Американский профессор: Неспособность США предугадать ответную реакцию России является верхом глупости

Такое мнение высказал профессор Гарвардского университета Стивен Уолт.

Неспособность или нежелание США и Европы предугадать ответную реакцию России является верхом глупости и безрассудства. Такое мнение высказал профессор Гарвардского университета Стивен Уолт на страницах американского издания "Foreign Policy"

В статье под заголовком «Чему Путин научился у Рейгана» профессор провёл, как ему кажется, историческую параллель между США времён Рейгана, когда Штаты вооружили контрас Никарагуа, и современную Россию, которая помогает ополчению Донбасса.

«Поймите меня правильно, — пишет Уолт (перевод — ИноСМИ). — Происходящее на Украине — это трагедия, а действия Путина и России достойны осуждения. Но мне также кажется, что неспособность или нежелание США и Европы предугадать ответную реакцию России является верхом глупости и безрассудства. В конце концов, им достаточно вспомнить, какую политику США проводят в большей части Западного полушария».

Если хотите, поводов для тревоги у Москвы сегодня больше, чем у США в 1980-е годы. Никарагуа — это крошечная страна, и населения у нее меньше, чем жителей в Нью-Йорке. Собственный военный потенциал у неё был ничтожный, а потенциальная ценность в качестве советской базы была минимальна. Однако американские руководители увидели в этой маленькой, бедной и слабой стране серьёзную стратегическую угрозу, а Рейган заявил, что если сандинистов не свергнуть, террористы и диверсанты смогут «всего за два дня» добраться до Харлингена в Техасе.

Если президента (Рейгана) могущественных Соединённых Штатов с их самой сильной в мире экономикой и расквартированными по всему миру мощными вооруженными силами настолько напугала разношерстная команда сандинистов, что он решился организовать и поддержать незаконную гражданскую войну против них, то мыслимо ли такое, что Путина, Медведева и многих других россиян ни чуточку не встревожит то обстоятельство, что страна с 45-миллионным населением, находящаяся прямо у них на границе, готовится пересмотреть свои ориентиры и пустить могущественный военный альянс на российский порог?

Повторю: политика России предосудительна, а Владимира Путина нельзя назвать непонятым деятелем, заслуживающим наших симпатий. Но его поведение не очень сильно отличается от действий почитаемых руководителей типа Рональда Рейгана, на которые они с готовностью шли, когда чувствовали, что на кон поставлены жизненно важные интересы.

Чтобы отыскать долгосрочное решение украинской головоломки, нужно меньше морализаторства и больше стратегического мышления. И начать нужно с понимания того, что движет Москвой в её действиях. У меня нет симпатий ни к Путину, ни к его политике, ни к его режиму. Но осознание того, что в его действиях нет ничего необычного, отнюдь не повредит нашим усилиям», — заключает профессор Гарварда.