенесения останков на центральное кладбище города Санок, прежний памятник был снесён. Тот же монумент, который стоит на площади сейчас, был восстановлен только в 70-х гг.

Ещё одна история с памятником набирает обороты в Кракове. Как стало известно, Российское военно-историческое общество собирает средства на возведение в городе монумента русским военнопленным времен польско-большевистской войны 1919-1920 гг. Летом этого года был объявлен конкурс на памятник, но еще не известно предполагаемое место его установки. По сообщению Первого канала российского телевидения можно заключить, что таким местом может стать Раковицкое кладбище в Кракове, на котором, по данным телеканала, захоронены останки более тысячи красноармейцев.

По словам председателя общества Юрия Никифорова, десятки тысяч солдат Красной Армии, погибших в «польских лагерях смерти», не были отмечены ни отдельными кладбищами, ни памятными знаками, не говоря уже о монументах. По его словам, о пленных и умерших в плену красноармейцах забыли, как в Польше, так и в Советском Союзе. Он провел параллели между судьбой польских офицеров в советском плену и красноармейцев в польских лагерях: «В Катыни было убито четыре тысячи польских граждан, а в Польше — десятки тысяч русских». Он подчеркнул, что польская сторона даже не пыталась подсчитать их количество.

С такими упрёками не согласны польские историки из Института национальной памяти. 

«Следует отметить, что польские и российские историки и раньше не избегали этой темы. Десять лет назад был опубликован сборник документов, посвящённых этой теме. В данной работе была предпринята попытка подсчитать число умерших в неволе. Но ни в коем случае нельзя сказать, что это были «лагеря смерти», в которых совершались массовые убийства», — говорит директор Бюро общественного образования ИНП Анджей Завистовски.

Никифоров утверждает, что летом этого года Военно-историческое общество обратилось к руководству города с просьбой о выдаче разрешения на установку такого монумента, но, по его словам, до сих пор официального ответа не последовало. По информации городских властей, никаких обращений к ним не поступало. Однако они знают о существовании такой инициативы, и, как сообщают польские издания, властям Кракова эта идея пришлась не по душе. 

«Раковицкое кладбище — это не лучшее место для инициативы такого типа», — заявил градоначальник Кракова Яцек Майхровски.

В свою очередь, представитель Управления кладбищ Кракова Патриция Чвикла призналась в беседе с журналистами, что в июле Раковицкое кладбище «неофициально» посетил российский консул, который интересовался этим местом «с точки зрения возможной установки памятника». При этом она добавила, что по закону для установления памятников на военных кладбищах требуется разрешение воеводы.

Глава Малопольского воеводства Ежи Миллер в своём заявлении подчеркнул, что российская формулировка, говорящая о «польских лагерях смерти», является «лживой и очень несправедливой». 

«Солдаты, которые сражались в польско-большевистской войне в 1920 году, в том числе и те, кто погиб на поле боя или умер в военных госпиталях и лагерях для военнопленных, были похоронены в разных местах на территории всей страны, включая и Малопольское воеводство», — написал воевода в своём заявлении.

По мнению редакции «НьюсБалт», польская сторона, болезненно требующая увековечивания памяти поляков, погибших в России (Катынь – лишь один из эпизодов), неоднократно демонстрировала неприятие попыток российской стороны увековечить память красноармейцев, погибших на территории Польши.